В процессе педагогического общения доминирует роль языка как полифункциональной знаковой системы по сравнению с невербальными системами. Семантика слова, значение грамматических категорий языка внеличностны, но в речи одни и те же языковые единицы могут быть восприняты слушающим по-разному – в зависимости от интонации говорящего, от доброй (или насмешливой) улыбки, от неожиданного жеста. Это обусловлено тем, что восприятие слова-знака (единицы языка) обогащается одновременным комплексным восприятием знаков другой системы – невербальной.
Умение «декодировать» невербальную информацию – важное условие эффективности общения и особое умение, профессионально необходимое для учителя. Уникальность многоканального воздействия на слушателя невербальных средств общения делает их незаменимыми в арсенале педагогических средств.
В процессе педагогического общения невербальные средства общения могут замещать словесную информацию, могут дублировать ее, но значительно чаще возникает эффект дополнения смысла сообщения, усиление воздействия: мимика и жесты учителя, тональность и мелодика речи усиливают ее выразительность, логическое ударение помогает структурировать учебный материал. Информация поступает по разным каналам, ее восприятие – целостный процесс: ученик слышит и видит учителя [106].
Рассмотрение различных аспектов невербального педагогического взаимодействия развивает способности к осуществлению оптимального педагогического общения; способствует формированию невербальной компетентности и рефлексии; навыков самоуправления и контроля за неречевыми коммуникациями в педагогическом процессе; эффективного употребления различных форм, методов и приемов невербальной педагогической техники (Е.Н. Михеева, Е.А. Петрова, Н.П. Сметанина, Н.В. Федорова и др.).
Трудно представить себе педагога, который общается с детьми только при помощи слов, не употребляя различные невербальные средства (движения голоса, движения тела и расположение в пространстве).
Владея невербальными средствами общения, учитель может: использовать их в целях регуляции и оценки работы учащихся и тем самым сэкономить время; создавать положительный тонус общения, устанавливать и сохранять контакт; влиять на речевую активность учащихся; способствовать запоминанию речевого материала. Составляя план-конспект урока, учитель должен спланировать и свое невербальное поведение, ибо оно таит в себе огромную силу воздействия на психику учащихся.
Эстетическая выразительность педагога сказывается в том, насколько приветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движениях, в скупом, оправданном жесте, в осанке и в походке. Овладениекоммуникативной техникой предполагает адекватность манер мыслям и чувствам. Для педагога профессионально важны не искусство перевоплощения, как для актера, а культура самовыражения. Владение учителем мимикой, как искусством выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния, движением мускулов лица невозможно переоценить. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Серьезной помехой в общении с детьми является как чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, так и безжизненная их статичность (Н.В. Кузьмина). Многие исследования показывают, что учащиеся предпочитают учителей с доброжелательным выражением лица, с адекватным уровнем внешней эмоциональности. Школьникам легче работать с учителем, по лицу которого можно «читать», и труднее – с тем, чье лицо неподвижно: непонятно, что учитель при этом думает и чувствует [99].
Некоторые учителя считают необходимым создавать «специальное выражение лица» для воздействия на ребят (И.К. Фридман). Часто – это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, которое якобы способствует хорошему поведению и успеваемости учеников, или «специально возмущенное» выражение лица. Постепенно маска может стать типичной, и учитель всегда предстает перед классом в этом созданном им самим образе, который не вызывает ожидаемой реакции у ребят.
Непроизвольно многие учителя создают «определенное лицо для определенного ученика», чаще всего к неуспевающему ученику учитель обращается с уже заранее «безнадежным» выражением лица. От профессионализма учителя зависит владение своим поведением, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону: научиться ободрять того, кому и так трудно, чтобы он не чувствовал себя безнадежным и сумел добиться успеха.
Визуальное взаимодействие (контакт глаз) – не менее важный компонент педагогического воздействия. Взглядом, направленным на собеседника, можно привлечь внимание к себе и предмету разговора; проявить расположение и отчуждение; выразить недоумение, иронию, осуждение; поддержать психологический контакт и т. д. Взглядом учитель может выразить свое отношение к учащемуся, задать вопрос, дать ответ и т. д.
Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт, при этом нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения: оно тем сильнее, чем ближе к учителю находится ребенок. Сопровождение учителем своего замечания или внушения пристальным взглядом может быть чересчур суровым для ребенка. Скользящий, безразличный взгляд мешает поддержанию контакта учителя с учеником, которому непонятно, видит его учитель или смотрит «сквозь него». Оптимальный ритм обмена взглядами учителя с ребятами на урОке характеризуется чередованием индивидуального зрительного контакта с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа ученика позволяет поддерживать обратную связь. Глядя на класс, учитель привлекает внимание остальных ребят к отвечающему [113].
И.М. Юсупов и Л.В. Бевзова предлагают следующую классификацию речевых жестов учителя:
– коммуникативные, способные заменять в речи элементы языка: приветствия и прощания; привлекающие внимание, подзывающие, приглашающие, запрещающие; утвердительные, отрицательные, вопросительные; выражающие благодарность, примирение и т. п.;
– описательно-изобразительные, сопровождающие речь и теряющие смысл вне словесного контекста;
– модальные, выражающие отношение к людям, предметам, явлениям, процессам (неуверенность, раздумье, сосредоточенность, разочарование, радость, восторг, удивление, неудовольствие, иронию, недоверие и т. д.) [127].
Понятие «невербальная выразительность учителя », по мнению Е.А. Петровой, включает в себя три основные блока особенностей:
1-й блок. Формально-динамические параметры невербального поведения учителя:
Ø оптимальный темп невербальной выразительности, определяющийся динамикой смены мимики, жестов, поз, взглядов и т. д.;
Ø адекватное количество употребляемых жестов, взглядов, мимических картин, поз, прикосновений и т. д.;
Ø приемлемая амплитуда движений, не порождающая дискомфорта;
Ø адекватное разнообразие формально-динамических параметров невербального языка (амплитуды, плоскости выполнения и др.).
2-й блок. Эстетическая гармоничность – это общая качественная оценка невербального языка. Сюда входят:
Ø экспрессивная выразительность, указывающая на степень эмоциональной яркости и завершенности невербальных компонентов;
Ø гармоничность связи с речью, т.е. насколько мимика, жесты, позы, выражение лица и другие невербальные проявления сочетаются с речью, логически ее дополняют;
Ø гармоничность сочетания различных невербальных средств;
Ø эстетичность.
3-й блок. Способность к управлению и рефлексии невербального поведения в педагогическом общении. В этот блок входит управление и рефлексия невербального поведения в наиболее важных ситуациях педагогической деятельности и общения на уроке: привлечение внимания; повышение интереса; проявление требования; оценивание ответа; раскрытие материала; выражение отношения; воспитание.
Наиболее употребительными в педагогической деятельности, по мнению Е.А. Петровой, оказываются жесты указания, привлечения внимания, отрицательные и утвердительные кивки головой, подчеркивающие, просьбы и запрета. Педагогам с высоким уровнем мастерства свойственно более точное и эффективное употребление жестикуляции (шире репертуар используемых жестов, разнообразнее их функции, выше осознанность).
Овладевая навыками оптимального жестикулирования, не следует забывать, что самая отточенная техника общения остается лишь средством осуществления педагогического воздействия, формой выражения определенного содержания, проявления личности педагога. Жестикуляция учителя, так же как речь и коммуникативное поведение в целом, должна органически выражать его личность, неповторимую человеческую индивидуальность [87].
Неотъемлемым элементом оптико-кинетической экспрессии являются позы учителя, связанные с осанкой, ее стройностью или сутулостью, привычками определенным образом стоять, садиться, передвигаться. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны.
Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке (ноги на ширине 12-15 см, одна нога немного выдвинута вперед). Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: например, привычки не опускаться на стул, а грузно «плюхаться»; покачивания взад-вперед; переминания с ноги на ногу; беспорядочного хождения или топтания на месте; привычки держаться за спинку стула; вертеть в руках посторонние предметы; почесывать голову, потирать нос и др.
Дистанция способна сближать и разъединять собеседников. С педагогической точки зрения межличностное пространство можно рассматривать как средство повышения продуктивности речевого общения, ибо оно связано со снятием защитных барьеров между учителем и учащимися. Укорачивание или удлинение дистанции способно усилить или ослабить взаимодействие. Неоправданное удлинение расстояния между учителем и аудиторией снижает воздействие его слов. Доминантой пространственного поведения учителя является бережное, осторожное отношение к личностному пространству каждого ребенка, уважение его права на территориальную автономию, чтобы не провоцировать у ребят переживание стресса.
Учителю необходима осторожность при оказании такесических знаков внимания (поглаживание по голове, похлопывание по плечу и т. п.). Воспитательный эффект такого рода внимания учителя зависит от характера сложившихся межличностных отношений, возраста и индивидуальности воспитанника. У подростков, в отличие от младших школьников, обостряется чувство пространственной автономии, проявляется повышенная чувствительность, нередко негативизм в отношении такесических знаков внимания.
Как язык тела кинесика включает и способы индивидуального самооформления – одежду, обувь, украшения, прическу, макияж, т. е. все то, от чего зависит в значительной мере внешняя привлекательность учителя, его аттракция. Внешнее самооформление учителя можно рассматривать как своеобразнуюформу личностной экспрессии. Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с детьми, негативное восприятие создает психологический барьер, затрудняя общение. Обычно внешность учителя вызывает пристальное внимание учащихся. Не всегда их оценки однозначны, однако всмотреться в них, как в зеркало, полезно педагогу, ответственно относящемуся к своему имиджу. Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным, при этом нежелательно небрежное отношение к своей внешности, а также чрезмерное внимание к ней. Имея право на украшения в одежде, на косметику, учитель во всем должен соблюдать чувство меры и понимание обстановки [7; 84; 99].
Таким образом, показателями культуры выражения невербального поведения учителя, наряду с психотехникой речи являются:
1) мимика (статичная, подвижная, выразительная);
2) контакт глаз (соблюдается, не соблюдается);
3) доминирующие физиогномические маски (улыбчивость, доброжелательность, хмурость, злобность);
4) жестикуляция (оживленная, сдержанная, избыточная, умеренная);
5) позы (расслабленные, напряженные, скованные, естественные);
6) дистантность (соблюдение или нарушение проксемических закономерностей);
7) адекватность использованной экспрессии ситуации общения;
8) артистизм (эстетика манер, внешнего самооформления);
9) национальные особенности.