В соответствии со статьей 4.2. объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
При проведении процедуры постановки объектов на учет ряд регионов не ставил не учет школы, детские сады, офисы, магазины и прочие объекты, не имеющие стационарных источников. При этом на сайте https://onv.fsrpn.ru можно ознакомиться с поставленными на учет объектами. Среди них можно найти те самые объекты, о которых обозначено выше.
Например, Объект 03-0123-002850-П Детский сад - исходя из представленных выбросов, для постановки учтена парковка или проезд, которая вероятнее всего находится за пределами участка детского сада, но была учета целенаправленно для включения в реестр
Отдельным блоком в объекты, не подлежащие постановке на учет, вынесены объекты строительства. Из разъяснений следует, что «объекты капитального строительства подлежат постановке на государственный учет после их ввода в эксплуатацию».
Однако строительные работы оказывают не меньшее воздействие на окружающую среду, чем функционирующие предприятия.
Вопрос постановки на учет тесно связан с нормированием и администрированием платежей (Исходя из предпосылок и обоснований 219-ФЗ)
А именно: с 1 января 2019 года нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы при эксплуатации объектов 1, 2, 3 категории. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются. И опять же про условно 5 категорию – объектов не оказывающих негативное воздействие упоминаний нет
Аналогичная ситуация с утверждением нормативов допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов: Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
В части платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со статьей 16.1 1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
А в соответствии с пунктом 2 данной статьи Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" подтверждает норму о том, кто должен вносить плату: пункт 7. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Исходя из данной нормы, можно прийти к выводу, что объекты, признанные территориальными органами Росприроднадзора, а так же органами исполнительной власти субъектов федерации, не оказывающие негативное воздействие, либо как с объектами строительства, по которым приходит ответ о невозможности включения в реестр не должны осуществлять внесение платы за негативное воздействие.
Аналогично не понятно, как быть с нормированием начиная с 2019 года. В нынешних редакциях нет варианта получения лимита для объектов, не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Аналогичный запрос направлялся в Министерство природных ресурсов. В соответствии с ответом № 12-50/02532-ОГ от 29.03.2017, в котором говорится, что формально платят все за размещение отходов – получается, что объект, который не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, только образует отходы (причем может образовывать из в достаточно больших количествах –,например, складские помещения) будет вынужден вносить плату за размещение отходов в 5 кратном размере. Аналогично объекты строительства.
В связи с этим прошу вас дать разъяснения по следующим вопросам
1. Что делать объектам НЕ оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Объектам, которым отказано в постановке на учет. Должны ли они вносить плату за НВОС, не оказывая такого. Если да (исходя из ранее направленных разъяснений) будет ли удален пункт о том, что перечень лиц обязанных вносить плату определяется на основании реестра объектов. В противном случае наблюдается противоречие норм федерального законодательства.
2. Если исходить из принципа, что закрепленные 219-ФЗ, дойдут до 2019 года неизменными – что делать объектам, не оказывающим негативное воздействие в части нормирования?