Истории риторики в России.




Влияние Цицерона, Квинтилиана и других известных римских ораторов на развитие теории красноречия и методики обучения риторике весьма значительно. Риторическую культуру Рима переняла Византия, а следом за ней и Древняя Русь. С принятием христианства на Руси началось освоение книжности, а с ней и сущности риторики как науки.

Широкую известность на Руси получили «Слова» известного византийского ритора Иоанна Златоуста (347–407), которые входили в состав сборников «Златоструй», «Златоуст» и служили образцами для подражания. В древнерусских памятниках часто встречаются слова ритор, риторика, ветия, ветийство, хитростное глаголание. Это говорит о том, что уже в то время правилам построения речи уделялось самое серьёзное внимание. На Руси в то время были распространены два рода публичного красноречия: слово – торжественное красноречие (например, «Слово о полку Игореве») и поучение, к которому относились назидательные речи (например, «Поучения» Владимира Мономаха). По всем правилам риторической науки построено «Слово о законе о благодати» митрополита Илариона, которое не уступает трудам византийских ораторов.

До принятия христианства на Руси не было книжного учения, так как его необходимость отрицало язычество. Вместе с принятием христианской веры Русь заимствовала и византийскую систему образования. Так же, как и в Византии, на Руси в рамках «учения книжного» был известен тривиум (диалектика, грамматика и риторика), причем риторика рассматривалась как высшая наука. Ученики усваивали правила речевого поведения, которым надо было следовать в соответствии с нормами христианской этики. Изречения о житейской мудрости содержались в сборнике «Пчела», почти половина из них относятся к правилам практической риторики.

В XVII веке при монастырях появились первые московские школы «повышенного» типа. Лучшие ученики таких школ поощрялись: им давалось право произнести речь перед патриархом. Открывались и светские школы, обучение в которых сводилось к изучению классических языков (греческого и латинского), риторики, грамматики и некоторых других наук.

В 1620 году на Руси появляется первый учебник риторики, в основу которого положен перевод труда немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497–1560). Переводчик, предположительно вологодский митрополит Макарий, даёт обоснование риторике: обучение «добрословию» является одним из путей к достижению правильной и полезной жизни. С развитием просвещения появилось множество учебников риторики на латинском или церковнославянском языках.

Огромный вклад в развитие русского красноречия внес Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Он предпринял реформу русского языка, заложил основу современного русского языка. В 1744 г. Ломоносов издал первый учебник риторики на русском языке «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное». Издание встретило отпор академиков, предлагавших сделать перевод на латинский язык. Автор не только не сделал этого, но и подготовил в 1748 г. новую работу – «Краткое руководство к красноречию». М.В. Ломоносов дал определение красноречия и оратора: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости ее удостоверить. Кто в сей науке искусен, тот называется ритор».

Ломоносов, рассматривая проблему подготовки оратора, говорит, что для красноречия необходимы дарования душевные (острый ум и память) и телесные (хорошие физические качества), а также знание теории, в частности, элементов и структуры публичной речи, знание «нравов человеческих», упражнения в подражании авторам. Ломоносовский учебник был первой российской хрестоматией, содержавшей образцы из произведений античных, европейских и отечественных риторов.

По проекту Ломоносова в 1755 г. создан Московский университет, на философском факультете которого читали курс красноречия.

В России в конце XVIII – XIX вв. создаются многочисленные пособия по риторике. И.С. Рижский, автор учебника «Опыт риторики» (1809), определил задачи общей риторики в том, чтобы силою слова, которая заключается в выразительности и изобразительности речи, воздействовать на умы и души слушателей. Н.Ф. Кошанский, чья «Риторика» выдержала 11 изданий, считал, что обучение риторике решает не только практические, но и глубокие развивающие задачи: через обучение изобретению речи развиваются все способности ума, а изящное выражение мыслей воспитывает любовь к благородному и прекрасному. Н.Ф. Кошанский выделял три средства обучения риторике: чтение, размышление и упражнения. Не менее популярна в XIX веке была и «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических», написанная А.Ф. Мерзляковым. В книге содержатся наставления о сочинении писем, речей, ведении разговоров, рассуждений, составлении истинных или вымышленных историй, учебных книг. В 1844 г. вышла книга М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия». Автор считал, что «основания красноречия суть страсти», и рассматривал значение композиционных элементов речи для возбуждения страстей (например, введение есть «приуготовление души к тем понятиям, которые оратор хочет ей внушить, или к тем страстям, кои в ней он хочет возбудить».

Большое значение для развития риторики в России имела судебная реформа 1864 года. В результате реформы судебный процесс стал открытым, гласным, состязательным, учреждена адвокатура, и, как следствие, появилось заметное число талантливых судебных ораторов. Среди них прокурор и судья А.Ф. Кони, адвокаты Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский, А.И. Урусов и многие другие. Их речи отличались глубиной содержания, изысканностью формы и отточенностью слога. Многие из них не только занимались практикой судебного красноречия, но и внесли вклад в развитие теории риторики.

Во 2-й половине XIX века многие общественные и политические деятели критикуют официальное красноречие и риторику. После октябрьского переворота 1917 г. риторика объявлена старорежимной и бесполезной наукой - она практически не преподаётся в учебных заведениях. Интерес к риторике в нашей стране возрождается лишь в 90-е годы XX века, что связано с изменением социально-политических и экономических условий жизни общества, новым отношением к человеку как индивидуальности, неповторимой личности и развитием наук, которые занимаются исследованием речи с разных позиций.

Выводы

В настоящее время велика общественная, потребность в практическом овладении ораторским искусством самыми различными слоями населения вследствие процессов демократизации, возникновения новых социально-политических движений и общественных формирований, повышения социальной активности граждан, развития предпринимательской деятельности.

Усилия, предпринимаемые в области современной неориторики, дают положительные результаты: изучается деловая проза (научная, политическая, документальная и т.д.), восстановлена риторическая педагогика, созданы новые теории и история словесности, активно изучается опыт отечественной и зарубежных риторик, отлаживается функционирование книжного рынка, компьютеризация речи и многое другое. Меняющийся речевой мир ставит сложные задачи его осмысления и оценки. Как будут решены эти задачи, появятся ли позитивные изменения в обществе с осознанием роли языка в создании новой жизни, зависит не в последнюю очередь от «словесных» поступков специалистов, чья профессия непосредственно связана с использованием языка.

Список литературы

1. Александров Д.Н. Риторика – М. – 1998 – 534 с.

2. Волков А.А Основы русской риторики – М. – 1997

3. Казаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. – М. – 1980 – 367 с.

4. Кузнецова Т.И. Ораторское искусство в древнем Риме – М. – 1976

5. Лосев А.Ф. Истории античной риторики: софисты, Сократ, Платон – М. – 1969

6. Ораторское искусство /Б.И. Каверин, И.В. Демидов/ - М. – 2004 – 256 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: