Оригинальность предложений.




Письмо в администрацию президента с предложением провести рыночную реформу сознательно и полноценно.

Вступление. Сразу оговорюсь, что Я не обвиняю действующего президента в измене родине, поскольку догадываюсь, что помимо него на политику влияют прочие силы. Надеюсь, вы (администрация президента) понимаете, что при негениальном или невысоко квалифицированном или духовно неразвитом (способность признавать свои ошибки, этичность, стремление быть общественно полезным) или непатриотичном (стремление быть полезным конкретному народу, государству) управлении страной и гос предприятиями наилучшему росту реальных доходов населения может поспособствовать лишь законопослушная рыночная экономика. Заметьте, что Я не считаю плановую экономику абсолютным злом. Но она требует чрезвычайно высоко качественного многоуровневого планирования для удовлетворения всех потребностей граждан. В противном случае представители власти вынуждены нарушать права человека, гражданские и политические права и законы своей страны (начиная от принудительного труда, права на собственность, свободу слова, собраний, мирных акций, сбор информации, достойное санитарное содержание при заключении, свидетельства сотрудников гос органов и прочие нарушения). Конечно, малограмотное и неспособное к самоорганизации общество могло бы ещё долго терпеть такой политический режим. Но не для развития ли создавалась система образования? Не для свободы и благоденствия ли она функционирует и сегодня? Плановая экономика имеет ряд достоинств, но в мирное (невоенное) время представляется целесообразным перейти на рыночный режим. Более того, даже в военное время в плановой экономике (с национализацией) не всегда есть необходимость. Разве что если владельцы предприятий отказываются, например, производить оружие (что крайне маловероятно).

 

Оригинальность предложений.

Я понимаю беспокойство от приватизации по поводу риска потери суверенитета (например, новый владелец предприятия может оказаться иностранцем либо его агентом и следовать политическим целям вредным нашему государству). Кроме того есть риск общественно бесполезного последствия (например новый хозяин (хотя бы и по неопытности) может опять довести предприятие до банкротства). А также риск потери части электората (рабочие успешно развивающегося предприятия могут подумать, что экономически неэффективным является не только прежнее гос управление предприятием, но и текущее управление государством. Более того, эта мысль может передаваться другим гражданам, всё ещё работающим на убыточных гос предприятиях.

Пожалуй, за последние годы вам поступало (в первую очередь от МВФ) достаточно рекомендаций по переходу на рыночные "рельсы" как залог эффективности. Стоит отметить, что механистичное их исполнение без понимания сути может быть опасным, а частичное исполнение обычно оказывается бесполезным. Но Я попытаюсь дать взгляд на переход к рынку с другой позиции: предложить мероприятия по снижению рисков (обычно это связано с приватизацией).

Я предполагаю, что приток денег (от налогов в бюджет) и рост авторитета президента от предприятий (ставших эффективными) и от разбогатевших граждан (работающих на этих предприятиях) может превысить текущие убытки (этих предприятий) и ущерб авторитету президента от поиска изощренных мер по покрытию убытков и сочетанию плановой и рыночной экономки вообще в том лишь случае, если приступить к этому безотлагательно. В противном случае растет риск того, что иностранные кредиты в иностранной валюте приведут страну к дефолту. Кроме того, грамотно выстроенная рыночная экономика (функционируя в автоматическом режиме) способна высвободить часть времени на её обслуживание гос аппаратом.

Итак, разберем подробнее риски (от перехода к рыночной экономике) и меры по их снижению. Мы хотим: суверенитет, развитие, довольных граждан.

Суверенитет. Полагаю, что просто проверкой гражданства кандидата в новые хозяева предприятия задача может быть не решена. Думаю, возможно использовать чувство привязанности кандидата к малой родине. То есть важен регион: предпочтительнее кандидат, родившийся и проживавший в радиусе, например, 30 км от предприятия (выставляемого на продажу) с успешным опытом меньшего масштаба бизнеса, чем из даже не соседнего района (но с соответствующим масштабом бизнеса).

Возможно, стоит на столько углубиться в поиске такого кандидата, что и сам бы он не подумал управлять таким масштабом (особенно учитывая текущий режим, о котором ходят слухи про рэкет со стороны чиновников сверх законных налогов). Это не значит, что стоит зайти в гости к каждому домовладельцу, содержащему например свинью с предложением купить свиноферму. Это скорее стоит отнести на масштаб, способ (например, листовки помимо газет) и содержание объявления, например, о приватизации (например, указать значимость конкретного предприятия в жизни соответствующего населенного пункта хотя бы из приятного советского прошлого).

Развитие. Само собой разумеется предпочтителен кандидат с опытом успешного развития бизнеса. Важно, чтобы это был самостоятельный рост: лучше с нуля, чем с кредита. Пусть даже и после нескольких неудачных попыток.

Менее само собой разумеется, но по-моему всё же чрезвычайно важен опыт полного экономического цикла: и производства и реализации товаров (изделий или услуг) в соответствующей отрасли. Я сомневаюсь, что в нашей стране есть такие. Возможно, стоит поискать. В качестве компромисса, пожалуй, лучше отдать предпочтение человеку с опытом бизнеса в меньшем масштабе, но с опытом полного цикла, чем соответствующего масштаба, но без опыта полного цикла. Кроме того считаю, что предпочтительнее человек с опытом в данной отрасли (нежели соответствующего масштаба, но в другой отрасли). Это имеет отношение к "предназначению" человека, к его истинному устремлению, к любимой сфере деятельности. Это, пожалуй, можно было бы прояснить в неформальной обстановке (при общении с кандидатом) либо хотя бы посмотреть, на что он тратит своё свободное время.

Риск увольнения части рабочих. Нужно понимать, что руководствующийся соображениями эффективности (при здоровом состоянии рынка) хозяин предприятия не будет переплачивать, а скорее всего, будет стремиться к повышению производительности. Поэтому до расширения бизнеса (на этапе его освоения) увольнения неизбежны. Нужно дать время на рост сознания бизнесмена на освоение рынка, на планирование развития, на модернизацию либо строительство (или закупку) новых производственных мощностей. Это время будет короче, если будет расти спрос либо будут появляться новые конкуренты. Для этого необходимо здоровое состояние рынка (а не, например, приватизация одного предприятия во всём районе с ожиданием быстрого результата).

Риск вывода оборудования за границу. Нужно понимать, что некоторое оборудование является устаревшим а цены на втор сырье за границей выше. Кроме того, оно занимает место. Я не знаю, как полностью избавиться от этого риска. Разве что складировать с выдачей за него (оборудование) денег по минимальной стоимости из какого-то гос банка. А после установки нового оборудования разрешить бизнесмену продать оборудование за более выгодную цену (с возвратом банку тех денег). Но это дополнительные расходы (и на оценку и на хранение).

Риск вывоза прибыли за границу. Нужно понимать, что доверие к политике президента даже при начале активных рыночных реформ не может вернуться мгновенно. Стимулом для вложения большой части прибыли в развитие бизнеса может быть законность, независимость судебной системы (от президента) и развивающейся по соседству конкуренты (опять же это возможно при здоровом состоянии рынка, а не при одном на весь район предприятии). Бизнесмен ещё на этапе кандидата должен быть уверен, что сможет отсудить у государства неправильно начисленные налоги или неадекватные придирки пожарного. На это указывали и китайские инвесторы, как на одну из причин неблагоприятного инвестиционного климата. Поэтому восстановлением законности стоит заняться до запуска приватизации. Например за пол года. Думаю, сигналом к тому, что судебная система созрела, будут предложения купить предприятия (спрос) даже на фоне снижающейся покупательной способности населения (деньги то у отечественных бизнесменов наверняка есть, но они скрыты в офшорах до той поры, пока инвестиционный климат не станет привлекательным на самом деле). Сейчас в стане как раз такая ситуация (в течение 2015-2016 лет снижались реальные доходы населения). Пропаганда же вместо реальных мер скорее всего лишь повысит подозрительность людей опытных и действительно способных заниматься делом.

В случае с зарубежным инвестором прибыль будет выводиться в финансово безопасную и более перспективную стану с ещё большей вероятностью - поскольку и родина и уже налаженные связи такого инвестора за границей.

Пожалуй, потенциальный руководитель предприятия и сам не поверит в то, что гос власти хотят от бизнеса развития пока не будет пресечен рэкет (по принципу «кормления» из феодальных времён) (если это не пустые слухи), который, наверное, и не дает ему (бизнесу) развиваться. Пожалуй, рэкет стоит прекратить до нового этапа разгосударствления (например, за полгода). Это, пожалуй, стала бы лучшей мерой, чем, например, разговоры о том, что в нашей стране всё законно. Догадываюсь, что служба чиновником в такой ситуации станет менее привлекательной для корыстных людей. Но ведь лучше предложить корыстному человеку с опытом организации бизнес, чем продолжать, кривя душой, играть роль слуги народа.

Для минимизации этого риска также стоит добавить бизнес-обучение. Большинство населения нашей страны ведь привыкло производить. А ориентировать производство под потребность рынка, да и сам процесс продаж - этого опыта может не хватить для успешной деятельности. Вплоть до утраты энтузиазма уже на старте своего дела, а также частных банкротств, непогашенных кредитов. Можно было бы сказать, что и текущим управленцам гос предприятий бизнес обучение не помешало бы, но ввиду привычки к субсидиям, это скорее всего обернется напрасно потраченным временем и (что ещё более обидно) затратами бюджета. Я знаю бизнес-школу, которая (судя по всему) является лучшей на планете. При этом она русскоязычная. Пожалуй, и тут будет лучше обойтись без субсидий (чтобы не снижать эффективность предприятия): достаточно будет чтобы гос СМИ её прорекламировало. Для улучшения же представления об экономике (как науки) самого президента рекомендую лучшего (из известных мне в Беларуси) независимого экономического аналитика – это Сергей Чалый.

 

Довольные граждане. Опять же залогом этого является масштабность мероприятий: для всей страны, для всех отраслей хозяйства, для всех (убыточных гос) предприятий. И это так же касается призвания: если успешному, порядочному, патриотичному человеку нравится заниматься, например сельским хозяйством, то пусть осваивает его, а не переучивается (например, на деревообработку только потому, что чиновник решил инвестировать сейчас в модернизацию предприятий деревообработки). Тогда даже богатые рабочие проинвестированного предприятия, не станут примером несправедливой политики по отношению ко всем остальным предприятиям. Кроме того, выборочная модернизация наверняка поспособствует такому перетеканию рабочих кадров, когда начальник уже модернизированного предприятия устраивает на работу за новым оборудованием не наиболее компетентного (по части высокой производительности и береженому отношению к технике), а наиболее близкого и послушного знакомого. Это может и снижать положительный эффект от модернизации, и взращивать недовольство (если информация о такой перестановке кадров будет распространяться).

В здоровом состоянии рынка наиболее эффективные люди будут довольны наличием условий для самореализации и справедливостью. Их количество будет увеличиваться, а следовательно и ВВП страны. Людей же, привыкших жить за чужой счет (иждивенцев) будет становиться меньше хотя бы потому, что размер субсидий снизится. Они будут недовольны такими изменениями, но и аргументов для доказательства того, что они работали эффективно, будет становиться всё меньше по мере появления на рынке более честных и эффективных конкурентов. Кстати эффективные будут не просто лояльны к президенту, начавшему устойчивый, осознанный, открытый переход к рыночной экономике. А они будут и поддерживать его. А те неэффективные (или временно ленящиеся) и раньше то его не поддерживали (а были просто лояльными). Мне трудно рассчитать (сколько таких эффективных и неэффективных) чтобы точнее спрогнозировать социальный эффект. По опыту работы в ЖКХ думаю, что эффективных примерно 80%. Однако, если из оставшихся 20-ти 10% рабочие, а 10 - ИТР (в том числе управленцы), то (вследствие их грамотности и организационного опыта) думаю, может возникнуть организованное противодействие такой реформе. Своего рода саботаж. В таких условиях как никогда важна независимая судебная система. Чтобы честный человек мог бы сообщить куда следует о готовящемся заговоре.

Риск захвата рынка бесчеловечными буржуями. Вдруг бизнесмены вступят в сговор и будут рабочим всей страны, например, платить нищенскую зарплату. А проф союзы ещё не успеют оправиться после планово-диктаторского режима. Вот здесь то и потребуется регулирующая функция государства. Это антимонопольные меры и размер минимальной зарплаты. Это же касается и состояния экологии. Например, разрешенное количество вредных выбросов также поддается регулированию. Думаю, цивилизованные страны без особого труда пользуются подобными механизмами. Именно в таком регулировании кроется максимальная полезность гос управления для общества (а не, например, в попытках продать трактора в Америку). Но если после прочтения этого письма вам покажется роль государства (при здоровом состоянии рынка) какой-то скучной, то возможно вам стоит заняться (или продолжать заниматься) бизнесом без притязаний на гос управление. В любом случае (как у гражданин, сотрудников администрации президента) за вами остается право голоса за какую-либо (законную) инициативу. Останется и общественное влияние.

 

Есть ещё один момент важный для устойчивого развития не столько экономики, сколько политики страны. Люстрация. Подробности применения этой операции в разных странах бывшего соц лагеря можно почитать в интернете. Суть её заключается в выявлении среди работников публичной политики сотрудников (иностранных) КГБ (в прошлом). Важно, чтобы например кандидат в депутаты признался в этом факте - а избиратели, зная это, уже принимали бы решение более осознанно. Кроме того для минимизации аналогичного потенциально деструктивного действия на политику нашей страны (не только со стороны России) по-моему стоит придать гласности и факт состояния в иных тайных обществах (вроде масонов, илюминатов, ФСБ, СБУ и т.п.).

 

Не знаю, используется ли в нашей стране такой способ передачи прав управления как конфессия предприятий (аналогично аренде оборудования), но она кажутся мне потенциально эффективной. Есть пример Венгрии: там это была и по сути аренда элементов инфраструктуры и рудников.

 

Заключение. Я надеюсь, что сознательный и полноценный переход к рыночной экономике станет новым этапом в политической деятельности действующего президента. Этот этап не менее полезен для общества, чем этап прихода его к власти и этап взятия под контроль организованных преступных группировок нашей страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: