Некоторые приемы разрешения конфликтов




ХОЧУ ЛИ Я РАЗРЕШИТЬ ЭТОТ КОНФЛИКТ?

(будь готов решить проблему)

ВИЖУ ЛИ Я ВСЮ КАРТИНУ ИЛИ ТОЛЬКО СВОЙ УГОЛОК?

(смотрите шире)

КАКОВЫНУЖДЫИ ОПАСЕНИЯ ДРУГИХ?

(опишите их объективно)

КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ?

(давайте поговорим об этом)

ВАРИАНТЫРЕШЕНИЯ

(придумайте их как можно больше. Отберите те, которые наиболее соответствуют нуждам всех участников).

МОЖЕМ ЛИ МЫЭТО РЕШИТЬ ВМЕСТЕ?

(давайте вести дело на равных)

ЧТО Я ЧУВСТВУЮ?

(я через чур эмоционален? Могу ли я: а) посмотреть на факты; б) дать остыть эмоциям; в) поделиться своими чувствами).

ЧТО Я ХОЧУ ИЗМЕНИТЬ?

(будь честен. Нападай не на личность, а на проблему).

КАКИЕ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРЫВАЮТСЯ ПЕРЕДО МНОЙ?

(смотри на плюсы, а не на минусы).

КАК БЫЯ ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ В ИХ ШКУРЕ?

(дай знать, что ты понимаешь их).

НУЖЕН ЛИ НАМ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ПОСРЕДНИК?

(поможет ли нам это лучше понять друг друга и прийти к обоюдоприемлемым решениям?)

КАК МЫОБА МОЖЕМ ВЫИГРАТЬ?

(ищите решения, учитывающие нужды всех участников).

 

Факторы предотвращения производственного конфликта:

(а) авторитет руководителя (принцип единоначалия помогает управлению конфликтом, так как подчиненные знают, чьим решениям им подчиняться);

(б) организованный коллектив сотрудников, в котором господствует порядок и дисциплина, хорошая организация труда (усилия всех сотрудников направляются на достижение общей цели, сотрудникам разъясняются требования к их работе, люди, которые вносят вклад в достижение общих целей поощряются);

(в) загруженность сотрудников работой, чтобы они не скучали;

(г) положительные традиции;

(д) внимательное выслушивание подчиненных, получение от них обратной связи, понимание их самочувствия;

(е) уважительное отношение, доброжелательность, терпимость, самоконтроль;

(ж) не обсуждать сотрудника в его отсутствие;

(з) не порождать «секреты»; у сотрудников должен быть свободный доступ к необходимой для их работы информации;

(и) обращение к фактам, проверка мнений реальностью;

(к) обращение за советом, обещание помощи.

Постарайтесь избегать на работе межличностных конфликтов, ведите себя миролюбиво, думайте, прежде всего, об интересах совместного дела, учитесь участвовать в дискуссиях, позитивно разрешать споры, не увлекаясь полемикой.

Если же не получается избежать конфликта, верьте, что и в нем заложена возможность самосовершенствования, раскрытия своих внутренних ресурсов, возможность узнать еще неизведанные стороны своей личности, возможность преодолеть страх перед конфликтом, возможность укрепить межличностные отношения, перевести их на более высокий уровень.

Каждый временами переживает внешний или внутренний конфликт. Это нормальное явление, признак стремления к внутреннему развитию, признак роста. Важно научиться его конструктивно разрешать, не превращать в хронический.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ к теме 3.4.

 

Упражнение 1. «Дискуссия»

В учебной группе полезно обсудить следующие вопросы:

Насколько верно то, что человек правдив ровно настолько, насколько он умен?

Чем отличается удачная критика от неудачной?

К чему приводят категоричные высказывания типа «всегда» или «никогда»?

Почему об уме человека чаще судят не только по ответам, а по его вопросам?

Если Вы хотите что-то записать в конце групповой дискуссии, то можете это сделать:

 


Упражнение 2. «Образцы конфликтной ситуации»

Конфликтующие стороны по-разному объясняют причины конфликта, по-разному описывают конфликтную ситуацию. Причем, каждый настаивает на том, что именно он все воспринимает правильно, адекватно реальности.

Прочитайте притчу «Любопытные и слон».

ЛЮБОПЫТНЫЕ И СЛОН

 

Слона выставили для обозрения ночью и в темном помещении. Любопытные толпами устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть, тогда они стали его ощупывать, чтобы представить себе, как он выглядит. Слон был огромен, а поэтому каждый из посетителей мог ощупать только часть животного и таким образом составить себе представление о нем. Один из посетителей ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой потрогал бивни и сказал, что слон – это острый предмет; третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый гладил слона по спине, и утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка.

На Ваш взгляд, есть ли аналогия между ней и тем, как воспринимают ситуацию противоборствующие в конфликте стороны?

 

Упражнение 3. «Распознавание фаз конфликта».

 

Развитие конфликта

Третья фаза (В) – столкновение

Акцент делается на:

- действиях

успехе,

победе любой ценой

уничтожении противника

 

Вторая фаза (Б) – поляризация

Акцент делается на:

единстве

готовности

сплоченности

внешних проявлениях

занятии позиций

 

Первая фаза (А) – отдаление

Акцент делается на:

разделении

различии

опасности

приоритетах

позиции

 

Распознавание фаз

Ниже приведены высказывания, употребляемые в конфликтных ситуациях. Каждое можно отнести к одной из трех фаз:

А - отдаление

Б - поляризация

В – столкновение

Прочтите каждое предложение и поставьте пометку А, Б, или В – в зависимости от того, какой фазе оно соответствует:

Я любой ценой поставлю их на место!

В этом мы все едины.

Что еще можно ожидать от этих людей?

Не забывайте, с кем Вы разговариваете!

У неё, несомненно, есть дар свыше.

Держитесь от них подальше!

Можете рассчитывать на мою поддержку.

Мы победим!

Вы сами напрашивались!

Меня не интересует, что они думают.

Пусть я уйду, но они уйдут со мной!

Они будут делать то, что я им скажу!

Я запрещаю Вам с ними разговаривать!

Я не дам им это сделать!

Ни одному их слову нельзя верить.

Требую публичных извинений!

Или мы – или они!

По цели – огонь!

 

Упражнение 4. «По мотивам высказывания философа Л.Фейербаха».

Известный философ Л.Фейербах (Избр. философ. произв. М, 1955. –Т.1 – С.74) писал:

«Для доказательства необходимо два лица: мыслитель раздваивается при доказательстве. Он сам себе противоречит. Лишь когда мысль испытала и преодолела это противоречие с самой собой, она оказывается доказанной. Доказывать – значит оспаривать…»

Какое, на Ваш взгляд, позитивное значение внутригрупповой дискуссии, диспута, спора (по аналогии с внутриличностным спором)?

Упражнение 5. «Развитие способности мыслить»

Известный отечественный психолог Л.С.Выготский (Собр. соч. Т.5.- с.203) писал:

«В свое время Д.Болдуин и Э. Риньяно высказали мысль, что истинное размышление является не чем иным, как дискуссией, или спором, перенесенным внутрь личности. Французский психолог Ж.Пиаже смог в своих исследованиях онтогенеза мышления показать, что в детском коллективе раньше должно возникнуть столкновение мнений, спор для того, чтобы позже у этих детей могло появиться размышление как особый процесс внутренней деятельности, неизвестный ребенку более раннего возраста…

Доказать правильность своих мыслей, возразить, привести доводы – все это как задача приспособления может возникнуть только в процессе детского спора».

Как Вы считаете, каковы «плюсы» и «минусы» межличностного спора в контексте делового общения взрослых людей?

Свое мнение, которое Вы сформировали, выполняя упражнение 4 и 5, обсудите в своей учебной группе.

Упражнение 6 «Предупреждение межличностного конфликта»

Обсудите в микрогруппе из 4-5 человек, а затем со всеми учащимися своей учебной группы, что Вам вместе нужно сделать, о чем договориться, чтобы не было межличностных конфликтов в группе.

Запишите в тетради общие выводы, к которым пришла Ваша группа.

Упражнение 7 «Прогноз погоды»

Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой.

Возьмите лист бумаги и нарисуйте (лучше цветными карандашами или фломастерами) рисунок, который будет соответствовать Вашему настроению в настоящий момент. Если у Вас плохое настроение, то сделайте соответствующий рисунок или напишите буквами, например, слова «Штормовое предупреждение» Положите этот листок перед собой на столь. Таким способом Вы можете показать другим, что у Вас сейчас «плохая погода», и Вас лучше не трогать. Когда Вы почувствуете себя лучше, можете «дать отбой», положив перед собой другую картинку.

Можно узнавать «прогноз погоды» у своего преподавателя.

Ваша погода в настоящий момент? (нарисуйте или напишите)

Упражнение 8. «Физическая разрядка агрессии»

Игра «Толкалки »: Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Когда будет сигнал «Стоп!», остановитесь.

Самоотчет: Вам понравилась игра? Кого Вы выбрали себе в партнеры? Вы толкались изо всех сил или сдерживали себя? когда Вы выполняли упражнение, Вы больше толкали партнера или больше сопротивлялись? Что Вы сейчас чувствуете по отношению к своему партнеру?

Упражнение 9. «В круге».

Человек, по какой-то причине чувствующий себя отвергнутым, склонен исполнять либо роль тирана, проявляя при этом особенно агрессивное поведение, либо жертвы.

Предлагаемая игра поможет проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.

Инструкция: встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один человек должен остаться за кругом и пытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, в круг выходит следующий – «слабое звено» цепи.

Анализ упражнения: Что делали люди, чтобы проникнуть в круг? Что Вы чувствовали, когда были частью круга? Что вы чувствовали, когда пытались проникнуть в круг? Как Вы чувствовали себя, когда это у Вас получилось? Как стать человеком, с которым все хотят быть вместе в кругу?

Обсудите, что Вы узнали, выполняя это упражнение, в своей учебной группе.

Запишите себе на память Ваши выводы.

Упражнение 10. «Анализ реального конфликта».

Вспомните актуальный для себя на сегодняшний день конфликт и попробуйте его проанализировать по следующему опроснику.

Опросник «Все о конфликте»

Участники конфликта:

а)……………………………..

б)…………………………….

Когда возник конфликт?

Как и кем были замечены первые признаки конфликта?

Характеристики конфликта (кратко):

а) общее описание……………………………………………..

б) характерные особенности:


1………………………….

2………………………….

3………………………….

4………………………….

5…………………………

6…………………………

7…………………………

8…………………………

9……………………….

10……………………..

11………………….….


Основные проблемы:………………………………………………………………………

Есть ли возможность уладить конфликт?

Чем можно «пожертвовать»?

Что было предпринято до сегодняшнего дня для улаживания конфликта:

Дата: ……………………………………………..

Время: ……………………………………………

Что было сделано: ……………………………….

Что нужно сделать?

Кого можно пригласить в качестве третьей стороны?

Затраты на помощь со стороны ………………………………………………………….

Тест «Что поставлено на карту?»

Спросите себя, что другие поставили на карту.

Спросите себя, что вы поставили на карту.

Выясните, пересекаются ли Ваши интересы.

Если есть точка пересечения, рассмотрите её.

Если интересы абсолютно несовместимы, найдите основу для улаживания конфликта, не противоречащую Вашим интересам и интересам другой стороны.

Если нет никакой возможности выполнить пункт 4 или 5, обратитесь за помощью к третьей стороне.

Если и после обсуждения с третьей стороной не удается выполнить пункт 4 или 5, пора прибегнуть к помощи профессионального посредника по улаживанию конфликтов.

Упражнение 11. «Здоровье»

Хронический конфликт влияет на здоровье вовлеченных в него людей.

Каковы возможные психологические механизмы этого влияния?

Подсказка: посмотрите раздел 1.5.9. рабочей тетради №1 по психологии «Введение в психологию» (М.,1999).

Можно ли предположить, что, занимаясь профилактикой конфликта или разрешая уже возникший конфликт, Вы тем самым поддерживаете здоровье его соответственно потенциальных или реальных участников?

Организуйте в своей учебной группе диспут на тему: «Деловое общение и здоровье. Ответственность личности за свое здоровье»

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫк теме 3.4.

 

Верны или неверны следующие высказывания?

В хорошо функционирующей организации конфликтов не бывает.

Конфликт всегда деструктивен.

С помощью имеющейся у руководителя власти он всегда может разрешить любой конфликт.

В конфликте необходимо победить любой ценой, иначе тебя не будут уважать.

Конфликт – это процесс, имеющий стадии своего развития.

Эффективному поведению в конфликтной ситуации можно научиться.

 

Выберите одно или несколько правильных утверждений:

 

Основные возможные исходы конфликтного взаимодействия:

подчинение другого;

компромисс;

прерывание конфликтных действий;

интеграция;

слухи.

Свойства любого конфликта:

противоборство сторон;

негативные эмоции друг к другу;

вербальная агрессия;

вовлечение большого числа людей;

наличие противоречия.

Виды основных проблем, лежащих в основе межличностного конфликта:

информационные;

поведенческие;

отношений;

ценностных ориентаций;

псевдосодержательные.

Для того чтобы общение состоялось, система кодирования и декодирования информации должна быть:

общей;

различной;

вербальной;

с использованием компьютерных технологий;

привычной.

Образ поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает социальную позицию, называется

ролью;

нормой;

должностью;

статусом;

успехом.

Ролевое поведение регулируется

законом;

наследственностью;

ожиданием других;

инстинктами;

правилами.

Препятствие взаимопониманию партнеров, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется

бестактностью;

глупостью;

смысловым барьером;

агрессией;

конфликтом.

Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется

идентификацией;

казуальной атрибуцией;

пониманием;

вниманием;

стереотипизацией.

Интерпретация причин поведения путем отнесения его к социальным образцам называется

идентификацией;

казуальной атрибуцией;

пониманием;

вниманием;

стереотипизацией

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: