Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы




М. Горький «На дне»

 

«На дне» — пьеса Максима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года. В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёром Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин), и Немировичем-Данченко. Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена. Тем не менее, петербургские актёры приняли участие в двух чтениях пьесы «в лицах» в 1903 году — в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании. До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей.

История создания пьесы

Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. А.М.Горький отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей». Автор хотел создать «босяцкую» пьесу, действующими лицами которой были бы исключительно представители социальных низов. Публика встретила пьесу неоднозначно — от бурных восторгов до полного неприятия.

Смысл названия пьесы

Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Окончательный вариант предложил Леонид Андреев.

В названии заложен глубокий смысл. Оно указывает на проблематику пьесы: в нём напрямую указывается, речь пойдёт о «дне» общества. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.

Новаторство А.М.Горького

Впервые перед зрителем предстал невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Жанровые особенности: персонажи «На дне» не столько действуют, сколько рассуждают о смысле жизни. Практически каждое их высказывание афористично. Это даёт нам возможность считать «На дне» философской драмой.

Проблематика драмы

Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. В центре – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи. Горький ставит философский вопрос: «что лучше – истина или сострадание»?

Проблематика:

· проблема социальных низов;

· предназначение человека;

· истина и ложь (в том числе жестокая истина и ложь из сострадания — Бубнов, Барон, Сатин);

· необходимость веры (Актёр, Анна, Наташа, Настя);

· социальная проблематика (жизнь низших слоев общества).

Конфликт пьесы

Социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна». Философский конфликт ставит вопрос: что важнее для человека – ложь или правда?

Персонажи

Михаил Иванович Костылёв — 54 года, содержатель ночлежки

Василиса Карповна — его жена, 26 лет

Наташа — её сестра, 20 лет

Абрам Медведев — их (Наташи и Василисы) дядя, полицейский, 50 лет

Васька Пепел — вор, 28 лет. Родился в тюрьме. Мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы (жены хозяина ночлежки), которая подбивает его на убийство мужа.

Клещ, Андрей Митрич — слесарь, 40 лет. Попал в ночлежку, потеряв работу. Единственный из обитателей ночлежки, кто не смирился со своей участью. Он отделяет себя от остальных: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… люди! Я — рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди… умрёт жена…»

Анна — его жена, 30 лет

Настя — девица, 24 года. Мечтает о большой, чистой любви.

Квашня — торговка пельменями, под 40 лет

Бубнов — картузник, 45 лет. Ушёл из дома в ночлежку «от греха подальше», после того как жена нашла другого. Признаётся, что ленив и пьяница.

Барон — 33 года, разорившийся дворянин.

Сатин — шулер, под 40 лет, в молодости был телеграфистом. Попал на «дно», после того как четыре года и семь месяцев отсидел в тюрьме за убийство (вступился за честь сестры).

Актёр — также под 40 лет, некогда играл на сцене под псевдонимом Сверчков-Заволжский, а теперь спился. Живёт воспоминаниями о прекрасном. От всех обитателей ночлежки его отличает тонкая душевная организация. Признается, что потерял своё имя.

Лука — странник, 60 лет. О себе Лука практически ничего не сообщает. Говорит лишь: «Мяли много, оттого и мягок…»

Алёшка — сапожник, 20 лет

Кривой Зоб, Татарин — крючники (переносят с помощью крюка тяжёлые грузы).

несколько босяков без имён и речей

Сюжет и композиция

Экспозиция Описание обстановки ночлежки Костылева и живущих в ней «бывших людей». Ночлежка представляет собой «подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Помещение как бы поделено на ячейки, в которых ютятся люди, здесь же стоят инструменты. Обитатели ночлежки — представители социального дна, опустившиеся в силу обстоятельств. Здесь бывший телеграфист Сатин, алкоголик Актер, вор Васька Пепел, слесарь Клещ и его больная жена Анна, проститутка Настя, картузник Бубнов, спившийся аристократ Барон, сапожник Алешка, крючники Татарин и Кривой Зоб. В доме бывают Квашня, торговка пельменями, и полицейский Медведев, дядя Василисы. Их связывают сложные отношения, часто происходят скандалы. Василиса, жена Костылева, любит Ваську и подговаривает его убить своего мужа, чтобы стать единоличной хозяйкой. Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы, которую та бьет из ревности
Завязка В разгар скандала в ночлежке появляется странник Лука, веселый и добрый старик. Лука любит людей, пытается каждого утешить, дать надежду. Анне он предрекает загробное счастье, Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське и Наташе советует переехать в Сибирь. Он подобен врачу, который видит, что болезнь не излечима, и хочет, по крайней мере, избавить от страдания
Развитие действия Осознание ночлежниками ужаса своего положения, зарождение надежды под влиянием «благостных» речей Луки, что жизнь станет лучше
Кульминация Нарастание напряженности действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи
Развязка Крушение надежд героев: умирает Анна, кон чает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел

Тематика и проблематика

Социальная Правда о жизни социальных низов была показана с такой беспощадностью, которой мировая драматургия не знала. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. По казан трагизм судеб «бывших людей». Анна: «Не помню, когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь...» Слесарь Клещ: «Работы нет... силы нет... Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо... Вот правда!» В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы, автор подчеркивает их безнравственность
Философская В пьесе ставятся проблемы разобщенности людей, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни. Пьеса имеет полифонический характер — в ней звучит множество голосов. Философское ядро пьесы образует столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина
«На дне» — социально-философская драма

Обитатели ночлежки

Обитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Их судьбы обозначены несколькими словами. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи. Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе.

Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы

Философия Луки Философия Сатина Философия автора
Лука – носитель философии веры. Он верит в любого человека. Суть его философии: вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий. Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь, то и есть». Сатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему». Он предлагает «любовь к дальнему»человеку, человеку мечты. Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека» «Человек – вот правда! Человек! Это звучит… гордо!» А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя. Композиция пьесы разоблачает философию Луки.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: