РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Основания разработки рабочей программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15)
Срок реализации рабочей программы
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся с РАС. Продолжительность урока по предмету «Речевая практика » в 1 классе составляет 35 минут.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые предметные результаты, планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля и промежуточной аттестации, контрольно-измерительные материалы, систему оценки предметных результатов, сформированности базовых учебных действий, учебно-методический комплекс.
Общая характеристика предмета
Учебный предмет «Речевая практика» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речевая практика» учебного плана для учащихся с РАС и лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа направлена на коррекцию познавательной деятельности, на всестороннее развитие личности учащихся.
Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как при поступлении в школу такие дети имеют специфические особенности речи, а часто речь – отсутствует.Ребёнок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Для преодоления низкой коммуникативной и речевой активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика», способствующий формированию коммуникативно-речевых навыков. Учитывая, что устная речь является основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как чтение и письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем то количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика».
Для учащихся данной категории на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 1/, 1 – 4 классы) вводится курс «Речевая практика».
Цель обучения речевой практики у обучающихся c РАС - формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи обучения:
- совершенствование речевого опыта;
- коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;
- формирование выразительной стороны речи;
- формирование и развитие устной коммуникации;
- обучение построению элементарных устных связных высказываний;
- воспитание культуры речевого общения.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации, произносительной стороны речи, расширяет представления об окружающей действительности, обогащает их словарный запас, формирует начальные представления о культуре общения.
Содержание курса «Речевая практика» как учебного предмета на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено в АООП следующими разделами: аудирование и понимание речи, общение и его значение в жизни, дикция и выразительность речи, организация речевого общения. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.