Фотоматериалы можно выслать вместе с проектом отдельными файлами.




Желаем вам удачи!

*****************************************************************************************************

Рекомендации по разработке и внедрению

Климатического плана школы

Климатический план школы – это стратегический документ, который создают школы по всему миру, чтобы снижать свое воздействие на климат, а также для подготовки к возможным последствиям изменения климата.

Основой Климатического плана является комплекс действий по повышению энергоэффективности школьного здания, энергосберегающие меры в поведении детей и взрослых, энергоэффективные приоритеты в закупках, в транспортных решениях.

Меры адаптации – подготовки к последствиям изменения климата – тоже обычно входят в Климатический план, но в нашем конкурсе в первую очередь рассматриваются меры в области энергопотребления с целью снижения выбросов парниковых газов.

Почему важно разрабатывать климатический план? Создание климатических планов учреждений отвечает и международным тенденциям, и климатической политике России. Инициатива «на местах» способствует реализации этих задач. В России принята Климатическая Доктрина и Госпрограмма по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В 2015 году Россия подписала Парижское соглашение по климату и приняла на себя обязательства по снижению выбросов парниковых газов. Создан План ратификации этого соглашения и идет по учету выбросов по всей стране для обеспечения их снижения на 35% к 2020 году (по сравнению с 1990-м годом). Первоочередная задача, определяемая этими документами - внедрение мер энергосбережения и энергоэффективности во всех отраслях деятельности, во всех организациях для снижения выбросов парниковых газов, что поможет снизить влияние человеческой деятельности на климат. Также, согласно принципам Парижского соглашения, РФ должна создать национальный план адаптации. Регионы и отдельные организации могут взять его за основу для разработки своих климатических стратегий.

Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности ФЗ 261 и Государственная Программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности до 2020 года ставят цель снижения энергопотребления. Именно энергосбережение и энергоэффективность могут внести ключевой вклад в снижение выбросов парниковых газов.

Климатические действия, направленные на снижение выбросов, помогают более эффективно использовать ресурсы (и энергетические, и, в конечном итоге, финансовые), повышать комфорт и качество нашей среды обитания.

 

Причем здесь школы?

В рамках Госпрограммы каждое образовательное учреждение РФ провело энергоаудит и получило (от экспертных энергосервисных организаций) рекомендации по повышению энергоэффективности. Хотя на практике по разным причинам эти рекомендации часто не выполняются, не только из-за недостатка средств, но и из-за непонимания, что и как можно делать, что надо делать в первую очередь.

Школа, как и любое другое учреждение, потребляет ресурсы и энергию, приходящие «извне». С одной стороны, это потребление электрической и тепловой энергии (свет и приборы, отопление и горячая вода), а с другой - товары, на производство которых затрачена энергия (бумага и др. канцтовары, продукты питания, упаковка и т.д.). С этой точки зрения, школа является «климатическим агентом», она ответственна за использование ресурсов и за выбросы парниковых газов в результате их использования. А значит, она может и должна стараться снизить эти выбросы, т.е. снижать свое воздействие на климат посредством позитивных климатических действий.

Климат может тоже оказывать влияние на школы. Узнайте, какие последствия изменения климата уже происходят в вашем регионе или прогнозируются (учащение негативных природных явлений, наводнения\засухи, опасность клещевого энцефалита и т.д.). Для этого рекомендуем ознакомиться с оценочными докладами Росгидромета. Если для вашего региона характерны затопления, возможно, вам придется укрепить фундамент, внести коррективы в пришкольную инфраструктуру и т.д. Подумайте, нужно ли вам готовиться к подобным последствиям и как это можно сделать?

Что содержит в себе климатический план? В климатическом плане комплексно рассматриваются:

· воздействие школы на климат (в контексте потребления энергии и ресурсов и объема выбросов парниковых газов, соответствующих этому потреблению),

· способы снижения влияния школы на климат путем энергосбережения и мер энэргоэффективности,

· возможное влияние последствий изменения климата на школу,

· адаптации к последствиям его изменения (если актуально).

Важно:

климатический план – это план климатических действий! В нем должен содержаться перечень климатических мер в разных областях жизни школы, календарный план их осуществления, а также ответственные лица. Должны быть поставлены цели по снижению выбросов, а также просчитано, какие меры позволят их снизить и насколько. Для школы и любого другого образовательного учреждения особенно важно участие в создании и реализации климатического плана всего коллектива, включая и технических специалистов, и педагогов, и учеников – это должно быть отражено в климатическом плане.

Для создания климатического плана рекомендуем использовать методологию действий школьных Экосоветников, опыт программы ШПИРЭ (школьный проект рационального использования ресурсов и энергии), и международной программы. «Эко-школы/Зеленый Флаг».

Этапы создания климатического плана

1) Создание специальной рабочей группы – Экосовета - с участием представителей как можно большего числа заинтересованных сторон (администрации школы, педагогов, активных школьников, технического персонала, родительского комитета), для планирования и координации работ. Если группа состоит только из учителя и учеников, вы сможете только написать предложения. Если вы включили всех заинтересованных членов коллектива, от которых зависит достижение цели, то ваш климатический план будет гораздо более реалистичен, так как будет включать согласованные меры.

Экосовет должен собираться регулярно. Главный организатор деятельности Экосовета – экосоветник – выполняет роль модератора и старается сделать так, чтобы было услышано мнение всех присутствующих сторон.

 

2) Оценка влияния школы на климат:

a. Проведение энергетического аудита (Приложение 2). Для этого нужно на плане объекта отметить все точки, где используется энергия в той или иной форме – приборы, отопление, и т.д. Обсудите, везде ли энергия используется рационально? Желательно посчитать, сколько конкретно электро- и тепловой энергии расходуется за 1 год, т.к. «не можешь измерить – не сможешь улучшить». Есть платежные документы на оплату услуг и есть формулы, по которым можно пересчитать используемую энергию в выбросы парниковых газов (учебник «Энергия и окружающая среда» https://www.rusecounion.ru/node/3017). Обратите особое внимание на места, где энергия «теряется» - где ее использование не нужно? Стоит начать с экономии электричества, с освещения. В таком случае замена осветителей на энергоэффективные сразу даст результат, снизятся платежи за электричество, и вложенные средства окупятся. Тепло также очень важно – и для экономии, и для комфорта в школе. Возможно, если утеплить окна, двери или фасад здания, то можно будет отказаться от дополнительных обогревателей?

b. Оценка прочих ресурсов, поступающих «извне» - например:

-какие продукты питания попадают в столовую (На каком транспорте доставляются продукта? Регион происхождения продуктов?)?

- канцтовары (откуда привозятся?)

- что еще?

c. Какое оборудование используется в школе (видео и другое электронное оборудование для учебного процесса, на кухне, для уборки), какой у него класс энергоэффективности? Возможна ли замена на аналоги, потребляющие меньше электричества?

d. Не забывайте о том, что автотранспорт, который использует топливо, полученное из ископаемых источников, тоже выбрасывает большое количество парниковых газов. Какой экологически и климатически дружественный выбор можно сделать в этой области? Можно ли поехать на экскурсию в музей на метро, а не заказывать автобус? Как побудить учеников и персонал школы использовать более экологичный транспорт в обычной жизни?

3) Оценка потенциала сокращения выбросов

a. В каких именно областях вы готовы сокращать выбросы:

- Сбережение электроэнергии?

- Сохранение тепловой энергии?

- Транспорт?

- Закупки и использование неэнергетических ресурсов (бумага, канцтовары, продукты питания)?

- Изменение поведения, экономичное использование имеющегося оборудования.

b. Что можно сделать для того, чтобы выбрасывать меньше? Для каждой из этих областей нужно выбрать соответствующие меры:

- меры, предусматривающие траты (инвестиции), например, замена освещения на

энергосберегающее;

- поведенческие меры (бесплатные).

Название меры Сроки внедрения Индикатор Ответственный Кем выполняются работы? Цели по снижению
Краткосрочный период (год) Среднесрочный (3 года) Долгосрочный (5-10 лет)
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Перечислите все возможные меры, обсудите, просчитайте экономическую целесообразность и выберите действия, которые школа готова внедрять в первую очередь. Какие меры очень бы хотелось внедрить, но пока нет ресурсов? Определите итоговый список мер на ближайший год. На основе всех этих оценок можно обозначить стратегическую цель снижения выбросов и сформулировать ее (в стиле «сократить выбросы к ХХ году на ХХ процентов»).

Таблица 2. Область внедрения мер (электричество, отопление, транспорт....)

 

Определив все меры, которые вы планируете реализовать, можно рассчитать цели по снижению энергопотребления. Для этого предлагаем воспользоваться следующей формулой:

1. Энергопотребление потенциальное = Э фактическое – Э. при введении энергосберегающих мер. Епот. = Ефакт. – Есб. (кВт/ч)

2. Потенциал энергосбережения (П) = Энергопотребление потенциальное (Епот.) / Э. фактическое (Ефакт.) * 100%. П = Епот. / Ефакт. * 100%. Это и есть ваша цель.

 

Формулу можно использовать для отдельной краткосрочной меры (например, замены лампочек) или общего энергопотребления школы в долгосрочной перспективе.

 

4) Оценка потенциала сокращения (более эффективного использования) прочих ресурсов. Например:

- сокращение количества потребляемого мяса (в столовой можно устраивать meatless Mondays - понедельники без мяса),

- отказ от использования одноразовой посуды и т.д.

Оцените, какие меры окажутся в т.ч. выгодными школе – например, помогут сократить затраты на вывоз мусора и т.д.

5) План вовлечения в климатические действия как можно большего количества людей. Меры будут осуществляться не только Экосоветом, а всей школой, поэтому очень важно, чтобы все в школе знали о климатическом плане и о тех мерах, которые в нем предусматриваются. Как вы будете мотивировать «население» школы поддерживать осуществление ваших мер? Это тоже нужно обдумать, запланировать мероприятия в рамках климатического плана.

6) На основе всего вышеперечисленного разрабатывается таблица - календарный план действий с конкретными мероприятиями, ответственными лицами и др. расписанными ролями (См. Таблицу 3). Вы также можете запланировать промежуточное обсуждение и пересмотр своего климатического плана, например, раз в два года. Это важно для того, чтобы внедрялись адекватные меры, которые соответствуют меняющимся условиям, а, например, невыполнение каких-то мер (из-за того, что те перестали быть актуальными) не ставило под угрозу существование всего плана.

Таблица 3. План внедрения мер энергоэффективности и энергосбережения (электричество, отопление, транспорт и пр....)

Название меры Планируемые сроки внедрения Ответственный Кто выполняет Ожидаемое снижение выбросов ПГ
За год За 10 лет
             
             
             
             
             
             

В итоге, на основе оценок и общего анализа у вас получается общий документ, тот самый климатический план, в котором содержится следующее:

· Краткое описание школы.

· Описание основных областей вашего воздействия на климат, к которым вы решили приложить усилия (энергоэффективность, возможность использования возобновляемых источников энергии, ресусосбережение, транспорт или влияние климатических факторов на вас, т.е. адаптация).

· Ваши стратегические цели в области снижения воздействия на климат. Можно поставить те же цели, которые заявила Россия в рамках международных переговоров. А можно пойти дальше и поставить амбициозную цель «Стать углеродно-нейтральными к 2050 году, или каждый год снижать свои выбросы на 1-2%». Все зависит от ваших оценок воздействия школы на климат, анализа потенциала возможных мер по его снижению и расчетов по снижению выбросов с помощью этих мер.

· Календарный план действий – с описанием мер, которые вы будете осуществлять для обеспечения работы по каждой из важных для вас областей.

· Пошаговый план взаимодействия Экосовета с администрацией, техническими специалистами, вовлечения педагогов и учащихся. Это нужно, чтобы каждое техническое решение сопровождалось информированием всех, от кого мы ждем поддержки наших мер и изменений в поведении.

 

Начните с самого простого и актуального именно для вашей школы!

Желаем вам удачи!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: