Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие




Спрос и предложение как основные ценообразующие факторы

1. Микроэкономика как основа теории ценообразования.

2. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса. Эластичность спроса.

3. Предложение. Неценовые детерминанты предложения. Издержки производства как основа ценообразования на предприятии. Эластичность предложения.

4. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена и равновесный объем.

 

Микроэкономика как основа теории ценообразования

Проблема экономической ценности и цены на протяжении веков считалась одной из наиболее важных экономических проблем, обсуждаемых философами, юристами, богословами и политиками.

Первым «претендентом» на роль основы для соизмерения благ, ценности и цены была человеческая потребность (Аристотель).

В средние века была сделана попытка разделить понятия ценности и цены. Так, Жан Буридан считал, что если ценность блага определяется потребностью, то цена зависит от потребности и средств покупателя. Бедняк нуждается в хлебе больше чем богач, но ему нечем оплатить его. Значит, и рыночную цену определяют не потребности всех индивидов, но лишь тех из них, кто может подкрепить свои потребности деньгами, т.е. платежеспособные потребности, или спрос.

Фома Аквинский и его учитель Альберт Великий (теологи средневековья) наряду с потребностью назвали второй (по порядку, но не по значимости) источник ценности и цены – труд и расходы. Без справедливого возмещения труда и расходов общество, основанное на разделении труда, не могло бы существовать.

Таким образом, была установлена зависимость рыночных цен от двух факторов: спроса, определяемого потребностями и денежными средствами покупателей, и предложения, определяемого трудом и расходами. Но соотношение этих факторов и роль каждого из них в формировании цен долгое время считались неисследованными.

В 1890 г. вышла в свет работа А. Маршалла «Принципы экономикс», в которой он сравнил спрос и предложение с двумя лезвиями ножниц, которые в равной мере могут быть значимы для разрезания листа бумаги, хотя в каждый рассматриваемый период только одно из них подвижно. Именно такой подход по сей день остается основным в микроэкономическом анализе рыночного ценообразования.

Спрос

Спрос на тот или иной товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Именно «желание купить» отличает спрос от простого «хотения» получить какое либо благо. Наличие спроса предполагает чье-то согласие уплатить за этот товар определенную цену, пожертвовать в обмен на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму.

Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.

Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество товара.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.

QiD = f (T; P1, …, Pk; I; …),

где QiD — объем спроса на i-тый товар;

Т — вкусы и предпочтения;

P1, …, Pk — цены всех товаров, включая i-тый;

I — денежный доход.

Неценовые детерминанты спроса — это факторы, влияющие на величину спроса и не связанные непосредственно с ценой на данный товар (доход потребителей, цены и полезность других товаров, изменения в относительных ценах, инфляционные ожидания, эффект присоединения к большинству и эффект сноба)

Если положить все неценовые детерминанты спроса неизменными, то можно перейти к функции спроса от цены:

QiD = f (Рi).

Она может быть задана табличным способом, аналитически (Q = a – bP) или графически. Графическое изображение функции спроса от цены называется линией спроса.

Обратную зависимость между ценой и объемом спроса называют законом спроса.

Исключение: парадокс Гиффена. Английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. спрос на картофель увеличился, хотя цена на него выросла. Дело в том, что картофель являлся основной пищей ирландских бедняков, и повышение цены на него заставило их сократить потребление всех других товаров, более дорогих и качественных. Так как картофель оставался относительно более дешевым продуктом, объем спроса на него вырос.

Нередко некоторые другие явления действительности ошибочно рассматриваются как исключения из закона спроса, а иногда на них ссылаются и для опровержения этого закона.

1. Эффект ожидаемой динамики цен. Если цена товара повысилась, потребители могут расценить это как тенденцию, и ожидать дальнейшего ее повышения. В этом случае текущая цена воспринимается как относительно более низкая по сравнению с ожидаемой и спрос увеличивается.

2. Цена – показатель качества. Потребитель часто не может квалифицированно судить о качестве предлагаемого ему товара, и склонен принимать более высокую цену товара за своеобразный показатель более высокого качества. Фактически здесь имеет место направленное воздействие посредством цены на мнение покупателей и как результат – сдвиг линии спроса вверх и вправо, то есть получение новой функции спроса.

3. Эффект Веблена связан с престижным спросом, ориентированным на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Роль ограничителя доступа к товарам для широких масс потребителей часто выполняет высокая цена. Однако, как свидетельствует практика, повышение цен на предметы роскоши приводит не к увеличению, а к снижению рыночного спроса на них, так как, хотя престижность их возрастает, но возможность их приобрести остается все у меньшего числа покупателей. К тому же выделить в составе спроса престижный элемент далеко не просто.

Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены — движение вдоль линии спроса. Изменение спроса представляет собой сдвиг линии спроса и определяется неценовыми детерминантами спроса.

Эластичность спроса

При анализе спроса нас часто интересует не его абсолютный объем, а изменения его в ответ на изменение цены товара или какого-то другого параметра, определяющего объем спроса. Но объем спроса по разным товарам измеряется в разных натуральных единицах, поэтому по абсолютным изменениям спроса трудно судить о реакции спроса на изменение цен по различным товарам. Удобнее пользоваться показателями относительного изменения.

Показатель относительного изменения одной переменной (в данном случае спроса) при изменении другой переменной на единицу называется эластичностью. Для функции рыночного спроса такими независимыми переменными будут цена данного товара, цены других товаров и доходы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей являются неквантифицируемой переменной, их изменение не имеет количественной меры. Мерой, которая позволяет оценить изменение спроса при изменении независимой переменной, является коэффициент эластичности.

 

Прямая эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение спроса на данный товар при изменении его цены.

Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение относительного изменения объема спроса или количества приобретаемого товара (в процентах) к процентному изменению его цены. Поскольку как правило объем спроса с увеличением цены снижается, коэффициент эластичности должен получаться отрицательным. Чтобы избежать отрицательных чисел, перед дробью (dQ/Q)/(dP/P) часто вводят знак минус.

Коэффициент эластичности используется для наиболее общей характеристики спроса.

Если е = 0, спрос совершенно неэластичен, никакое изменение цены не влияет на объем спроса (линия параллельна оси ординат).

Если е = ∞, то спрос совершенно эластичен, малое повышение цены ведет к бесконечно большому сокращению спроса, и наоборот (линия параллельна оси абсцисс).

При е=1 говорят о единичной эластичности спроса, когда изменение цены на один процент ведет к такому же изменению объема спроса (линия имеет форму равнобокой гиперболы).

Если 0<e<1, говорят, что спрос неэластичен, изменение цены на 1% сопровождается изменением спроса менее чем на 1%.

Если 1<e<¥, говорят, что спрос эластичен, изменение цены на 1% сопровождается изменением спроса более чем на 1%.

 

Факторы, влияющие на эластичность:

1. Наличие товаров-субститутов (заменителей). Чем более агрегированная группа товаров рассматривается, тем менее эластичен спрос.

2. Разнообразие возможностей использования товара (чем больше возможностей, тем выше эластичность).

3. Степень насыщения потребности в данном товаре (чем более насыщена потребность, тем меньше эластичность).

4. Доступность товара (чем ограниченнее доступ к товару, тем менее эластичен спрос на него).

5. Фактор времени. Чем более длителен рассматриваемый период, тем выше эластичность.

 

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар в зависимости от изменения цены другого товара.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене определяется как отношение относительного изменения объема спроса на i-тый товар (в процентах) к процентному изменению цены j-того товара. Может быть положительным, отрицательным или нулевым.

Если eij > 0, то товары i и j называют взаимозаменяемыми, повышение цены j-того товара ведет к увеличению спроса на i-тый товар.

Если eij < 0, то товары i и j называют взаимодополняемыми, повышение цены j-того товара ведет к падению спроса на i-тый товар.

Если eij = 0, то товары i и j называют независимыми.

Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные свойства благ, их способность замещать друг друга в потреблении.

Следует иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса по цене может быть асимметричной. Например, если цена мяса снизится, спрос на кетчуп вырастет, но если цена кетчупа снизится, вряд ли это повлияет на спрос на мясо.

Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при небольших изменениях цен. При значительных изменениях цен будет проявляться влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара.

Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя.

Коэффициент эластичности спроса по доходу определяется как отношение относительного изменения объема спроса на данный товар (в процентах) к процентному изменению дохода потребителя.

Если еI < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.

Если еI > 0, товар является нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.

Среди нормальных товаров можно выделить три группы:

1. Товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0 < еI < 1) и имеет предел насыщения. Говорят, что для таких товаров спрос неэластичен по доходу.

2. Товары «второй необходимости», спрос на которые растет в меру роста доходов (еI = 1).

3. Предметы роскоши, рост спроса на которые опережает рост доходов (еI > 1) и не имеет предела насыщения. Говорят, что для таких товаров спрос эластичен по доходу.

 

Для лиц с разным уровнем дохода (или для одного человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши либо товарами первой необходимости.

 

Предложение

Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.

Объемом предложения называют количество товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций, в некоторых случаях природно-климатические условия.

Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

QiS = f (Li; P1, …, Pk; Ti; N;…)

где Li – характер применяемой в производстве i-того товара технологии;

P1, …, Pk — цены всех товаров, включая i-тый;

Тi – налоги и дотации, установленные по i-тому товару;

N – число продавцов на рынке.

Неценовые детерминанты предложения — факторы, влияющие на изменение предложения и не связанные непосредственно с ценой (цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке).

Если все факторы, определяющие объем предложения положить неизменными, можно перейти к функции предложения от цены.

QiS = f (Pi)

Функция предложения может быть представлена тремя способами: табличным, аналитическим (Q = aP – b) или графическим.

Графическое изображение этой функции называется линией предложения. Положительный наклон линии предложения принимается в качестве первого приближения, общего закона предложения не существует.

Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены (движение вдоль линии предложения).

Изменение предложения — установление новой зависимости между ценой и объемом предложения, изменение самой функции предложения, сдвиг линии предложения.

Функция предложения определяется издержками предприятия на производство продукта.

Издержки производства есть стоимость израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения. Функция издержек показывает зависимость издержек производства (С) от объема производства (Q), причем издержки измеряются в денежных единицах, а объем производства – в единицах продукта.

В краткосрочном периоде различные виды издержек могут быть отнесены либо к постоянным либо к переменным.

Постоянными (FC, fixed cost) называются издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменений объема производства. Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. Показатель постоянных издержек по определению остается неизменным при всех уровнях производства, включая нулевой.

Переменными (VC, variable cost) называются издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. Сумма переменных издержек меняется в прямой зависимости от объема производства. Однако прирост суммы переменных издержек, связанный с увеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным. Увеличение предельного продукта в течение какого-то периода будет вызывать все меньший и меньший прирост переменных ресурсов для производства каждой дополнительной единицы продукции. А так как все единицы переменных ресурсов покупаются по одной и той же цене, то сумма переменных издержек будет возрастать уменьшающимися темпами. Но как только предельный продукт начнет падать в соответствии с законом убывающей отдачи, все большее количество дополнительных ресурсов придется использовать для производства каждой последующей единицы продукции, и сумма переменных издержек будет увеличиваться нарастающими темпами.

Сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства есть общие или совокупные издержки фирмы (TC, total cost)

Дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции, называются предельными издержками (MC, marginal cost) Предельные издержки можно определить для каждой добавочной единицы продукции как отношение изменения величины общих издержек к изменению общего объема производства, вызванного добавочной единицей расходов.

Средние издержки (AC, average cost) — это издержки в расчете на единицу продукции, получаемые как отношение совокупных издержек к совокупному продукту.

Ценовая эластичность предложения товаров характеризует изменение объема предложения в зависимости от изменения цены, то есть реакцию поставщиков на изменение цен. Измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения, который находится как отношение процентного изменения объема предложения к процентному изменению цены.

Эластичность предложения зависит прежде всего от особенностей технологии производства продукта, то есть от способности производителей быстро перестроиться с выпуска одного продукта на выпуск другого при изменении соотношения цен этих продуктов.

Варианты эластичности предложения:

1. Абсолютно неэластичное предложение (е=0). Предлагаемое количество товара остается неизменным при изменении цены. Примером может служить продажа билетов в театр, где количество посадочных мест ограничено.

2. Неэластичное предложение (е<1). Значительные изменения цены товара влекут гораздо менее значительные изменения объема предложения.

3. Эластичное предложение (е>1). Незначительные изменения цены товара влекут гораздо более значительные изменения объема предложения.

4. Абсолютно эластичное предложение (е=¥). Малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения вплоть до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения. Примером может служить продажа государством некоторых специфических товаров и услуг по фиксированным ценам (бланки паспортов).

 

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, наряду с технологией производства, является время, необходимое поставщикам, для перераспределения ресурсов в пользу производства того или иного товара. Чем продолжительнее время, которым располагает поставщик для приспособления к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем эластичнее предложение.

А. Маршалл ввел понятие «операционного времени», в рамках которого он различал:

1) рыночный период, когда предложение не меняется;

2) краткосрочный период, когда рост предложения осуществляется при постоянных мощностях за счет расширения поля труда и его интенсивности;

3) долгосрочный период, когда производственные мощности переменны.

 

 

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий спроса и предложения (точки равновесия), которым соответствуют равновесный объем и равновесная цена.

Выше точки пересечения предложение товаров превышает спрос на них. Образуется так называемый рынок потребителей. Конкуренция среди производителей за сбыт товаров выражена более сильно, чем спрос покупателей. Усиленная конкуренция среди продавцов вызывает стремление к снижению цен, что ведет к расширению спроса. Указанная тенденция будет продолжаться до тех пор, пока спрос и предложение не пересекутся в точке равновесия.

Если цена устанавливается ниже точки равновесия, то спрос на товары будет выше их предложения. Установится рынок производителей, на котором будут в большей мере конкурировать покупатели, чем продавцы, что неминуемо приведет к повышению цен, стимулирующих увеличение производства и предложения товаров на рынке. Эта тенденция сохранится, пока не установится равновесие между спросом и предложением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: