Государственное регулирование деятельности естественных монополий




Характерные черты и виды монополий

 

Совершенная монополия представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

  1. Монополист является единственным производителем данного товара;
  2. Продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
  3. Проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
  4. Степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).

Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.

Поведение фирмы в условиях монополии


Обратимся к ситуации, когда на рынке существует только один продавец некоторого товара, причем товар этот не имеет близких заменителей, рынки которых могли бы оказывать существенное влияние на рынок данного товара. Допустим также, что в рассматриваемой отрасли (в отличие от отрасли с совершенной конкуренцией) существуют некие барьеры, сильно затрудняющие или вовсе не позволяющие вход в отрасль новых фирм (наличие государственной разрешительной системы на право ведения данного вида деятельности; контроль единственной фирмы над некоторым специфическим ресурсом, необходимым для производства товара и т. д.). Такая рыночная структура называется в экономической теории чистой монополией.

Заметим, что чистая монополия на практике встречается крайне редко - ведь большинство реальных рынков занимает место где-то между этими двумя полярными типами экономических структур.

Перейдем теперь к анализу поведения фирмы-монополиста в коротком периоде. Рассмотрим вначале спрос на продукцию монополиста и его предельную выручку. Для монополиста в качестве кривой спроса предстает кривая рыночного спроса на данный товар, имеющая, как обычно, отрицательный наклон (Рис. 1).

 

 

Монополист, таким образом, должен считаться с тем, что любое увеличение выпуска неизбежно приводит к снижению цены, а уменьшение выпуска, напротив, позволяет повысить цену. Иными словами, устанавливая тот или иной объем продаж, монополист устанавливает одновременно и цену товара.


Рис. 1

При увеличении объема продаж монополист получает от каждой новой проданной единицы все меньшую добавочную выручку. В какой-то момент очередное увеличение объема продажи еще на одну единицу товара уже не дает дополнительной выручки, а затем предельная выручка становится отрицательной.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий

Естественная монополия — монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий:

1) Федеральная служба по тарифам (определяет (устанавливает) цены (тарифы) на товары, производимые (реализуемые) субъектами естественной монополии; осуществляет контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением таких цен (тарифов));

2) Федеральная антимонопольная служба (осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий, об обеспечении доступа на рынки услуг естественных монополий и оказания услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях).

Государственное регулирование деятельности субъектов естественной монополии осуществляется применением специальных методов:

1) Ц еновое регулирование (осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня);

2) Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Решение о применении методов регулирования применительно к конкретному субъекту естественной монополии принимается на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них.

Государственный контроль в сферах естественной монополии осуществляется за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом:

1) ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование;

2) сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: