Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.
Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.
Естественная теория происхождения права (распространенная во многих странах мира) предполагает, что существуют основные жизненно необходимые для человека и неотчуждаемые от него естественные права, присущие ему от рождения. К таковым относятся право на жизнь, здоровье, свободу, собственность, равенство, человеческие честь, имя, достоинство и др. В совокупности эти правомочия составляют естественное право, которое должно быть стержнем действующего «позитивного» права, и все нормативные положения последнего должны в идеале соответствовать естественно-правовым установлениям.
Создатели исторической школы права в Германии XVIII–XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Представитель этой теории утверждают, что право появляется самопроизвольно в процессе развития народного духа, оно – органическое выражение духовной общности конкретного народа, объективный результат исторического развития. Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».
Марксистская теория связывает происхождение права с расслоением общества на противоположные классы, развитием материального производства, появлением частной собственности и государства. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.
Позитивное право: понятие, признаки, соотношение с естественным правом.
Позитивное право - это система общеобязательных, формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений. Это действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права.
Признаки:
1) Исходит от государства – принимается, санкционируется или признается им.
2) Охраняется государством, т.е. нарушение норм права влечет государственное принуждение.
3) Общеобязательность – нормы права распространяют свои действия на все субъекты, находящиеся в сфере действия данной отрасли права, а также, что требования нормы права обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к ней.
4) Формальная определенность – право содержится в определенных формах (правовых актах, прецедентах, правовых обычаях).
5) Иерархичность, согласованность, непротиворечивость норм, составляющих право.
6) Выступает регулятором общественных отношений.
7) Является возведенной в закон волей той социальной группой, что находится у власти.
Соотношение.
Философ Б.Н. Чичерин считает: «Никто не вправе нарушать положительный закон во имя естественного».
Под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа, т.е. те права и обязанности, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе. Позитивное право представляет собой систему норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства и общества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти). При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.
4. Сущность и содержание права.
Начнем с определения понятия «право».
Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.
Основные признаки:
1. Сознательно-волевой характер. Право – проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных организаций и лиц. Формирование и функционирование права в его развитом состоянии как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют духовную, экономическую и политическую свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.
2. Нормативность. Право имеет нормативный характер. Права, которыми располагает каждый гражданин или ЮЛ, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолеваются произвол и беззаконие.
3. Формальная определенность. Гос-во придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, т.е. облекая в официальные формы выражения. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. Необходимо отметить, что право нельзя считать результатом государственной деятельности, право – естественное, позитивное, субъективное – создается людьми. Но для того, чтобы оно было действующим, оно должно иметь признание со стороны официальной власти общества, т.е. гос-ва, и тем самым стать правом не только по содержанию, но и по форме. От способа участия гос-ва в правотворчестве зависят виды основных форм (источников) права: нормативный акт, санкционированный обычай, судебный прецедент.
4. Обеспеченность государством. Именно гос-во придает праву в высшей степени ценный свойства: общеобязательность, стабильность, строгую определенность и обеспеченность будущего. Обеспеченность права государством в наибольшей степени выражается в возможности государственного принуждения, которое реализуется в двух направлениях: оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны; в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию.
5. Системность. Право представляет собой сложное системное образование. Оно делится на три элемента: естественное, позитивное и субъективное право. Грубо говоря, естественное право – это права человека, позитивное право – это законодательство, закрепляющее эти права человека, а субъективное право – это индивидуальные возможности, которые возникают на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя. Также системность рассматривается и в других аспектах: например, право также делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законодательства.
Сущность права.
Сущность – главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С.С. Алексеева, «на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы». С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение – древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права прежде всего состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи. Право выполняло охранительную функцию с помощью механизма правосудия, относящегося к государству.
С утверждением буржуазного экономического и социального строя постепенно право начинает выполнять и регулятивную функцию и становится основным регулятором общественных отношений. Развитым право становится во второй половине XX в. с формированием в ряде стран развитого гражданского общества.
Специфика современного права состоит в том, что в центре его находится отдельный человек, с его интересами и потребностями, его свобода.
Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Общесоциальная сущность права конкретизируется в понимании его как выражения общенародной воли, разума, нравственных начал и меры свободы. Право – это не просто свобода, а защищенная свобода.
Существуют и другие взгляды на сущность права. самая распространенная – теория классовой сущности, разработанная в марксистском учении о гос-ве и праве. Утверждается, что право по своей сущности есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса.
Сущность права находит свое отражение в правовых принципах, в его социальном назначении и функциях.
Содержание права.
Содержание права складывается из его норм – правил поведения общего характера.
Если конкретизировать это положение, то содержание должно быть дополнено указанием на наличие интеллектуальной и волевой сторон.
Интеллектуальное в содержании права выражает его принадлежность к общественному сознанию. Образующие право нормы представляют собой нормативные обобщения, идеально-целостное отражение общественных отношений в виде общих программ, моделей, образцов этих отношений.
Волевая сторона содержания права характеризует активно-государственное, повелительное начало в юридических нормах, заложенную в них заданность на практическое, реальное воплощение в жизнь нормативных программ, моделей, образцов поведения участников общественных отношений.
На следующей странице вопрос продолжается…
Социально-политическое содержание – наиболее глубокий слой, прямо выражающий экономическую основу и классовую сущность права – орудия классового, политического господства, инструмента общесоциального регулирования.
Специально-юридическое содержание характеризует субстанцию права как специфического институционного образования. В нем могут быть выделены две основные стороны: собственно специально-юридическое содержание и технико-юридическое содержание (институционность права, юридическое оформление государственной воли – «догма права»).