Работа с художником-сценографом




Этапы работы режиссера с постановочной группой

 

Режиссер (франц. régisseur, от лат. rego – управляю) - творческий работник зрелищных видов искусства, руководящий творческой работой всего театра (или иного зрелищного коллектива) называется главным режиссером.

Функции режиссера в современном театре чрезвычайно велики и разнообразны: он осуществляет весь комплекс работ по организации как творческого, так и технического процесса подготовки спектакля или программы.

Первый этап режиссерской работы над воплощением драматургического произведения – рождение общего замысла и создание сценического варианта пьесы (часто – совместно с драматургом). Режиссер продумывает, как будут раскрыты тема, идея и сверхзадача спектакля или театрализованного представления. Режиссер обязан учитывать в своей работе потребности аудитории, т.к они зачастую определяют целесообразность создания массового мероприятия в целом и его отдельных эпизодов. Важным аспектом на этом этапе работы является создание либретто, а впоследствии сценария спектакля или театрализованного представления.

После этого режиссер формирует постановочную группу, определяя кандидатуры художника-сценографа, художника по костюмам, композитора, балетмейстера (при необходимости также – ассистента режиссера; художника по свету; постановщика сценического движения, драк и боев; хормейстера; автора текстов песен и т.д.).

Рассмотрим подробно работу режиссера с каждым членом постановочной группы.

Работа с художником-сценографом

Профессии режиссера и художника близки в своей целевой позиции, ибо нахождение пространственного решения и смысловой пластической образности есть конечный результат поисков и режиссера, и художника. Художник должен уметь увидеть прочтенный им сценарий или пьесу не в статике и не пытаться статично иллюстрировать литературное произведение, а ощутить его в движении, в динамическом развитии. Совместная работа с режиссером начинается с выработки единой творческой позиции, единого смысла и «сверхзадачи» будущего представления. Только после этого можно приступить к пространственному решению. Главная задача – художественная организация пространства. На первое место здесь выходит композиция, ее варианты: горизонтальная, вертикальная, диагональная.

Режиссер с художником решают и такие вопросы, как общее драматургическое, монтажное развитие оформления, логически подводящее к кульминации спектакля, полихромную цветовую композицию. Цвет – значительный компонент в общей структуре конструктивных факторов драматургии массового действа, средство сильнейшего эмоционального воздействия на зрителя. Цветовые отношения, колорит, различные свойства цвета – все это должен учитывать режиссер, работая с художником. Цвет имеет свою выразительную силу, и она настолько точна, что в живописи не случайно существуют определения «холодный цвет» и «теплый цвет».

Эйзенштейн разрабатывал проблему цвета, цветовых сочетаний, выделяя сердцевину цветового замысла, нюансы цветового восприятия, цветовую фантазию и, наконец, полет цветового воображения.

Дальнейший поиск идет в плане звукозрительного эквивалента, где в единый образ должны слиться музыка и цвет. Световая гамма – «живопись света» (по определению Юткевича) входит на равных правах в систему конструктивных факторов массового спектакля. Особое значение приобретает цветовая драматургия, когда становиться эквивалентной драматургии музыкальной. Единый цветовой и музыкальный образ – вот к чему должны в идеале стремиться режиссер и художник. Если цвет и цветовые сочетания диктует музыка, то свет абсолютно эквивалентен темпо-ритму музыки и ее акцентам.

Целый ряд художников вошли в историю театра со своей резко очерченной сатирической графикой (Кукрыниксы); на творчестве других лежала определенная печать камерности в сочетании с изящной иронией (Сойфертис, Акимов). В историческом плане свои образы выразили: Рерих («Князь Игорь»), Федоровский («Борис Годунов», «Хованщина»), а в решении современной темы – Альтман, Рындин, оформлением огромного пространства прославились Щуко, Добужинсков.

1. Работа режиссера с композитором:

По способу использования музыки в действии ее разделяют на две основные категории.

Сюжетная музыка может:

· Характеризовать действующих лиц;

· Указывать на место и время действия;

· Создавать атмосферу, настроение сценического действия;

· Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.

Сюжетная музыка пишется композитором специально к каждой ново й постановке, поэтому задача режиссера не просто ознакомить композитора с основными сюжетными линиями и эпизодами спектакля или театрализованного представления, а определить точную роль и характер создаваемого музыкального сопровождения. Режиссер и композитор также обсуждают характеры главных героев для создания лейтмотивов и лейттем.

Ввести условную музыку в спектакль значительнее труднее, чем сюжетную. Ее условность может войти в противоречие с реальностью жизни, показываемой на сцене. Поэтому условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем выразительные возможности такой музыки очень широки, для нее могут быть привлечены разнообразнейшие оркестровые, а так же вокально-хоровые средства.

Условная музыка может:

· Эмоционально усилить диалог и монолог,

· Характеризовать действующих лиц,

· Подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,

· Обострять конфликт.

Одна из общих функций музыки в спектакле - иллюстративность.

Музыка к спектаклям подбирается в основном условная, так как сюжетная предопределена драматургом в его ремарках к пьесе.

2. Важным этапом при работе с музыкой является работа режиссера со звукорежиссером, т.е. создание музыкально-шумовой партитуры:

Партитура является документом, следуя которому проводят звуковое сопровождение проекта. Звуковая партитура сверяется с режиссерским экземпляром сценария, согласовывается с руководителем музыкальной части и утверждается режиссером. После этого все изменения и исправления в партитуру вносятся только с разрешения режиссера.

Все изменения, вводимые в звуковое сопровождение мероприятия, - ввод и исключение отдельных музыкальных и шумовых фрагментов, изменение реплик на включение и выключение и пр. - указываются в партитуре на вклейках, на месте старых сведений. Во избежание путаницы, не рекомендуется в партитуре исправлять, зачеркивать, надписывать и переставлять текст.

Партитуру желательно отпечатать в нескольких экземплярах: один экземпляр - рабочий, с которым звукорежиссер работает на мероприятии,— брошюруется отдельно, другой хранится в архиве.

Режиссер совместно с хормейстером определяет хоровые коллективы, степень их участия в представлении. Учитывая, что работа с хоровыми массами чрезвычайно трудоемка, режиссер строит свою работу с хормейстером таким образом, чтобы в дальнейшем на больших сводных репетициях не вносить коренных изменений.

3. Важен также процесс создания световой партитуры – рабрта со светорежиссером и осветителями:

Свет на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение и т. д.; иногда в современных спектаклях свет является почти единственным средством оформления. Осветители не могут работать «По своему усмотроению», т.к. свет является не просто выразительным средством, а частью создания общей атмосферы, а следовательно должен подчиняться общей идее спектакля, театрализованного представления. Именно поэтому световая партитура обязательно составляется совместно с режиссером-постановщиком. Кроме того, различные виды декорационного оформления требуют соответствующих приемов освещения. Спектакли, оформленные объемными декорациями, требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подчеркивающего объемность оформления.

Большое значение в оформлении спектакля имеет световая проекция. С ее помощью создаются различные динамичные проекционные эффекты (облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр.) или статичные изображения, заменяющие живописные детали декорационного оформления (так называемые светопроекционные декорации). Использование световой проекции необычайно расширяет роль света в спектакле и обогащает его художественные возможности. Иногда применяется также и кинопроекция. Свет может быть полноценным художественным компонентом спектакля лишь при наличии гибкой системы централизованного управления им.

4. Одним из самых сложных и длительных процессов является работа режиссера с художником-оформителем по созданию декораций и бутафории.

Таким образом можно составить следующую схему подготовки постановки, где каждый процесс осуществляется либо совместно с режиссером, либо под его контролем. Естественно, что ни один процесс не будет закончен, если он не утвержден режиссером-постановщиком:

Период созревания художественной идеи спектакля, является начальной стадией в работе над новой постановкой. В планах театра появляется новая постановка. Формируется постановочная бригада: режиссер, художник, композитор, балетмейстер и т.д. Заключаются договоры с конкретными творческими исполнителями. Выходит приказ по театру о работе над новой постановкой.

Подготовительный период спектакля начинается с эскизов художника и изготовлением макета спектакля. Одновременно с этим ведется работа над планировкой спектакля. Сдается проект нового спектакля (макета, эскизов и других проектных материалов) к постановке в театре. Ведется работа по созданию габаритных чертежей новой постановки, разработка проектно-расчетной документации. Создаются рабочие чертежи на декорацию, мебель, бутафорию. Рассчитываются силовые конструкции (станков, подвесных конструкций) на прочность и жесткость. Составляется предварительная смета спектакля на декорации, мебель, бутафорию, костюмы и другие затраты на материальное оформление спектакля. Уточняются списки составов исполнителей для пошива костюмов. Составляются заявки на материалы по материальному оформлению спектакля. Идет работа над составлением графика выпуска нового спектакля. Сдается проектная документация и чертежи в производственные мастерские. Здесь необходимо учитывать особенности работы с художественно-производственными мастерскими театра, и важен выбор приоритетов внешних, самостоятельных художественно-производственных мастерских. Составляются договоры на производство материального оформления и актов приемки проектной документации спектакля. Ведется контроль по срокам и качеству изготовления декораций, бутафории, костюмов и других элементов оформления спектакля.

Следующим этапом в процессе подготовки спектакля является производственный период. Ведется работа над составлением графика производства декораций, костюмов, бутафории. Составляется смета затрат на производство материального оформления. Приобретается материал для производства. Выдаются задания по изготовлению материального оформления спектакля по цехам и конкретным исполнителям. Изготавливаются жесткие и мягкие декорации, бутафория, живописные завесы, костюмы, головные уборы, обувь, парики, цветы и приобретается дополнительное оборудование. Заказывается исходящий реквизит. Материальное оформление сдается производственными мастерскими театру и принимается под материальную ответственность начальниками эксплутационных цехов театра.

 

Танцевальная часть находится в руках главного балетмейстера. Всегда, когда создается большое массовое действо, для него ставятся сводные танцевальные композиции. Это обусловлено как идейно-художественными задачами, так и организационными. Для начала, важно найти общую платформу до непосредственной работы балетмейстера, обговорить не только смысл композиций, но и их образное пластическое решение.

Этап второй – работа с каждым коллективом в отдельности. Отсюда начинается самостоятельное творчество балетмейстеров. Параллельно со вторым этапом идет третий – собственное сочинительство композиции. Это сложный творческий процесс. Ведь в конечном итоге надо создать стройный пластичный образ, собранный из разноцветных и различных по характеру фрагментов. Вот здесь проявляется композиционное мастерство балетмейстера, его умение видеть художественную целостность спектакля. Затем наступает заключительный этап – сводные репетиции всех танцевальных коллективов. На них проявляется монтажное сопоставление различных номеров, их пластическое и ритмическое соотношения. (Устинова, Годенко).

5. Репетиционный период – работа с труппой спектакля начинается с составления плана сценического выпуска спектакля. В нем учитываются такие моменты как: репетиции спектакля в классах, репетиции на малой сцене, репетиции в «выгородках» на основной сцене, репетиции в «выгородках» на основной сцене с частичной подачей готовых элементов декораций и костюмов, монтировочные репетиции, световые репетиции, репетиции с актерами по актам, по картинам, прогонные и генеральная репетиция.

 

6. Работа над планировкой спектакля

Планировка сцены: типы и масштаб.

 

Предварительная планировка спектакля предназначена для изготовления макета. Здесь определяется принципиальное размещение декораций как жестких, располагающихся на планшете сцены, так и подвесных (мягких и жестких), на основании представленных эскизов художника-постановщика. В предварительной планировке выявляются габаритные размеры, проверяются видимые игровые точки из зрительного зала, определяется общие монтировочные решения будущего спектакля.

Рабочая планировка спектакля. Творчески соотносятся технические и технологические возможности сцены и замысла, осуществляемого в макете спектакля.

Паспорт спектакля, его назначение и содержание. Паспорт имеет титульный лист, фотографии макета, фотографии декораций по актам и картинам, ведомость развески декораций, инструкцию о порядке сборки, проведения и демонтажа декораций, акт о пропитке декораций огнезащитным составом. Сюда же входят расчеты на прочность декорационных конструкций и технологического оборудования, схемы конструкций и описания устройств сценических эффектов, акт о сварочных соединениях, партитура светового оформления спектакля, справка руководителя службы художественного освещения о соответствии применяемой аппаратуры действующим нормам и правилам, партитура звукошумового оформления, акт о приемке художественного оформления пожарно-технической комиссией и др. К паспорту спектакля имеются приложения, включающие рабочие чертежи, эскизы бутафории, шаблоны и прочие изобразительно-графические материалы.

7. Монтировачный период – работа с техническим персонала.

Монтировочные репетиции. Собираются декорации с проверкой узлов соединения на прочность и скорость их монтажа и демонтажа. Определяются и отрабатываются перемены картин спектакля. Ставятся “марки” на планшете сцены и подъемах либо пульте верхней сцены. Составляется партитура проведения спектакля по переменам по порядку и времени. Уточняются “просмотры” из зрительного зала сценического пространства.

Световые репетиции. Создается светоцветовая легенда спектакля, план развески дополнительной световой аппаратуры. Готовятся световые фильтры. Создается планировка и выписки по направке, фокусировке и фильтровки световых приборов. Монтируется дополнительная аппаратура, происходит по актам направка и фильтровка приборов как внутреннего сценического, так и выносного света. Ставится свет картин и их переходов. Создается предварительной световая партитура спектакля (без актеров). И, наконец, происходит окончательная установка положений света и создание окончательной партитуры в процессе работы с актерами.

Из этой схемы становиться понятно, что основная задача режиссера – добиться целостности всех компонентов, объединяя их в едином творческом решении. Именно поэтому каждый этап работы всех членов постановочной группы проходит утверждение режиссера.

Исходя из общего объема работ и подготовленных эскизов, при непосредственном участии режиссера составляется финансовая смета спектакля (в том числе – на изготовление всей материальной части, ведется работа с бухгалтером). Одновременно режиссер определяет актеров-исполнителей (т.е. производит распределение ролей) и назначает помощника режиссера, отвечающего за техническую организацию репетиционно-постановочного процесса и фиксацию всех этапов работы над спектаклем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: