Техника речевого дыхания и голосообразования




 

Традиционно принято отождествлять речь со словом, между тем, зву­ко­вая речь как сред­ство общения невербально несет слушателю весьма значи­мую и важную для него информацию о говорящем, его отношении к собе­седнику, предмету разговора, о самом себе и т. п.

Ученые, изучающие паралингвистические средства общения (каче­ства голоса, интона­цию и др.), выделяют следующие характеристики уст­ной речи:

1. Эмоционально-эстетические особенности показывают отношение че­ло­века к предмету разговора, т. е. приятно ли нам беседовать о чем-то.

2. Биофизические отличия позволяют определить пол, возраст, темпе­ра­мент, внутреннее состояние человека, состояние его здоровья.

3. Индивидуально-личностные показатели отличают одного человека от другого.

4. Социально-профессиональная система показателей связана с поло­же­нием человека в обществе, с его профессией. Голос может подсказать, что че­ловек думает о себе.

5. Национально-социальные характеристики голоса выдают по акценту представителей разных стран. Эта характеристика непроизвольна и фор­ми­ру­ется еще в глубоком детстве, от нее трудно избавиться, даже в совер­шен­стве зная язык. Сюда же можно отнести различия в речи городских и сель­ских жи­телей.

В настоящее время разработана система упражнений по тех­нике речи, ко­торая, опираясь в основном на опыт теат­ральной педагогики, представ­ляет со­бой комплекс умений и навыков в ре­чевом дыхании, голосообразо­вании и дик­ции, применяемых для оптимального звучания речи, владения приемами эф­фектив­ного использования речевого аппарата.

Дыхание обеспечива­ет жизнедеятельность организма, одновременно яв­ля­ясь и энергети­ческой базой речи. На уроке, особенно когда учителю при­хо­дится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе знать учащением пульса, появлением одышки.

Речевое (фонационное) дыхание – этодыхание в процессе речи, от­ли­чающееся от обыч­ного (физиологического) более быстрым вдохом и за­мед­лен­ным выдохом, значительным уве­личением дыхательного объема, пре­имущест­венно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голо­совых скла­док на вдохе и значительным сближением на выдохе.

Организация выдоха, в процессе которого образуются звуки речи, имеет большое значе­ние для постановки речевого дыхания и го­лоса, их развития и со­вершенствования. Существуют специаль­ные упражнения, развивающие рече­вое дыхание, укрепляющие диафрагму, брюш­ные и межреберные мышцы (см.: Тренировочные задания в конце главы).

Голос человека – явление сложное, во многом еще не разгаданное. Он свя­зан не только с работой определенных мышц, но и со всем психофизи­че­ским аппаратом человека; вместе с ды­ханием и артикуля­цией служит внеш­нему вы­ражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга. Голос явля­ется важным компонентом экспрессивной речи, обес­пе­чивающим ее разборчи­вость, выразительность и эмоциональ­ность.

В лингвистическом смысле голос является дифференциальным при­зна­ком зву­ков речи, обеспечивает различение ударных и безудар­ных сло­гов, ма­териа­лизуетинтонацию. В психоло­гическом аспектеголос, если расширить это по­нятие включе­нием в него особенностей произ­ношения(дикции), со­став­ляет звуковой облик человека. Голос каждого человека индивидуален, он почти не изменяется с возрастом.

Голос является важным средством звуковой коммуника­ции, позволяю­щим устанавливать и поддерживать контакт сад­ресатом речи. В коммуни­ка­тив­ном плане голос обеспе­чивает слы­шимость речи на большем или мень­шем расстоя­нии; причем, в отличие от взгляда, не имеет однонаправ­ленно­сти и потому может быть обращен сразу ко многим участникам ком­муника­ции. С помощью голоса, при известных условиях, можно располо­жить к себе собе­седника и тем самым облегчить взаи­мопонимание.

Голос характеризуется силой, высотой, то­ном, тембром, резонансом, спо­собом подачи.

Высота голоса – физиологическое свойство речевого голоса, управ­ляе­мое напряжением голосовых складок и частотой их ко­лебаний. Динамика го­лоса харак­теризуется различной степенью силы звуча­ния, громкости. Гром­кость обеспе­чивается хорошей рабо­той дыхательного аппарата, а также ак­тивной артикуля­цией, от­сутствием лишних мышечных напряжений.

Сила голоса (громкость) зависит главным образом от амплитуды (раз­маха) колебаний го­лосовых связок, которая опре­деляется величиной воздуш­ного дав­ления, то есть напором выды­хаемого воздуха во время го­лосообра­зования.

Тембр – индивидуальная звуковая окраска голоса человека, с помо­щью ко­торой переда­ется разнообразная информация о самом говоря­щем и о пред­мете его речи. Тембр отражает акустический со­став сложных звуков и зави­сит от частоты и силы колебаний голосовых скла­док. Если тон го­лоса может быть об­щим для многих людей, то тембр является таким же инди­виду­аль­ным, как от­печатки пальцев. Тембровые различия носят на­звание голосовых реги­стров. В человеческом голосе различаются три реги­стра: грудной, голов­ной и средний (смешанный).

Способ подачи голоса называется атакой звука. Различают три типа го­ло­соподачи:

1) придыхательная атака, когда голосовые складки смыкаются и на­чи­нают колебаться после лег­кого выдоха (голос звучит после легкого шума);

2) твердая атака, когда сначала смыкаются голосовые складки, а за­тем осуществляется вы­дох, приводящий складки в ко­лебания;

3) мяг­кая атака, наиболее употребительная и физиологичная, когда сов­па­дает момент смы­кания голосовых складок и начало выдоха.

Голосовой аппарат, состоящий из дыхательных органов, вибраторов, ре­зонаторов и ар­тикуляторов, является основным рабочим инструментом учи­теля. От того, насколько он им владеет, зависят звучность, тембр, темп, артику­ляция (произноше­ние) – те компоненты устной речи, которые опре­де­ляют ее интонационное богатство и своеобразие.

Термин «педагогический голос» как разновидность профессиональ­ного голоса означает «профессионально сформированный голос, в полной мере обеспечивающий звуковую сторону педагогического общения», па­раметрами которого являются «потенциально высокий уровень громкости, широкий ди­на­мический и высотный диапазон, разнообразие тем­бров, бла­гозвуч­ность, полет­ность, помехоустойчивость, суггестивность, адаптив­ность, гибкость, выносли­вость» [86].

По мнению психологов, эффективность коммуникации учителя и уча­щихся на 55% зави­сит от визуальных впечатлений учащихся от невербаль­ного пове­дения учителя, на 38 % обес­печива­ется качеством голоса и дру­гими ритмико-мелодическими характеристиками речи учи­теля и только на 7 % оп­ределяется смыслом его речи. Учащиеся чутко улавливают интона­цион­ные тон­кости рече­вого поведения учителя, четкость его произноше­ния, чистоту, правильность, мело­дичность речи. Е.Н. Ильин подчеркивает: «Дотянуться до самых тончай­ших, сокровенных дум школьника по силам лишь учительско­му голосу, когда он есть и когда художественно, а не про­сто фонетически по­ставлен» [36].

Звучность речи педагога зависит не только от при­родных особенно­стей го­лосового аппа­рата, но и от настроения, эмоционального состояния. Речевое обаяние учителя зависит и от тем­бра голоса, который может быть не только те­плым, глубоким и мягким, но и глухим, скрипу­чим, «стеклян­ным».

Для профессионального владения голосом необходима спе­циальная ра­бота, обеспечи­вающая культуру звукоизвлечения, речевую экспрес­сию. Созна­тельная тренировка голоса (изменение направленности звука в опреде­ленные места резонирования) может повлиять на из­менение его тембра, снять непри­ятные оттенки (гнусавость, визгливость), снизить об­щий тон. Эксперимен­тально доказано, что низкие голоса (по сравнению с высокими) лучше воспри­ни­маются детьми, больше им нравятся, они сильно впечатляют.

Как показывают специальные исследования, наблюдается тенденция уве­личения заболе­ваемости голосового аппарата у лиц «речевых» профес­сий (с 30-40% в 30-е годы до 55-60% в 90-е годы 20 века). Подобная тен­денция объясня­ется стрессовыми ситуациями в экономической и социаль­ной жизни; большой голосовой и нервно-эмоциональной нагрузкой; небла­гоприят­ными условиями труда; несоблюдением правил гигиены голоса, отсутствием навы­ков техники речи и т. д. К нарушениям голоса педагогов, затрудняющим их профессио­нальную деятельность и вызывающим эмоцио­нальные расстройства, относятся не только изме­не­ние тембра звучания, ох­риплость (дисфония), потеря голоса (афония), по­вышенная голосовая утом­ляемость (фонастения), но и субъектив­ные не­приятные ощущения: сухость, першение, ощуще­ние инородного тела в горле, навязчивое откашливание.

О.С. Орлова считает одной из причин высокой распространенности на­ру­шений голоса у педагогов и представителей других «речевых» про­фессий не­достатки профотбора абитуриентов в высшие и средние учебные заведе­ния, а также отсутствие специальных курсов по постановке голоса в период обучения, недостаточное знакомство будущих специалистов с ме­ханизмами голосообра­зования и гигиены голоса. При проведении фониат­рического об­следования сту­ден­тов-дефектологов у 25,3% обследованных были выявлены прямые или кос­венные недостатки в голосовом аппарате, отрицательно влияющие на качество звучания голоса, что свидетельствует о необходимо­сти специальных занятий по обучению технике речи и вос­питанию выносли­вости голоса уже в пе­риод обу­чения в вузе [83].

Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно за­ниматься гигие­ной голоса, соблюдать определенные условия работы в школе, например, помнить, что вдыха­ние меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски всегда должна быть влажной и т. д. При составлении распи­сания уроков следует учитывать, что утомление голосового аппарата возни­кает при препода­вании в течение 3–4 часов работы и исчезает через 1 часа полного голосового покоя (это касается учителей со стажем до 10 лет). Учи­тель с большим стажем устает быстрее – через 2–3 часа и отды­хает дольше – до 2 часов. После окон­чания рабочего дня педагог дол­жен в течение 2–3 ча­сов избегать продолжи­тельных разговоров.

Надо обратить внимание и на здоровое состояние верхних дыхатель­ных путей, нервной системы, режим питания. Не рекомендуется быстро ходить в холодные дни после голосовой рабо­ты, так как при интенсивных движениях дыхание учащается и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути. Голосовой аппарат очень чувствителен к острой, раз­дражающей пище. Слиш­ком холодные, слишком горячие, острые блюда, алкогольные на­питки, курение вы­зывают раздражение слизистой оболочки поло­сти рта, глотки.

Учителю-логопеду необходимо не только владеть техникой ритмико-ин­то­национных средств собственной речи, но и технологией формирова­ния и кор­рекции интонационной сто­роны речи у детей и подростков с раз­личной речевой патологией.

При нарушениях голоса у детей и взрослых на подготовительном этапе логопедических за­нятий используется разъяснительная психотера­пия, артику­ляционная гимнасти­ка для выра­ботки четкости и правильности дви­жений всех частей артикуляцион­ного аппарата и координа­ции его ра­боты с органами ды­хания и голосообразова­ния, дыхательная гимнастика и массаж.

В частности, для снятия напряжения артикуляционного аппарата и по­вы­шения его тону­са применяется сегментарный массаж. Производится по­глажи­вание кончиками паль­цев: а) от се­редины лба к вискам и вокруг глаз до перено­сицы; б) от переносицы к околоушной впадине; в) от кон­чика носа по его спинке вверх и обратно; г) винтообразные движения во­круг кончика носа с пе­реходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с од­но­временным произнесением звука [м]. Для улучшения движений гор­тани и голо­совых складок проводятся: а) поглаживающий массаж гортани с по­мощью ритмичных, энергичных движений пальцами по передней по­верхно­сти шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавли­ванием на об­ласть щитовидного хряща; б) кашлевые движения, подражание стону, мычанию в сочетании с вибрационным массажем гор­тани.

Множество нервных окончаний, участвующих в процессе голосообра­зо­ва­ния, находится непосредственно в области лба, носа, щек, языка, твер­дого неба, десен. С помощью массажа мышцы, участвующие в процессе голосо­образова­ния, разогреваются и предупреждаются мы­шечные зажимы. При ги­гиениче­ском, поглаживающем массаже активизируется работа нервных окончаний, рас­положенных близко к коже, при вибрационном и точечном массажах «разогре­ва­ют­ся» и подготавливаются к действию нервные оконча­ния, расположенные глубже. Гигиениче­ский и вибрацион­ный массажи помо­гают, с одной стороны, рас­слабить мускулатуру рече­вого аппарата, с другой – активизировать нервные окончания, которые разогревают, го­товят речевой аппарат к зву­ча­нию (мышцы шеи, затылка, челюстей, дыха­тельные мышцы, зоны резониро­ва­ния).

Методические рекомендации к проведению массажа и самомассажа сле­дую­щие: 1) кожа массируемых частей тела и руки должны быть чис­тыми; 2) все движе­ния массирующей руки следует проводить по рекомен­дуемым направле­ниям; 3) массируемые мышцы должны быть расслаб­лены; 4) массаж делается медленно, плавно.

1. Гигиенический (поглаживающий) самомассаж (каждое упражнение по­вторяется 4–6 раз):

а) верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зу­бы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам;

б) слизистой оболочки полости рта и десен. Губы сомкнуты. Кончиком язы­ка, энергично нажимая на десны, облизывать справа налево и слева на­право верх­ние и нижние десны с на­ружной стороны;

в) твердого неба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично про­вести по твердому небу от передних верхних зубов по направлению к глотке и об­ратно;

г) шеи. Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой ру­кой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок; затылоч­ную область шеи обеими руками от середины до подмышеч­ных впадин; боковую поверхность шеи, поворачи­вая голову то вправо, то влево.

2. Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком:

а) постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба, там, где помещаются лобные пазухи, к ушам и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный [м];

б) постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам, протягивая одновременно на выдохе поочередно [м] или [н] с глас­ным [у];

в) постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное про­стран­ство и одно­временно «тянуть» на выдохе согласный [в];

г) постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под ниж­ней гу­бой и про­тяжно произносить на выдохе согласный [з];

д) постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук по верхней части грудной клетки и «тянуть» на выдохе согласный [ж] или [м];

е) постукивать ребрами ладоней обеих рук по боковой части грудной клетки снизу вверх и одновременно произносить со­гласный [м].

Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает ми­мику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хму­риться, сдвигать брови, наду­вать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучша­ют окраску голоса, его силу и тембр, так как, по дан­ным физиологии, вследствие работы мимиче­ских мышц, раздражения кожи лица повы­шается то­нус го­лосовых мышц.

Параллельно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, диффе­ренцирован­ная для различных частей артикуляционного аппарата: для языка, губ, челюстей, мягкого неба. Выполняются упражнения для развития четкой, координи­рованной работы всех частей рече­вого аппарата с одновре­менной регулировкой дыхания: произнесение гласных сначала одной арти­куля­цией, затем шепотом и громко, произнесение слогов и слов на выдохе, шепотом и громко; произнесе­ние пословиц, поговорок, скоро­говорок без­звучно, на ше­поте, громко; произ­несе­ние гласных, слогов, пословиц, скоро­говорок со сменой ударения и убыстре­нием темпа речи (шепотом и громко).

Одновременно с артикуляционными упражнениями (со 2–3 занятия) прово­дится дыха­тельная гимнастика (статическая и динамическая). При ее прове­дении необходимо соблю­дать ряд правил: не переутомлять ре­бенка, то есть строго дозировать количество и темп про­ве­дения упражне­ний; следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом, чтобы ре­бенок не на­прягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межребер­ных мышц; произво­дить движе­ния плавно, под счет; заниматься в проветренном помещении.

Статические упражнения производятся при полной неподвижности тела или сопровож­даются легкими движениями. Их целью является выра­ботка диф­ферен­цированного дыхания через рот и нос, отработка навыков ре­чевого ниж­нере­берно-диафрагмального типа дыхания с преимуществен­ной трени­ровкой удлиненного выдоха. Упражнения включают дутье на вату, на­дувание шаров, мыльных пузырей, игру на дудочке, губной гар­мошке и т. д. Далее произно­сятся гласные (шепотом и громко), щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными, глухие и звон­кие взрывные соглас­ные в прямых слогах с гласными.

Упражнения динамической дыхательной гимнастики связаны с ходь­бой, медленным бегом, движениями рук, ног, туловища. Регулярные занятия дыха­тельной гимнастикой повы­шают подвиж­ность грудной клетки и диа­фрагмы, снижают мышечную напряженность около­гортан­ной муску­латуры, что благо­приятно воздействует не только на го­лосовые функ­ции, но и на ра­боту голов­ного мозга.

Дыхательные упражнения со звуком:

1. Наклониться вперед, расслабив мышцы туловища, руки за голову, сделать вдох. Вы­прямив спину, подняв голову и разведя локти в стороны, по­считать вслух: от 1 до 5, сделать выдох. Повторить 5 раз.

2. Наклониться вперед – вдох, расслабить все мышцы туловища и рук – вы­дох. Протяжно «тянуть» на выдохе [змм] или [вмм]. Выпрямить спину, подни­мая голову и руки вверх. Повто­рить 5 раз.

3. Наклониться вперед, расслабить все мышцы, руки развести в сто­роны – вдох, выпря­миться, поднять голову, руки в стороны – выдох. На выдохе про­тяжно «тянуть» [зннн] или [бннн] (5 раз).

4. Стоя прямо, развести руки в стороны, повернуть ладони вверх. Сде­лать не­сколько вдо­хов и выдохов, не опуская рук. Вдох и выдох – носом, при от­кры­том рте.

5. Стоя прямо, сделать то же самое, поднять руки над головой. «Тя­нуть» на вы­дохе соче­та­ние звуков [гмм] или [бмм] или [жнн], [дннн], по­вора­чивая го­лову то к левому, то к пра­вому плечу.

6. То же самое, постукивая кончиками пальцев по груди, лицу, голове.

7. Небольшой вибрационный бег. Мышцы шеи, плеч, рук, ног рас­слабле­ны. Протяжно произносить [м] или [н] в течение 30 секунд [44].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: