I. ВЫГОТСКИЙ
Главное понятие – это сознание. Оно опосредованно знаками. Главный знак- это речь
2 вида психики:
1 Низшие психические процессы
2 Высшие психические процессы
Согласно бихевиоризму поведение проходит по схеме S-R. Но Выготский внес в схему знаки, и она выглядит: S-x-R
Отличие ВПП и НПП:
НПП ВПП
Неосознаны Осознаны
Неопосредованы Опосредованы
Непроизвольны Произвольны
Ребенок рождается с нпп,(1. Условные и безусовные рефлекы; 2. Защитные и пищевые механизмы; 3. Непроизвольное внимание и память) и дальше впп как бы надстраиваются на нпп.
Психическое развитие ребенка- становление ВПФ.
Закон ВПФ:
«Каждая псих функция в культурном плане выходит на сцену дважды: сначала в интерпсихическом(во внешнем плане) между ребенком и взрослом; затем во внутреннем плане, интрапсихическом, когда ребенок может переносить в свой внутренний мир»
Интериоризация- это процесс перехода из внешний во внутренние психические процессы
II. ПИАЖЕ
В центре концепции лежит – мышление и понимание реальности.
Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адаптации(процесс ассимиляции и аккомодации вместе) к окружающему миру.
Центральное понятие-операция. Операция- обратимое мысленное действие.
3 стадии развития:
1. Сенсоматорный период(0-2) – происходит через восприятие и действие.
2. Стадия конкретных операций(2-11)
1 Дооперационный период(2-6)- происходит за счет формирования умственных представлений
2 Операционный период(6-11) – способность уже к логическому мышлению
3. Формальные операции(от 12 лет) – абстрактное и гипотетическое мышление.
Ассимиляция- присоединение нового к уже имеющейся у индивида схемы
Аккомодация- присоединение абсолютно нового не имеющ. У индивида представлений у этого человека.
III. Эриксон
В основе лежит- взаимодействие ребенка с близкими взрослыми.
Он выявил 8 стадий:
1. От рождения до года. Формируется базовое доверие или не доверие.
2. От года до 3 лет. Формирование автономности или зависимости.
3. От 3 лет до 6 лет. Формирование чувство вины или инициативности.
4. От 6 до 14 лет. Формирование трудолюбия или не полноценности(Влияет школа, учителя и одноклассники)
5. От 14 до 20 лет. Формирование идентичности или неопределенности.
6. От 20 до 35 лет. Формирование интимных отношений с человеком противоположного пола.
7. От 35 до 60-65 лет. Дальнейшее развитие человека или чувство покоя и постоянства.
8. После 60-65 лет. Переосмысление своей жизни.
Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы по Эриксону- «поворотные пункты» «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой»
IV. ФРЕЙД
В основе лежит конфликт между желаниями или влечениями(главными явл инстинкты жизни(эрос) и смерти(тонатос) человека и моральными представлениями людей.
Ребенок рождается с врожденными инстинктивными желаниями(либидо), который непосредственно удовлетворяет их.
Принцип удовольствия- удовлетворение инстинктивных желаний
Принцип реальности- контролирование поведение и сдерживание своих желаний посредством страха наказания.
След инстанция Я или эго. В которой происходит поиск удовлетворения своих желаний социально приемлемым и безопасным способом.
Дальше (дош возраст) возникает суперэго. Требования и ценности интериоризируются.
Сексуальное влечение присуще ребенку с самого рождения.
Стадии:
1. Оральная (0-18 мес). Рот. Сосание, кусание. Отвыкание от материнской груди.
2. Анальная (1,5- 3 лет). Анус. Приучение к туалету. Самоконтроль.
3. Фаллическая (3-6 лет). Половые органы. Идентификация себя со взрослым своего пола.
4. Латентная(6-12) Сексуальное бездействие. Общение со сверстниками.
5. Генитальная (Пуертат). Половые органы. Интимные отношения с человеком противоположного пола.
ВЫГОТСКИЙ ЭЛЬКОНИН И ЛЕОНТЬЕВ.
Теория ведущей деятельности, по которой стадии психического онтогенеза осуществляются посредством овладевания разными идами деятельности(игра, учение, труд)
Ведущая деятельность- это такая деятельность, которая преобладает на разных периодах, посредством которой происходят новообразования. (Развитие психических процессов; развитие личности ребенка в целом; зарождение новых форм деятельности)
Ведущая деятельность на каждых периодах:
Младенчество(0-1). Эмоциональное общение с близким взрослым
Раннее детство (1-3). Трудовая деятельность.
Дошкольный возраст (3-7). Сюжетно-ролевая игра.
Младший школьный (7-10). Учебная деятельность.
Младший подросток (10-13). Общение со сверстниками.
Старший подросток(13-15). Учебно-профессиональная деятельность.
По Выготскому социальная ситуация развития – это отношение между ребенком и окружающей действительностью.
По Эльконину каждый возраст может быть описан через социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и новообразования. Он выделяет 2 линии развития ребенка Операционно-техническую и мотивационно-потребностную.
Согласно Эльконину все детство разделяется на 3 эпохи. Переход от одной к другой происходит в результате кризиса. (Раннее детство(вкл младенчество и раннее детство); Детство(дошкольное и младше школьное); Подростничество (Младшее и старшее)