Методика организации кружковой и клубной работы




 

   

Кружок – одна из основных форм организации внеурочной (внешкольной) работы учащихся, добровольно объединенных общностью интересов в творческой деятельности на внеклассных занятиях. Занятиям кружка свойственен определенный профиль работы и количество обучающихся (например, 10–12 человек), регулярность и длительность сроков (несколько академических часов 1–2 раза в неделю).

Кружковая работанаправлена на расширение кругозора воспитанников, удовлетворение их интересов, развитие творческих способно­стей, любознательности, мышления (словесно-логического, художественного, технического), словесной речи, воссоздающего и творческого воображения; приобщение к общественно полезному труду в условиях разнообразной и ин­тересной для детей деятельности. Участие в кружковой работе формирует общественную активность, устойчивый ин­терес к определенным сферам знаний и видам деятельности, совершенствует навы­ки общения, деятельности различных видов (познавательной, изобразительной и др.).

Отбор в кружки проводится с учетом интересов и склонностей учащихся (причем очень важно, чтобы дети не были пере­гружены участием в работе нескольких кружков). В начальных классах в кружки привлекаются не только интересующиеся или самые спо­собные ученики, но и слабые, и средние по уровню знаний и умений, так как склонности в этом возрасте еще не определились, а методически грамотно организованная работа кружка разовьет познавательные интересы, сформирует желание многому научиться. В состав кружка по возможности подбираются дети без существенной разницы в возрасте.

В школах с продленным днем обучения, учреждениях дополнительного образования, специальных школах-интернатах организуются кружки художественно-эстетические, технические, физкультурно-спортивные, туристско-краеведческие, натуралистические (юных натуралистов, исследователей природы), пред­метные кружки (литературы, занимательной математики, предметно-практического обучения) и др. Учащиеся с особенностями психофизического развития имеют возможность посещать кружки, деятельность в которых способствует профессиональному самоопределению (кружки парикмахерского искусства, флористики, технического творчества, театральные и др.). Кружки домовод­ства и рукоделия способствуют социально-бытовой адаптации детей данной категории.

Работа кружков в специальных школах-интернатах, школах с продленным днем обучения предусматривает коррекционную направленность. Создавая простор для познавательной, художественно-творческой деятельности, они оказывают преобразующее воздей­ствие на моторную, сенсорную, эмоциональную сферу учащихся, создают возможности для самовыражения и самоутверждения. Это способствует положительному эмоциональному настрою, возникновению у ребенка с особенностями психофизического развития чувства собственной значимости, полноценности.

Предметные кружки расширяют и углубляют знания по учебным предметам, вызывающим интерес у детей, формируют умения применять знания в практической деятельности, расширяют кругозор, развивают мыш­ление и речь.

Технические кружки содействуют формированию и развитию у учащихся умений и навыков конструирования, моделирования, закреплению навыков пла­нирования трудовых операций. Работа в таких кружках развивает техническое, пространственное мышление, расши­ряет знания о достижениях современной науки и техники, воспиты­вает интерес к конкретным профессиям, творчеству.

Художественные (художественно-эстетические) кружки развивают способности учащихся в области изобразительного искусства, пантомимы, хореографии, пения. Средствами искусства дети овладевают социальным опытом, навыка­ми общения, познают особенности человеческих отношений, учатся их понимать и оценивать. Художественные кружки способствуют развитию самодеятельности учащихся, их эмоциональной сферы, воображения, творческой активности; эстетическому воспитанию и др.

На базе художественных кружков создается школьный кукольный либо драматический театр, театр мимики и жестов, организуются выставки работ детей, проводятся показательные мероприятия, праздники.

Кружок по изобразительной деятельности вызывает у учащихся с особенностями психофизического развития интерес к творчеству, способствует активизации их познавательных возможностей, расширению кругозора, формированию структурных и операциональных компонентов воображения (разнообразных представлений об окружающей действительности и приемов, способов переструктурирования имеющихся представлений), развитию изобразительных умений, творческой активности и др.

На занятиях кружка создаются условия для проявления у детей яркого эмоционального отклика на демонстрацию предметов декоративно-прикладного искусства, образцов живописи, графики и скульптуры. Учащимся предлагаются задания и приемы игрового характера, дидактические игры; на занятиях используются сюрпризные моменты, нетрадиционные техники рисования; предусматривается изображение с натуры, по представлению, иллюстрирование по словесному описанию, тематическое, сюжетное рисование, придумывание детьми сказок и их иллюстрирование и т.д.

Вариант структуры занятия кружка по изобразительной деятельности: 1) организационный момент; 2) вступительная беседа; 3) тренировочные упражнения; 4) определение последовательности и особенностей выполнении рисунка; 5) практическая деятельность учащихся; 6) выставка и анализ работ; 7) сочинение сказок и историй по рисункам; 8) подведение итогов, рефлексия.

Занятия кружкапредусматривают активное сотворчество взрослого с ребенком на разных этапах творческой деятельности (ориентировочном, планирующем, этапе практической деятельности, оценочном). Воспитатель побуждает детей к работе, оказывает организующую и направляющую помощь. Это обусловлено тем, что младшие школьники с особенностями психофизического развития часто не могут начать работу самостоятельно, склонны копировать образцы в мельчайших деталях, нередко демонстрируют неуверенность в своих силах, постоянно требуют помощи. В процессе работы учащимся предлагаются варианты изображений различных объектов (реалистичных и фантастических; статичных, в движении и т.д.), показываются способы создания новых образов и т.п. При возникновении затруднений взрослый начинает рисунок, а ребенок дальше продолжает самостоятельно. Таким образом, сначала детям демонстрируется, как можно придумать что-то новое, как выполнять работу, далее при необходимости используются совместные действия, а затем осуществляется самостоятельная изобразительная деятельность. При этом особое внимание уделяется формированию умений анализировать, выделять главное, намечать план действий, осуществлять самоконтроль, оценивать собственную работу, находить положительные результаты при оценке чужой работы.

Кружки домоводства, рукоделия формируют у учащихся разнообразные навыки самообслуживания, рационального ве­дения домашнего хозяйства, готовят к будущей семейной жизни, при­вивают основы эстетики быта, формируют обширную бытовую лексику.

В кружковой работе с использованием предметно-практической деятельности решаются следующие образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи: расширение сенсорного опыта и знаний учащихся об ок­ружающей действительности, накопление житейских понятий на основе полисенсорного чувственного воспри­ятия; активизация мыслительной деятельности и речевого об­щения; развитие общетрудовых умений и навыков при исполь­зовании новых видов деятельности; воспитание психологической и практической готовно­сти к трудовой деятельности, коллек­тивизма, трудолюбия, самостоятельности, активности, эстетического вкуса; формирование эмоционально-ценностного опыта и др.

На занятиях кружка уделяется внимание созданию положитель­ной мотивации детей, формируется у них четкое представление о трех основных компонентах деятельно­сти: предмете, являющемся целью деятельно­сти, и плане, позволяющем видеть всю работу в комплексе (ориентировочный компонент); самой деятельности (ис­полнительный компонент), текущем контроле за выпол­нением работы и итоговой проверке с оценкой работы (кон­трольно-оценочный компонент). Уровень сформированности регулирующих компонентов деятельности (планирование, самоконтроль, оценка) во многом определяет успешность подготовки учащихся с особенностями психофизического развития к полноценной трудовой деятельности.

Для того чтобы практическая деятельность с ее струк­турными компонентами выступила в наиболее рельефном виде для младших школьни­ков с особенностями психофизического развития Е.Г. Речицкая предлагает использовать личностно-ролевую форму организации работы. Так, вся деятельность делится между группами воспитанников, которым вручаются оп­ределенные значки, соответствующие их ролям. Одни уче­ники руководят деятельностью остальных, определяют ее последовательность, дают инструкции к работе. Другие ре­шают поставленную задачу, осуществляют исполнительную часть — изготавливают предмет. Третьи контролируют ра­боту первых двух и оценивают ее. Для осознания структуры деятельности важно, чтобы каждый ребенок по­бывал в каждой из ролей (руководителя, исполнителя, кон­тролера и оценщика).

 

В настоя­щее время организуется клубная деятельность учащихся с особенностями психофизического развития. Клуб является формой кружковой работы, однако более сложен в методическом отношении, предусматривает более разнообразное содержание, методы.

В различных специальных школах, школах-интернатах действуют клуб любителей книги, клуб юных любителей природы, компьютерный клуб и др. Клубная форма работы может не только распро­страняться на школьные предметы, но и охватывать некоторые сферы социальной жизни, ознакомление с которыми необходимо учащимся с нарушениями зрения, слуха, речи, с интеллектуальной недостаточностью и др.

Данная форма работы вовлекает вос­питанников разного возраста в разнообразные виды деятельности, расширяет рамки общения детей. Клуб позволяет удовлетворить разнообразные интересы школьников, так как может иметь несколько секций, студий: «Путешествия в мир книг», «В мире природы», «Школа вежливых наук», секции для оперативных дел по общественно-полезному труду «Книжкина больница», «Мастерская Деда Мороза» и т.п. Долговременность работы клуба формирует у учащихся положительные привычки, позволяет строить работу перспективно, постепенно усложняя и расширяя круг образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

В целях организации и руководства работой клуба избирается совет, в который входят учителя, воспитатели, учащиеся, организующие соответст­вующие виды деятельности. Желательно, чтобы у клуба были свои заповеди и законы, эмблема, любимая песня и т.п. Для занятий членов клуба отводится специальное помеще­ние, которое соответственно оформлено, оборудовано всеми не­обходимыми материалами и приборами для продуктивной работы, творчества детей. Формы деятельности в клубе: ситуационно-ролевые, инновационные игры, устные журналы, круглые столы, диспуты, встречи со специалистами, шоу-программы, работа агитбригад, соревнования, индивидуальные творческие работы и др.

Регулярно организуются клубные дни, предусматривающие проведение внеклассных занятий, игр соответствую­щей тематики, просмотров телепередач, видеосюжетов, фильмов в рамках определенной деятельности клуба, выпускается клубная газета. На клубных занятиях обсуждаются книги и статьи, организуются заочные путешествия, игры-драматизации, турниры, инсценировки и др. В соответствии с планом работы проводятся различные кон­курсы, фестивали, праздники. В рамках клубной деятельности воспитатель устанавливает разнообразные связи с внешкольными воспитательными учреждениями, музеями, библиотекой, общественными организациями; привлекает родителей учащихся, различных специалистов.

Большие воспитательные возможности заключены в про­смотре воспитанниками телепередач, документальных, художественных фильмов. Задача воспитателя состоит в том, чтобы из программы телепередач на неделю отобрать такие, которые соответствуют возрасту и уровню развития детей, имеют познавательную ценность и воспи­тательную направленность, отвечают требованиям реали­зации актуальных воспитательных задач. Воспитателю не­обходимо также подготовить детей к восприятию передачи. В процессе просмотра учащимся даются пояснения, комментарии. При работе с детьми с нарушением слуха для облегчения просмотра телепередач, документальных, художественных фильмов используется их жестовый синхронный перевод, снабжение информационных материалов субтитрами.

В методической структуре клубного часа выделяют ниже перечисленные компоненты.

1. Подготовительный момент, предполагающий в пер­вую очередь организацию психологического настроя детей на будущий клубный час. С этой целью можно за два-три дня напомнить учащимся, что на клубном часе их ждет интерес­ное дело и им нужно определенным образом подготовиться. Если младшие школьники уже включены в кон­кретную деятельность на этом этапе, то следует обеспечить подготовитель­ную работу микроколлективов по секрету друг от друга (одни готовят наглядный материал, другие – подбирают загадки и т.п.).

Подготовительный момент клубного часа включает и оформление, обору­дование помещения для занятия, подбор иллюстративных материалов, подготовку технических средств. Важно изменить привычную обста­новку, по возможности приблизить ее к содержанию за­нятия. Например, кругом постав­ленные столы и негромкая музыка создадут обстановку для творчества или искрен­него разговора. Веселая музыка, яркие шары, разноцветные бумажные шапочки для каждого микроколлектива настроят на игру и веселье. Нужно использовать освещение, затемнение, му­зыкальное сопровождение, плакаты, репродукции картин, компьютерные средства и др.

2. Мобилизующий момент предваряет основную дея­тельность младших школьников. Воспитателю привлекает внимание детей к теме клубного часа, устана­вливает порядок и дисциплину в условиях занятий по инте­ресам. Однако нельзя применять запреты, прямые огра­ничения, лучше сработают косвенные, игровые приемы. Например, занятие начнет гость клубного часа (необычная мягкая игрушка, старшеклассник в костюме сказочного героя); можно использовать пословицы, поговорки, высказывания вы­дающихся людей, которые выражают тему клубного часа и т.п.

3. Основной момент реализует главные воспитательные задачи клубного часа в деятельности учащихся. Воспитатель организовывает общение и сотрудниче­ство детей. Регулированию деятельности помогут специальные памятки, «Правила дружной работы», традиционные законы и заповеди клуба.

4. Завершающий момент. Методика кол­лективной творческой деятельности требует, чтобы ее уча­стники высказали свое мнение о подготовке и проведении дела. В основе обсуждения, устного или письменного (в стенгазете, творческом сочинении-миниатюре и т.п.), могут быть вопросы: «Что было хорошо? Что плохо? Что нового ты узнал, сделал? Чему научился сам и чему научил товарищей? Кому было хорошо от наших дел, кому плохо? Что ты хотел бы повто­рить?».

Типичные недостатки в организации клубных часов: бессистемность их проведения; однообразие видов деятельности, использованных форм и методов (например, организуются только настольные игры и проводятся беседы по нравственному просвещению); отсутствие реализации задач коррекционного характера; формализованная обстановка проведения занятий; ограниченное применение методики коллективной творческой деятельности.

Требования к организации и проведению клубных занятий (М.М. Анцибор, Н.Ф. Голованова):

- содержание клубного часа всегда должно отличаться новизной, необычностью, вызывать у детей удивление, восторг, стремление узнать и разобраться, взяться за дело;

- клубный час обязательно предполагает свободное общение детей друг с другом, воспитателем, другими лицами, принимающими участие в занятии;

- клубные часы должны стать своеобразной школой самовоспитания учащихся, занятиями для преподавания психологической грамоты, целенаправленного воздействия на представления каждого ребенка о себе.

Литература

1. Анцибор, М.М. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / М.М. Анцибор, Н.Ф. Голованова. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

2. Артеменко, З.В. Формы воспитательной работы с молодежью: организация и методика проведения / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская; под ред. А.П. Сманцера. – Минск: Институт повышения квалификации переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994. – 230 с.

3. Белкин, А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 1977. – 112 с.

4. Внеклассная работа по развитию речи в школе слабослышащих. Из опыта работы / под ред. А.Г. Зикеева, В.В. Тимохина. – М.: Просвещение, 1978. – 112 с.

5. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / И.М. Бгажнокова [и др.]; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 239 с.

6. Воспитательная работа во вспомогательной школе: пособие для учителей и воспитателей (из опыта работы) / под ред. В.Ф. Мачихиной. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.

7. Гаманович, В.Э. Научно-теоретические основы формирования социально-бытовой компетентности младших школьников с нарушениями зрения / В.Э. Гаманович // Соцiально-психологiчнi проблеми тифлопедагогки. Збiрник наукових праць. – К.: НПУ iменi М.П. Драгоманова, 2011. – Випуск 5 (13). – 336 с.

8. Григорьева, Н.М. Основы специальной методики воспитания учащихся с особенностями психофизического развития: учеб.-метод. пособие / Н.М. Григорьева. – Минск: БГПУ, 2011. – 102 с.

9. Григорьева, Т.А. Временный государственный образовательный стандарт (проект): Специальное общее образование. Школа для детей с нарушением слуха (социально-бытовая адаптированность) / Т.А. Григорьева // Дэфекталогiя. – 1998. – № 3. – C. 3–19.

10. Дети с отклонениями в развитии: метод. пособие / сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.

11. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании; учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 176 с.

12. Дульнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: пособие для учителей / Г.М. Дульнев; под ред. Т.А. Власовой, В.Г. Петровой. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.

13. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

14. Инструкция о порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований для лиц с особенностями психофизического развития / адукацыйны партал www.adu.by.

15. Клубная работа / авт.-сост. И.Е. Паюченко. – Минск: Красико-Принт, 2009. – 128 с.

16. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. – № 2. – С. 3–19.

17. Кружки и факультативы в школе / авт.-сост. Н.Н. Пунчик, В.Н. Пунчик, А.Р. Борисевич. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 128 с.

18. Левяш, С.Ф. Социально-бытовая адаптация учащихся с особенностями психофизического развития: (нач. кл.) / С.Ф. Левяш, Л.А. Бондаревич. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 80 с.

19. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: методическое пособие / А.Р. Маллер. – М.: АРКТИ, 2000. – 176 с.

20. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебник / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.

21. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. – 503 с.

22. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. пед. уч-щ / В.М. Коротов [и др.]. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

23. Методика формирования навыков общения у учащихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для педагогов центров коррекц.-развивающего обучения и реабилитации / Ю.Н. Кислякова [и др.]; под ред. Т.В. Лисовской. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 160 с.

24. Миненкова, И.Н. Развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушениями зрения: учеб.-метод. пособие / И.Н. Миненкова. – Минск: БГПУ, 2010. – 60 с.

25. Миненкова, И.Н. Формирование нравственных представлений младших школьников с нарушениями зрения в игровой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / И.Н. Миненкова; Национальный институт образования. – Минск, 2008. – 23 с.

26. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие / Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 445 с.

27. Обучение и воспитание глухих детей / под ред. С.А. Зыкова, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 264 с.

28. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 312 с.

29. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. – Минск: БГПУ, 2006. – 116 с.

30. Планирование воспитательной работы в классе: метод. пособие / под ред. Е.Н. Степанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с.

31. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – Кн. 2: Процесс воспитания / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.

32. Пороцкая, Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы / Т.И. Пороцкая. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

33. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 N 16 «Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 г.г.» / http: // pravo.levonevsky.org / bazaby11 / republic01 / text811.htm.

34. Речицкая, Е.Г. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных школах I и II вида / Е.Г. Речицкая, Т.Г. Богданова [и др.]. – М.: Владос, 2009. - 389 с.

35. Речицкая, Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: пособие для учителя-дефектолога / Е.Г. Речицкая. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 156 с.

36. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 336 с.

37. Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате для детей с ТНР в условиях группы-класса: метод. рекоменд. / сост. И.К. Колпаковская. - М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1979. - 51 с.

38. Солнцева, Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф-Сервис, 1999. – 180 с.

39. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Багрова [и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 655 с.

40. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2008. - 180 с.

41. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации / авт.-сост. Н.А. Касаткина. – Вып. 2. – Волгоград: Учитель, 2005. – 382 с.

42. Шилович, Е.А. Воспитание учащихся с нарушением слуха на основе календарной обрядности белорусов: учеб.-метод. пособие. – Минск: БГПУ, 2003. – 58 с.

43. Шинкаренко, В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: учеб. пособие / В.А. Шинкаренко. – Минск: Университетское, 1990. – 144 с.

44. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 128 с.

45. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: