Вопрос 2. Состояние и перспективы развития розничной торговли




Состояние торговли как важнейшей отрасли народного хозяйства в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического положения в стране, состоянием промышленного и сельскохозяйственного производства, а также показателями внешнеэкономической деятельности.

С 2014 по 2016 г. оборот розничной торговли в фактических ценах возрос на 7,4%, или на 1 961 085 млн руб. (28 317 322 –– 26 356 237). По итогам 2016 г. оборот розничной торговли составил 28 317 322 млн руб., т.е. увеличился в сопоставимых ценах на 5,4% к 2015 г.

В результате экономических реформ, развития рыночных инструментов и конкурентных отношений повышается доля частного сектора и других форм собственности и снижается доля государственной торговли в розничном обороте страны.

Перспективы развития торговли будут связаны со следующими основными направлениями:

• государственное регулирование деятельности торговых организаций;

• углубление дифференциации и специализации розничных торговых организаций;

• расширение сетевых торговых организаций новых форматов;

• добровольное объединение торговых организаций, работающих под известной торговой маркой;

• разработка и внедрение крупными торговыми организациями собственных торговых марок;

• усиление внутрифирменного контроля за качеством поставляемой продукции, в том числе путем проведения товароведной экспертизы независимыми экспертными организациями;

• формирование товарной политики торговых организаций с учетом особенностей конкретного сегмента рынка;

• повышение конкурентоспособности торговых организаций путем формирования рационального ассортимента, обеспечения надлежащего качества товаров и разумных цен.

Государственное регулирование торговли. В настоящее время законодательная и правовая основа деятельности торговли в Российской Федерации представлена федеральными законами, федеральными конституционными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами министерств, федеральных служб и федеральных агентств, законами и подзаконными актами субъектов Федерации, а также правовыми актами муниципальных образований.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется:

1) Гражданским кодексом РФ;

2) настоящим Федеральным законом;

3) Законом РФ «О защите прав потребителей», а также законами «Об административных правонарушениях», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а также правилами торговли, СанПиН и национальными стандартами и др.

Таким образом, формы и методы государственного регулирования постоянно меняются и совершенствуются. На современном этапе эти изменения касаются в первую очередь перехода от административных к экономическим и правовым методам осуществления государством своих функций путем создания соответствующего законодательства, регулирующего экономические отношения в сфере торговли.

Углубление дифференциации и специализации розничных торговых организаций обусловлено дифференциацией общества и ростом престижных потребностей у определенной части населения и будет продолжаться и в дальнейшем, так как это неизбежное последствие господствующих в России рыночных отношений. Тенденции роста в стране среднего класса, снижение доли неимущих (лиц, доход которых ниже прожиточного минимума), а также безработных должны привести к увеличению количества предприятий розничной торговли, в основе товарной политики которых будут заложены достаточно широкий ассортимент, хорошее качество товаров и обслуживания по умеренным ценам.

Наряду с этим по-прежнему будут востребованы и магазины эконом-класса, а также элитные магазины с высоким качеством обслуживания.

Специализация розничных предприятий торговли будет происходить по формам обслуживания. В частности, должна возрасти удельная доля продаж дистанционной торговли по образцам, каталогам, прайс-листам, рассылаемым через интернет или по почте (директ-маркет), так как постоянно увеличивается контингент приобретателей товаров, не имеющих возможности в силу большой загруженности на работе ходить по магазинам и тратить на это время. Поэтому уже появившиеся интернет-магазины, торговые сети, специализирующиеся на доставке заказанных товаров на дом (например, сети «АШАН», «Оʼкей», «Утконос»), имеют хорошие перспективы для развития.

Расширение сетевых торговых организаций новых форматов (гипер- и супермаркетов и т.п.) прогнозируется почти в 2 раза. При этом сетевая торговля будет расти как за счет инвестиций в строительство новых зданий, так и аренды торговых площадей, а также франчайзинга. Кроме того, расширение торговых сетей будет происходить и путем выхода их на новые региональные рынки. Этот процесс, начавшийся в течение последнего десятилетия, в дальнейшем станет набирать темпы роста, причем наиболее интенсивно для сетей эконом-класса, так как уровень доходов населения в регионах ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

Наряду с указанными направлениями продолжается добровольное объединение торговых организаций, работающих под известной торговой маркой. Так, объединились три торговые сети: «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель» в компанию X5Retail Group.

Разработка и внедрение крупными торговыми организациями собственных торговых марок (СТМ) — перспективное направление, позволяющее предупредить реализацию фальсифицированной и контрафактной продукции. Уже сегодня многие крупные торговые сети реализуют значительную часть своего ассортимента под собственными торговыми марками («МЕТРО» — около 360 наименований, «АШАН» — около 650 наименований), применяя одноименные и разноименные торговые марки (например, сеть «Перекресток» имеет две СТМ: «Перекресток» и «Наша Марка»). СТМ имеют ряд неоспоримых преимуществ перед собственными производственными марками: пониженные цены по сравнению с товарами-аналогами за счет прямых контактов с производителями, укрепление собственного бренда (в случае одноименных СТМ), обеспечение заданного уровня качества и за счет этого создание и поддержание потребительских предпочтений.

Усиление внутрифирменного контроля за качеством поставляемой продукции следует осуществлять в первую очередь силами собственного персонала (товароведов, приемщиков товаров и т.п.). Для этого в торговых организациях должны быть высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми профессиональными компетенциями по оценке качества товаров, приемке по количеству и качеству, управлению ассортиментом, в том числе и товарными категориями.

Наряду с этим торговые организации могут проводить периодически или при возникновении конфликтных ситуаций товарную экспертизу силами сторонних экспертных организаций.

Формирование товарной политики торговых организаций необходимо производить с учетом особенностей конкретного сегмента рынка. Товарная политика торговых организаций включает ассортиментную, ценовую, маркетинговую, сервисную политику, а также политику в области качества, которые взаимосвязаны между собой и зависят от индивидуальных запросов на конкретном сегменте рынка. Повышение уровня доходов и культуры, а также степени информированности потребителей ставит очень остро проблему гармонизации товарной политики торговых организаций на разных доступных им сегментах рынка.

Повышение конкурентоспособности торговых организаций является важнейшим условием их эффективной финансово-хозяйственной деятельности.

Путями обеспечения повышенной конкурентоспособности являются:

• формирование рационального ассортимента товаров с учетом возможностей организации и запросов приобретателей товаров;

• обеспечение обязательных требований (безопасности товаров и услуг), достоверности информации, а также заявленных требований на добровольной основе к качеству товаров и услуг, соответствующих целям организации и запросам потребителей;

• разработка и применение оптимальной стратегии ценообразования;

• осуществление эффективной обслуживающей и маркетинговой политики торговой организации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: