ДЗ 4
Основы управления бюджетами. Методы разработки бюджетов.
Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени. Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в делегировании финансовой ответственности. Для автоматизации бюджетирования часто используется специализированное программное обеспечение.
Задачи и цели бюджетирования в организации
Задачи бюджетирования:
- повышение эффективности работы организации при помощи целевой ориентации и координации всех событий на предприятии
- выявление рисков и снижение их уровня
- повышение гибкости и приспособляемости к изменениям.
Главной целью бюджетирования является обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми денежными ресурсами.
Для достижения этой цели должны быть выполнены следующие задачи:
- Установление объектов бюджетирования
- Разработка системы бюджетов операционных и финансовых
- Расчёт соответствующих показателей бюджетов
- Вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия.
- Расчёт величины внутреннего и внешнего финансирования и выявление резервов их дополнительного привлечения
- Прогноз доходов, расходов и капитала организации
Состав системы бюджетирования
- Структура бюджетов
- Процедура формирования и согласования бюджетов
- Процедура контроля и исполнения и анализ отклонений бюджета
- Ответственность за процедуру формирования и исполнения
Связь с другими системами
Для работы системы бюджетирования необходима внедрённая система мотивации персонала. Это обусловлено мотивированием сотрудников к выполнению утверждённых бюджетов. Зачастую система мотивации внедряется параллельно системе бюджетирования или раньше неё.
28. Классификация доходов и расходов бюджета. Бюджетный и налоговый федерализм.
Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
- классификацию доходов бюджетов;
- классификацию расходов бюджетов;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).
Бюджетная классификация доходов
Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
Классификация доходов предусматривает следующие группы:
Код группы | Название группы |
Налоговые доходы | |
Неналоговые доходы | |
Безвозмездные перечисления | |
Доходы целевых бюджетных фондов |
Бюджетная классификация расходов
Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:
- Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
- Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
- Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти основана на четких, закрепленных законодательством нормах. Термин «бюджетный федерализм» употребляется в мировой экономической литературе не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений.
Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром; разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации; самостоятельность бюджетов различных уровней. Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно важное значение.
29. Внебюджетные специальные фонды.