Написание текста курсовой работы




Работа начинается с введения, потому что читателю требуется постепенно вникать в проблему исследования. Кроме того, введение — это не просто композиционная часть работы, но и документ, включающий в себя ее важные квалификационные характеристики. Если содержание основной части может быть любым, поскольку оно индивидуально и диктуется конкретной спецификой темы, то содержание введения соответствует принятому стандарту и обязательно должно включать ряд общезначимых формулировок.

Введение как вступительная часть научно-исследовательской работы имеет сравнительно небольшой объем: 3-4 страницы в выпускной квалификационной работе, 2-3 страницы в курсовой работе. Предназначение введения — подготовить читателя к восприятию основного текста. Во введении раскрывается актуальность темы, определяется цель и основные задачи работы, формулируется научная новизна и практическая значимость, определяется объект и предмет, структура, хронологические рамки, теоретическая база исследования, указываются направления реализации полученных в работе выводов и предложений. В курсовой работе нет строгих требований к выделению всех вышеперечисленных методологических характеристик. Но если обучающиеся хотят подготовить курсовую работу как более углубленный исследовательский труд и в дальнейшем сделать ее составной частью выпускной квалификационной работы, то в этом случае во введении следует определить и объект, и предмет, и гипотезу исследования.

Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. В том, как именно вы подойдете к этому обоснованию, проявляется ваша научная и профессиональная компетентность. Достаточно в объеме 1—1,5 страниц кратко обрисовать сущность сложившейся в современной науке ситуации в связи с вашей темой. Выходы на социальную действительность и потребности общества в решении ваших исследовательских задач возможны и нужны, особенно в работах по гуманитарным наукам (см. Раздел 2.1.).

Описывая степень разработанности темы в современной научной литературе, вы должны продемонстрировать достаточно глубокое знакомство с имеющимися источниками, способность к оценке сделанного вашими предшественниками в освоений этой темы. Будьте осторожны и не делайте опрометчивых заявлений о том, что до вас данная тема никем и никогда не исследовалась. Более обычной является ситуация ввода в отечественный научный оборот новых понятий и идей, существующих в зарубежных исследованиях, когда курсовая работа пишется на основе непереведенных иностранных источников. Это следует специально оговорить во введении.

Особые затруднения у обучающихся вызывает необходимость выделения во введении предмета и объекта исследования. Часто в обыденном мышлении эти понятия отождествляются. Но объект шире предмета. Предмет исследования представляет собой фрагмент объекта, подвергающийся непосредственному изучению (см. Раздел 2.1.).

Далее по традиции вы переходите к формулированию цели, гипотезы и задач исследования. Цель вытекает из наличия чего-то неисследованного в теме (если все уже исследовано, то ваша работа становится бесцельной). Вы намечаете участок для своей собственной научной деятельности, показываете, какой подход в решении выбранной проблемы, по-вашему, является более эффективным (через гипотезу исследования).

Формулировка цели должна логически вытекать из обрисованной вами выше сложившейся в науке ситуации по теме. Сказав, что и как в этом направлении сделано другими, вы тем самым уже подошли к вопросу о том, что необходимо делать дальше, в частности, что именно собираетесь сделать вы сами. Отсюда следует конкретная цель, которую вы перед собой ставите, формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой, а также полной и логически корректной.

Сформулированная гипотеза исследования составляет его стратегию, и потому требует постановки конкретных тактических задач(см. Раздел 2.2.). Научная гипотеза создается, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть пути решения проблемного вопроса, т.е. пути достижения цели.

Из гипотезы выводятся задачи исследования. В отличие от цели, которая одна, задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней. Фактически основная часть текста — это постепенное решение поставленных во введении задач. Поэтому часто формулировки задач совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Задачи подаются во введении в форме перечисления: проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т. п.

Обязательным требованием к тексту введения является указание методов, которыми пользовался автор. В любой работе найдет себе место сравнительно-исторический метод, а также традиционные методы педагогического наблюдения, анкетирования.

Важным элементом введения является определение новизны работы, а также описание направления реализации сформулированных выводов и предложений – практическая значимость исследования.

Научная новизна вовсе не означает, что вся ваша работа от начала и до конца должна состоять из никем не сформулированных положений и понятий, которых не было в научном обиходе и т.д. «Элементом новизны» может быть введение в научный оборот отдельных новых понятий, использование новых подходов к данной теме, обогащение исследования данными смежных наук и практическая часть работы, если она имеется, - самостоятельно проведенный эксперимент, анализ затруднения в практике, статистическое исследование и т. п.

Научная новизна характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы. Научная новизна выпускных квалификационных и курсовых работ обычно заключается в уточнении отдельных понятий. Научная новизна неразрывно связана с практической значимостью работы.

Практическая значимость исследования во многом определяется его характером. Научные работы теоретического характера обладают более опосредованной практической значимостью, чем работы методического или прикладного характера. Если работа носит теоретический характер, то ее практическая значимость может проявиться в публикации основных результатов исследования, в апробации результатов исследования на научно-практических конференциях; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений. Если работа носит методический характер, то ее практическая значимость может проявить себя в наличии научно обоснованных и апробированных в результате эксперимента методов и средств совершенствования процесса обучения.

Полученные автором результаты могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов, в практической деятельности. Такой составной частью введения отличаются далеко не все работы, однако наличие направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: