ВЫГОТСКИЙ ЭЛЬКОНИН И ЛЕОНТЬЕВ.




I. ВЫГОТСКИЙ

Главное понятие – это сознание. Оно опосредованно знаками. Главный знак- это речь

2 вида психики:

1 Низшие психические процессы

2 Высшие психические процессы

Согласно бихевиоризму поведение проходит по схеме S-R. Но Выготский внес в схему знаки, и она выглядит: S-x-R

Отличие ВПП и НПП:

НПП ВПП

Неосознаны Осознаны

Неопосредованы Опосредованы

Непроизвольны Произвольны

 

Ребенок рождается с нпп,(1. Условные и безусовные рефлекы; 2. Защитные и пищевые механизмы; 3. Непроизвольное внимание и память) и дальше впп как бы надстраиваются на нпп.

Психическое развитие ребенка- становление ВПФ.

Закон ВПФ:

«Каждая псих функция в культурном плане выходит на сцену дважды: сначала в интерпсихическом(во внешнем плане) между ребенком и взрослом; затем во внутреннем плане, интрапсихическом, когда ребенок может переносить в свой внутренний мир»

Интериоризация- это процесс перехода из внешний во внутренние психические процессы

 

 

II. ПИАЖЕ

В центре концепции лежит – мышление и понимание реальности.

Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адаптации(процесс ассимиляции и аккомодации вместе) к окружающему миру.

Центральное понятие-операция. Операция- обратимое мысленное действие.

3 стадии развития:

1. Сенсоматорный период(0-2) – происходит через восприятие и действие.

2. Стадия конкретных операций(2-11)

1 Дооперационный период(2-6)- происходит за счет формирования умственных представлений

2 Операционный период(6-11) – способность уже к логическому мышлению

3. Формальные операции(от 12 лет) – абстрактное и гипотетическое мышление.

 

Ассимиляция- присоединение нового к уже имеющейся у индивида схемы

Аккомодация- присоединение абсолютно нового не имеющ. У индивида представлений у этого человека.

 

III. Эриксон

В основе лежит- взаимодействие ребенка с близкими взрослыми.

Он выявил 8 стадий:

1. От рождения до года. Формируется базовое доверие или не доверие.

2. От года до 3 лет. Формирование автономности или зависимости.

3. От 3 лет до 6 лет. Формирование чувство вины или инициативности.

4. От 6 до 14 лет. Формирование трудолюбия или не полноценности(Влияет школа, учителя и одноклассники)

5. От 14 до 20 лет. Формирование идентичности или неопределенности.

6. От 20 до 35 лет. Формирование интимных отношений с человеком противоположного пола.

7. От 35 до 60-65 лет. Дальнейшее развитие человека или чувство покоя и постоянства.

8. После 60-65 лет. Переосмысление своей жизни.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы по Эриксону- «поворотные пункты» «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой»

IV. ФРЕЙД

В основе лежит конфликт между желаниями или влечениями(главными явл инстинкты жизни(эрос) и смерти(тонатос) человека и моральными представлениями людей.

Ребенок рождается с врожденными инстинктивными желаниями(либидо), который непосредственно удовлетворяет их.

Принцип удовольствия- удовлетворение инстинктивных желаний

Принцип реальности- контролирование поведение и сдерживание своих желаний посредством страха наказания.

След инстанция Я или эго. В которой происходит поиск удовлетворения своих желаний социально приемлемым и безопасным способом.

Дальше (дош возраст) возникает суперэго. Требования и ценности интериоризируются.

Сексуальное влечение присуще ребенку с самого рождения.

Стадии:

1. Оральная (0-18 мес). Рот. Сосание, кусание. Отвыкание от материнской груди.

2. Анальная (1,5- 3 лет). Анус. Приучение к туалету. Самоконтроль.

3. Фаллическая (3-6 лет). Половые органы. Идентификация себя со взрослым своего пола.

4. Латентная(6-12) Сексуальное бездействие. Общение со сверстниками.

5. Генитальная (Пуертат). Половые органы. Интимные отношения с человеком противоположного пола.

 

 

ВЫГОТСКИЙ ЭЛЬКОНИН И ЛЕОНТЬЕВ.

Теория ведущей деятельности, по которой стадии психического онтогенеза осуществляются посредством овладевания разными идами деятельности(игра, учение, труд)

Ведущая деятельность- это такая деятельность, которая преобладает на разных периодах, посредством которой происходят новообразования. (Развитие психических процессов; развитие личности ребенка в целом; зарождение новых форм деятельности)

Ведущая деятельность на каждых периодах:

Младенчество(0-1). Эмоциональное общение с близким взрослым

Раннее детство (1-3). Трудовая деятельность.

Дошкольный возраст (3-7). Сюжетно-ролевая игра.

Младший школьный (7-10). Учебная деятельность.

Младший подросток (10-13). Общение со сверстниками.

Старший подросток(13-15). Учебно-профессиональная деятельность.

 

По Выготскому социальная ситуация развития – это отношение между ребенком и окружающей действительностью.

По Эльконину каждый возраст может быть описан через социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и новообразования. Он выделяет 2 линии развития ребенка Операционно-техническую и мотивационно-потребностную.

Согласно Эльконину все детство разделяется на 3 эпохи. Переход от одной к другой происходит в результате кризиса. (Раннее детство(вкл младенчество и раннее детство); Детство(дошкольное и младше школьное); Подростничество (Младшее и старшее)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: