М. Горький «На дне»
«На дне» — пьеса Максима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года. В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёром Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин), и Немировичем-Данченко. Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена. Тем не менее, петербургские актёры приняли участие в двух чтениях пьесы «в лицах» в 1903 году — в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании. До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей.
История создания пьесы
Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. А.М.Горький отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей». Автор хотел создать «босяцкую» пьесу, действующими лицами которой были бы исключительно представители социальных низов. Публика встретила пьесу неоднозначно — от бурных восторгов до полного неприятия.
Смысл названия пьесы
Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Окончательный вариант предложил Леонид Андреев.
В названии заложен глубокий смысл. Оно указывает на проблематику пьесы: в нём напрямую указывается, речь пойдёт о «дне» общества. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.
Новаторство А.М.Горького
Впервые перед зрителем предстал невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: драма.
Жанровые особенности: персонажи «На дне» не столько действуют, сколько рассуждают о смысле жизни. Практически каждое их высказывание афористично. Это даёт нам возможность считать «На дне» философской драмой.
Проблематика драмы
Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. В центре – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи. Горький ставит философский вопрос: «что лучше – истина или сострадание»?
Проблематика:
· проблема социальных низов;
· предназначение человека;
· истина и ложь (в том числе жестокая истина и ложь из сострадания — Бубнов, Барон, Сатин);
· необходимость веры (Актёр, Анна, Наташа, Настя);
· социальная проблематика (жизнь низших слоев общества).
Конфликт пьесы
Социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна». Философский конфликт ставит вопрос: что важнее для человека – ложь или правда?
Персонажи
Михаил Иванович Костылёв — 54 года, содержатель ночлежки
Василиса Карповна — его жена, 26 лет
Наташа — её сестра, 20 лет
Абрам Медведев — их (Наташи и Василисы) дядя, полицейский, 50 лет
Васька Пепел — вор, 28 лет. Родился в тюрьме. Мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы (жены хозяина ночлежки), которая подбивает его на убийство мужа.
Клещ, Андрей Митрич — слесарь, 40 лет. Попал в ночлежку, потеряв работу. Единственный из обитателей ночлежки, кто не смирился со своей участью. Он отделяет себя от остальных: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… люди! Я — рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди… умрёт жена…»
Анна — его жена, 30 лет
Настя — девица, 24 года. Мечтает о большой, чистой любви.
Квашня — торговка пельменями, под 40 лет
Бубнов — картузник, 45 лет. Ушёл из дома в ночлежку «от греха подальше», после того как жена нашла другого. Признаётся, что ленив и пьяница.
Барон — 33 года, разорившийся дворянин.
Сатин — шулер, под 40 лет, в молодости был телеграфистом. Попал на «дно», после того как четыре года и семь месяцев отсидел в тюрьме за убийство (вступился за честь сестры).
Актёр — также под 40 лет, некогда играл на сцене под псевдонимом Сверчков-Заволжский, а теперь спился. Живёт воспоминаниями о прекрасном. От всех обитателей ночлежки его отличает тонкая душевная организация. Признается, что потерял своё имя.
Лука — странник, 60 лет. О себе Лука практически ничего не сообщает. Говорит лишь: «Мяли много, оттого и мягок…»
Алёшка — сапожник, 20 лет
Кривой Зоб, Татарин — крючники (переносят с помощью крюка тяжёлые грузы).
несколько босяков без имён и речей
Сюжет и композиция
Экспозиция | Описание обстановки ночлежки Костылева и живущих в ней «бывших людей». Ночлежка представляет собой «подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Помещение как бы поделено на ячейки, в которых ютятся люди, здесь же стоят инструменты. Обитатели ночлежки — представители социального дна, опустившиеся в силу обстоятельств. Здесь бывший телеграфист Сатин, алкоголик Актер, вор Васька Пепел, слесарь Клещ и его больная жена Анна, проститутка Настя, картузник Бубнов, спившийся аристократ Барон, сапожник Алешка, крючники Татарин и Кривой Зоб. В доме бывают Квашня, торговка пельменями, и полицейский Медведев, дядя Василисы. Их связывают сложные отношения, часто происходят скандалы. Василиса, жена Костылева, любит Ваську и подговаривает его убить своего мужа, чтобы стать единоличной хозяйкой. Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы, которую та бьет из ревности |
Завязка | В разгар скандала в ночлежке появляется странник Лука, веселый и добрый старик. Лука любит людей, пытается каждого утешить, дать надежду. Анне он предрекает загробное счастье, Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське и Наташе советует переехать в Сибирь. Он подобен врачу, который видит, что болезнь не излечима, и хочет, по крайней мере, избавить от страдания |
Развитие действия | Осознание ночлежниками ужаса своего положения, зарождение надежды под влиянием «благостных» речей Луки, что жизнь станет лучше |
Кульминация | Нарастание напряженности действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи |
Развязка | Крушение надежд героев: умирает Анна, кон чает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел |
Тематика и проблематика
Социальная | Правда о жизни социальных низов была показана с такой беспощадностью, которой мировая драматургия не знала. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. По казан трагизм судеб «бывших людей». Анна: «Не помню, когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь...» Слесарь Клещ: «Работы нет... силы нет... Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо... Вот правда!» В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы, автор подчеркивает их безнравственность |
Философская | В пьесе ставятся проблемы разобщенности людей, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни. Пьеса имеет полифонический характер — в ней звучит множество голосов. Философское ядро пьесы образует столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина |
«На дне» — социально-философская драма |
Обитатели ночлежки
Обитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Их судьбы обозначены несколькими словами. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи. Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе.
Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы
Философия Луки | Философия Сатина | Философия автора |
Лука – носитель философии веры. Он верит в любого человека. Суть его философии: вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий. Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь, то и есть». | Сатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему». Он предлагает «любовь к дальнему»человеку, человеку мечты. Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека» «Человек – вот правда! Человек! Это звучит… гордо!» | А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя. Композиция пьесы разоблачает философию Луки. |