Юридическая техника: понятие, юридико-технические средства и приемы.




Юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества.

Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:

1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

4) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный», «исключительный цинизм» и др.;

5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);

6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

К техническим приемам относят:

1) способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.д.);

2) структурную организацию правового акта (вводная часть – преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

К техническим средствам относят:

1) юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта);

2) юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.).

 

Более узким по своему значению является понятие – законодательная техника — основанные на практике правотворчества, и научно обоснованные средства, правила и приемы подготовки совершенных по форме, структуре, стилю изложения законодательных актов, обеспечивающих наиболее полное и точное соответствие формы нормативных предложений их содержанию, исчерпывающий охват регулируемых вопросов, доступность, простоту, легкую обозримость правового материала, его высокую регулятивность. Законодательная техника — это техника подготовки высококачественного в юридическом отношении проекта закона. В этом смысле законодательная техника представляет собой применение апробированной практикой, научно-обоснованной системы правил и приемов наиболее рационального конструирования закона соответственно его природе и назначению.

Культура (качество, совершенство) законодательной техники является свидетельством и показателем общей и профессиональной правовой культуры общества. Уровнем законодательной техники в значительной мере обусловлено качество законов, а через это и состояние законности в стране, эффективность действия права, степень гарантированности прав и свобод граждан. Следование принципам и правилам законодательной техники позволяет сформулировать и оформить правовые нормы таким образом, что при этом воля законодателя (в идеале оно должна соответствовать общей воле — всеобщему интересу) адекватно отображена в нормах, а ее истинный смысл не расходится с текстуальными формулировками. Оснащенность арсеналом средств законодательной техники исключает двусмысленность, неясность, таких формулировок, обеспечивает их доступность и признание.

Соответственно тому инструментарию, который специфичен для законодательной техники, в ее содержании следует выделять такие компоненты, как выбор внешней формы правовых норм; выбор способов правового регулирования; технические средства; технические приемы другие составляющие.

o Приемы:

По степени обобщения конкретных показателей:

·абстрактный — при формулировании нормы права используется обобщающая формулировка;

·казуистический — при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует.

По способу изложения элементов юридической нормы:

·прямой — гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта;

·отсылочный — отдельные элементы нормы (или гипотеза, или диспозиция, или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного закона и к ним сделана отсылка или она подразумевается;

·бланкетный — разновидность отсылочного, но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов.

 

Средства:

1. средства юридического выражения воли законодателя, которая может выражаться в различном построении норма права, в помещении их в соответствующую отрасль права;

2. средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты - обязательные сведения, свидетельствующий о его статусе, позволяющий быстро найти в системе законодательных актов. Реквизиты акта позволяют выделить его из всех других. Каждый реквизит имеет строго установленное место расположения. (наименование акта, его заголовок, орган принятия, дата принятия, вступление в действие, подписи и т. п.)

3. структурное построение: определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность и др.)

· Преамбула – вводная часть закона, где излагаются цели и задачи закона и не имеет нормативного характера. Факультативный элемент.

· Основной текст – подлежит рубрикации. Изначально текст делиться на части, разделы, главы, статьи, части статей, пункты.

· Приложения – факультативный элемент. Обычно содержит таблицы, перечни, списки отмененных актов, образцы документов.

4. правовые презумпции выражаются в предположении наличия определенных фактов явления связей, которые признаются истинными пока не доказано обратное. Основное свойство – ее предположительный характер.

Бабаев выделял 2 вида презумпций:

· Общеправовые. Фактически стали принципами права и некоторыми учеными не рассматриваются в качестве средств законодательной техники (например: презумпция знания закона, добропорядочности)

· Специальные. Презумпция отцовства, смерти

5. правовые фикции — несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим». Фиктивным является начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим;

6. правовые аксиомы — положения, не требующие в юридическом процессе доказательств (всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину и др.);

7. правовые оговорки — имеющие специальную нормативно-лексическую форму положения, которые частично изменяют содержание или объем действия нормы права и порождают определенные юридические последствия. Формы нормативного выражения правовых оговорок — те термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах выражаются (устанавливаются) оговорки («как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея в виду», «независимо от» и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: