Практическое занятие №6
«Лечение хронических гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки»
Мотивация изучения темы:
Острые и хронические гастриты занимают одно из главных мест в гастроэнтерологии, потому что приблизительно 50% населения болеют гастритами. А учитывая, что это работоспособное население, заболевания имеют социальный аспект. В последние годы достигнут значительный прогресс в уточнении этиологии и патогенеза гастритов, разработаны новые методы диагностики.
Язвенная болезнь – хроническое рецидивирующее заболевание, которое имеет склонность к прогрессированию и втягивание в патологический процесс наряду с желудком и двенадцатиперстной кишкой других органов системы пищеварения и образование осложнений, которые угрожают жизни больного. Язвенная болезнь широко распространенная болезнь. По данным разных авторов ей страдают от 10 до 20% взрослого населения. В Украине зарегистрировано около 5 млн. таких больных. Это в основном люди молодого и среднего возраста. Заболевание наносит огромные экономические убытки государству. Инвалидность больных с язвенной болезнью наивысшая, особенно среди людей работоспособного возраста. Всё это делает тему актуальной для будущих медицинских работников.
Цели занятия.
Учебные цели:
Обеспечить формирование системы знаний у студентов про гастриты, язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки. Систематизировать знания студентов про симптомы и синдромы, характерные для заболеваний органов кровообращения. Показать диагностическое значение лабораторных и инструментальных исследований.
Знать:
З.1. Клинические проявления острого и хронического гастрита. Клинические проявления язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
З.2. Клинические проявления кровотечений и перфорации, пенетрации, стеноза привратника, малигнизации.
З.3. Методы диагностики гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
З.4. Лечение гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
З.5. Принципы диетического питания и их значение в лечении гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
З.6. Оказание неотложной помощи при осложнениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
З.7. Психологическую помощь пациенту и его окружению.
З.8. Прогноз заболевания и профилактику.
Уметь:
У.1. Курировать пациентов;
У.2. Составлять план медикаментозной и немедикаментозной коррекции заболеваний;
У.3. Заполнять листы назначений;
У.4. Выписывать рецепты;
У.5. Выполнять лечебные манипуляции;
У.6. Составлять суточное меню в соответствии с диетологическими требованиями;
У.7. Определять тактику фельдшера и показания неотложной помощи при осложнениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;
У.8. Определять показания и противопоказания к госпитализации;
У.9. Определять показания и особенности транспортировки пациента;
У.10. Оценивать эффективность лечения по результатам наблюдения за пациентами;
У.11.Делать прогноз развития заболевания.
Воспитательные цели:
· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию студентов;
· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;
· Прививать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.
· Воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника, умение осознавать ответственность за жизнь и здоровье пациента; анализировать свое поведение;
· Совершенствовать навыки межличностного общения;
· Вырабатывать умение работать по стандартам, алгоритмам.
Развивающие цели:
· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету
Литература:
1. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи / Э.В.Смолева, Е.Л.Аподиакос. – Изд. 10-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 652, [ 1] с.: ил. – (Среднее профессиональное образование).
2. Мухин Н.А., Моисеев, В.С., Мартынов, А.И.Внутренние болезни: учебник для студентов мед.вузов: в 2 т. + СD/ Н.А. Мухин, В.С. Моисеев, А.И.Мартынов,-М.:ГЭОТАР МЕДИА, 2012. -Т.1. -672 с., Т.2. -592 с.
3. Смолева,Э.В., Шутов, Ю.Э.Терапия для фельдшера [Текст] / Э.В. Смолева, Ю.Э. Шутов.- Ростов-н/Д:Феникс, 2013.-213 с.
Инструкция (для студентов) к практическому занятию
Предмет: ПМ 02.МДК. 02.01.1 «Лечение пациентов терапевтического профиля»
Тема: «Лечение хронических гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки»
Специальность: 31.02.01Лечебное дело
1.Оснащение: алгоритмы практических навыков, задачи, тестовые задания, видеофильмы,
материальное оснащение согласно перечню алгоритмов.
2.Конкретные цели:
Знать:
З.1. Клинические проявления острого и хронического гастрита. Клинические проявления язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
З.2. Клинические проявления кровотечений и перфорации, пенетрации, стеноза привратника, малигнизации.
З.3. Методы диагностики гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
З.4. Лечение гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
З.5. Принципы диетического питания и их значение в лечении гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
З.6. Оказание неотложной помощи при осложнениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
З.7. Психологическую помощь пациенту и его окружению.
З.8. Прогноз заболевания и профилактику.
Уметь:
У.1. Курировать пациентов;
У.2. Составлять план медикаментозной и немедикаментозной коррекции заболеваний;
У.3. Заполнять листы назначений;
У.4. Выписывать рецепты;
У.5. Выполнять лечебные манипуляции;
У.6. Составлять суточное меню в соответствии с диетологическими требованиями;
У.7. Определять тактику фельдшера и показания неотложной помощи при осложнениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;
У.8. Определять показания и противопоказания к госпитализации;
У.9. Определять показания и особенности транспортировки пациента;
У.10. Оценивать эффективность лечения по результатам наблюдения за пациентами;
У.11.Делать прогноз развития заболевания.
План проведения занятия.