Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля (контура поперечного сечения), называемых обломами (рисунок 4.1).
Обломы ордеров по геометрическим признакам разделяются:
1) на прямолинейные – полочка, полка, пояс, плинт;
2) криволинейные простые – валик, вал (торус), четвертной вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная);
3) криволинейные сложные (имеющие две кривизны, чаще всего направленные в разные стороны) – гусёк (прямой и обратный), каблучок (прямой и обратный), скоция (элемент, представляющий собой выгнутость различной кривизны и встречающийся в базах колонн ионического и коринфского ордера).
Облом принято называть прямым, если он расширяется кверху, обратным – если он расширяется книзу.
Пояс | Полочка | Плинт | Астрагал | |||||||
Вал | прямой | обратный | ||||||||
Четвертной вал | ||||||||||
прямая | обратная | прямой | обратный | |||||||
Выкружка | Гусек | |||||||||
прямой | обратный | Скоция | ||||||||
Каблучок | ||||||||||
Рисунок 4.1 – Построение архитектурных обломов
Сложные обломы получаются из сочетания простых обломов. Из различных комбинаций обломов проектируют необходимые тяги, которые потом вытягивают при помощи специально изготовленных шаблонов.
В деталях ордеров обломы выполняют различные композиционные функции:
1) поддерживающие;
2) поддерживаемые, или венчающие;
3) связующие;
4) разделяющие.
Каблук и четвертной вал, имеющие сильные, упругие очертания, чаще применяются как поддерживающие формы, гусёк с его облегчающимися снизу вверх формами является завершающим элементом, выкружка несет в себе функцию связующего элемента.
Обломы располагаются по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), по кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии.
Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм и художественное оформление конструктивных членений, а также архитектурных форм и деталей.
Для художественного оформления архитектурных деталей используют рельеф, иногда сочетаемый с цветом. Обычно обломы украшались живописным орнаментом в дорическом ордере и рельефным – в ионическом. Так, дорический киматий украшался обычно простым лиственным орнаментом: гусёк – орнаментом, состоящим из мотивов лотоса и пальметты; каблучок – сердечкообразными листочками с язычками или стрелками между ними; четвертной вал, обращенный выпуклостью книзу, и другие выпуклые профили – иониками; астрагал – бусами (рисунок 4.2). В том случае, когда профили украшались орнаментами, последние всегда соответствовали очертанию профиля и положению его в общей композиции.
Рисунок 4.2 – Прорисовки, характерные для архитектурных обломов, и лист аканта
Наиболее распространенный рельеф – порезки, выполняемые на обломах резьбой по камню или формовкой из гипса и других материалов (рисунок 4.3). Черты отличия в построении и художественной проработке деталей проистекают из различий в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), которые проявляются в деталировке колонн и антаблементов.
б) а) а) б)
Рисунок 4.3 – Профили античных порезок (слева греческие, справа римские):
а –обломы; б –порезки:
1 – палочка; 2 – валик; 3 – полка; 4 – пояс; 5 – выкружка; 6 – скоция; 7 – четвертной вал;
8 – гусек; 9 – каблучок; 10 – зубчики; 11 – полувал; 12 – волна; 13 – бусы;
14 – ложечки (каннелюры); 15 – ионики; 16 – пальметки;
17 – аканты; 18 – листочки; 19 – каннелюры; 20 – плетенка; 21 – венок