Теоретический материал для самостоятельного изучения. Конспект урока. Русский язык 6 класс. Разносклоняемые имена существительные.




Конспект урока

Русский язык 6 класс

Разносклоняемые имена существительные.

Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя

Перечень рассматриваемых вопросов:

1. Особенности склонения и правописания разносклоняемых существительных.

2. Перечень разносклоняемых слов и особенности их склонения.

3. Образование форм косвенных падежей существительных на -мя, написание окончания , графическое обозначение орфограммы.

4. Правило правописания буквы е в суффиксе -ен- существительных на -мя.

Тезаурус:

Склонение – изменение форм слов по числам и падежам: имя – имени – к имени – об именах.

Разносклоняемые имена существительные – это существительные, совмещающие разные типы склонения: в родительном, дательном и предложном падеже склоняются как существительные 3-го склонения, в творительном падеже – как существительные 2-го склонения. Разносклоняемые существительные: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.

Словообразовательная цепочка – это такой ряд однокоренных (родственных) слов, в котором каждое последующее слово непосредственно производно от предыдущего: знамя → знамёна → знамённый.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В древнерусском языке существительные изменялись по 6 вариантам склонений. Со временем их количество сократилось. Но осталось 11 слов, которые не попали ни в одно из трёх склонений. Эти существительные называются разносклоняемыми.

Разносклоняемыми являются 10 существительных на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существительное мужского рода путь.

Обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить значения слов бремя, стремя, темя.

Бремя – 1. Тяжёлая ноша, груз. Сгибаться под бременем тяжёлой ноши. 2. О чём-либо тяжёлом, трудном, обременительном. Принимать на себя бремя расходов. Под бременем лет. Синонимы к слову бремя: груз, поклажа, ноша, обуза, гнёт, заботы, тягота.

Стремя – кожаная петля или железная дужка, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ноги всадника.  Всунуть ногу в стремя. Приподняться на стременах. Ехать, скакать стремя в стремя.

Темя – верхняя часть головы, верх черепа между лобными, затылочными и височными костями.  Обритое темя. Кости темени. Боль в темени.

Обратимся к склонению слов.

Просклоняем существительное 2-го склонения мор е и существительное 3-го склонения тень.

(Чего?) моря, тени

(Чему?) к морю, к тени

(Чем?) морем, тенью

(О чём?) о море, о тени

Теперь в эти же падежи поставим существительное имя.

(Чего?) имени

(Чему?) к имени

(Чем?) именем

(О чём?) об имени

Сравним окончания.

В родительном, дательном и предложном падежах существительное имя склоняется как существительное 3-го склонения и имеет окончание - и. В творительном падеже окончание как у существительного 2-го склонения.

Вы заметили, что в косвенных падежах у существительных на -мя появляется суффикс -ен-?

Бремя – бремени, время – времени.

Понаблюдаем за словообразованием. От слова время можно образовать слова: безвременный, времянка.

Наблюдаем чередование звуков в суффиксе. От слова знамя можно образовать прилагательное знамённый. В этом случае тоже наблюдается чередование в суффиксе. Аналогичные чередования есть в словах имя – одноимённый, безымянный.

Как спросить о времени: сколько время или сколько времени? Правильно – «сколько времени?» А ещё можно спросить: который час? Оба варианта равнозначны в современном русском языке.

Разносклоняемые слова часто употребляются в речи, в художественных текстах.

Вспомните строки стихотворения «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова:

– Да, были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

А вот строки поэта Валерия Брюсова:

Ты должен быть гордым, как знамя;

Ты должен быть острым, как меч;

Как Данту, подземное пламя

Должно тебе щёки обжечь.

Склонение
1 скл. ж. и м. р. на -а, -я 2 скл. м. р. с нулевым окончанием, ср. р. на -о, -е 3 скл. ж. р. с нулевым окончанием Разносклоняемые 10 сущ. на -мя, путь Несклоняемые
мама, папа, дядя лес, море, озеро ночь, тень, тишь имя, вымя, бремя, семя, стремя, знамя, темя, время, племя, пламя, путь кино, радио, пальто

 

Падеж 2-е скл. 3-е скл. Разносклоняемые
Р. п. моря тени имени пути
Д. п. к морю к тени к имени по пути
Т. п. морем тенью именем путём
П. п. о море о тени об имени о пути

Пример Тренировочных заданий:

1. Укажите ряд, в котором во всех словах пишется И.

2. При мнени.., при случа..

3. у стремен.., у пустын..

4. в лаборатори.., в спектакл..

5. дочер.., о здоровь..

При выполнении этого задания необходимо вспомнить правило правописания букв Е и И в безударных падежных окончаниях существительных:

Падеж Склонение Существительные на Разносклоняемые
1-е 2-е 3-е -ия -ий -ие
Р. -и(-ы) - - -
Д. - - -
П.

1. при мнении (на -ие), при случае (2-е)

2. у стремени (разноскл.), у пустыни (1-е)

3. в лаборатории (на -ия), в спектакле (2-е)

4. дочери (3-е), о здоровье (2-е)

Правильный ответ

1. при мнении (на -ие), при случае (2-е)

2. у стремени (разноскл.), у пустыни (1-е)

3. в лаборатории (на -ия), в спектакле (2-е)

4. дочери (3-е), о здоровье (2-е)

5. Восстановите словообразовательную цепочку.

Племя →…→… →…→…

Племенной, племена, племянничек, племянник.

Чтобы восстановить последовательность слов в словообразовательной цепочке, нужно сравнить их морфемный состав и объяснить значение через ближайшее родственное слово.

Племя – племена. Племена – форма мн. ч.

Племенной – относящийся к племенам.

Племянник – соплеменник, родственник (исторически)

Племянничек – разговорное, уменьш.-ласк.

Правильный ответ

Племя → племена → племенной → племянник → племянничек.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: