Научно-популярная история «Химеры в искусстве»




(на примере выставки «Extemporary: искусство вне времени», Музей современного искусства ПЕРММ», март 2020г.)

С начала 2020г. весь мир узнал о новом монструозном агенте «Коронавирусе», который подчинил себе целые континенты, используя самый древний инструмент порабощения, известный человечеству, а именно – Страх. Вместе с тем, два столпа – Искусство и Наука, призваны освободить человека от Страха или хотя бы уменьшить силу его влияния на поведение людей. Визуализировать невидимое – вот с чем работают художники extemporary, т.е. вне времени, всегда, постоянно, предвидя будущее, возвращаясь в прошлое, делая паузу в настоящем. Цель нашего текста – ответить на вопрос, почему современное искусство обращается к теме химер и чудищ и как эти идеи воплощаются в художественных произведениях.

Удивительно, насколько тема актуальна для Перми и пермского контекста. Первым культурным примером стоит назвать пермский звериный стиль, визитной карточкой которого является образ человеколося, а точнее, сложный образ человека-птицы-лося. Другой пример, который мы раскрываем в данном тексте подробнее – выставка «Extemporary: искусство вне времени», где каждая работа есть размышление художников о времени и безвременьи, о смерти и бессмертии, о том, как человек порождает монстров и в то же время меняет свой собственный облик.

Пермский звериный стиль

Одна из работ выставки – «Фонтан» художницы Сиф Итона Вестертеберг (Sif Itona Westerberg, Дания). Инсталляция представляет собой конструкцию, состоящую из механизмов движения воды, труб, металлических деталей, а также барельефов с изображениями химер (см. фото). Отметим, что символика фонтана для европейской культуры настолько же важна, насколько и другие равноположенные символы (дерево, рыба, череп и проч.). Во-первых, фонтан – это синтез высоких технологий и современной архитектуры (человеку сначала нужно было изобрести водопровод и «покорить» стихию воды). Во-вторых, фонтаны – это достижение именно городской цивилизации (вспомним городскую фонтанную культуру). И, в-третьих, фонтан – это один из символов христианства («животворный источник», см. живопись европейских мастеров). Все эти коннотации важны для дальнейшей интерпретации произведения.

«Фонтан», Сиф И. Вестерберг, 2019

Сиф Вестерберг интересуется средневековой скульптурой, которую можно обнаружить на фасадах церквей и в манускриптах. Её художественное исследование связано химерами – сложными существами, состоящими из частей других существ (кстати, с др.-греч. Χίμαιρα букв. «молодая коза»). Художественные изображения химер получили наибольшее распространение в средневековой скульптуре и литературе (забегая вперед, скажем, что в XXI веке их вытеснили киноискусство и интернет, и химеры «возрождаются» в разных художественных формах по сей день).

 

Абердинский бестиарий (Англия, XII век)

Собор Парижской богоматери (Notre-Dame de Paris, Франция, XIII век)

Целью нашего текста не является исследование религиозного вопроса, однако эта тема заслуживает отдельного внимания. Про то, как уживались между собой официальная христианская церковь, языческие и мифологические представления средневекового человека можно найти в научных работах русских и зарубежных исследователей [1].

В Средние века химеры были выдумкой, необходимой для объяснения мира и разделения Добра и Зла, Земного и Потустороннего, Божественного и Дьявольского, Милости Vs Кары и других социокультурных дихотомий, определяющих мысли и поступки Человека. Но возможно в будущем (искусство предвосхищает будущее) выдумки обретут реальное воплощение с помощью науки. Потому что генетики уже сейчас разрезают и изменяют цепи ДНК. Возможно, они смогут соединить разных животных. Например, «улучшить» ДНК обезьяны, «играя» с человеческими клетками.

Работа художницы ставит перед зрителем сложный вопрос – как вторжение человека в природу влияет на будущее? Cas9 (англ. CRISPR associated protein 9, CRISPR-ассоциированный белок) — мощный инструмент редактирования геномов. Речь идет о внесении изменений в ДНК растений, животных и даже людей. Изменение генома человека происходило миллионы лет, а с новыми технологиями мы можем сделать это за неделю. Кого или что это породит? Каких химер?

Пугают ли химеры современного человека – ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд.

Несколько лет назад в музее ПЕРММ прошла выставка художника Александра Рахштейна «Бестиарий». BESTIARIUM CONSTRUENDUM – интерактивная инсталляция, которую видоизменяли сами посетители. Дети и взрослые конструировали монументальные скульптуры из деталей – голов, тел, ног, крыльев и хвостов, которые срастались друг с другом. Возникали фигуры зверей, химер и существ, известных по мифам народов мира, а также новые чудовища.
Эти манипуляции доставляли радость, всем нравилось играть, и действия посетителей были похожи на попытки реконструкции искусства древнего мира. Играя на экспозиции, посетители превращали её в постоянно действующий перформанс, активизируя собственную креативность и приобщаясь к истории мировой культуры.

Выставка «Бестиарий», Музей современного искусства ПЕРММ, 2013

С одной стороны, в век «машин и технологий» химеры ушли жить в детские сказки, где они превратились в персонажей, причем не только злых, но и добрых (жар-птица, царевна-лебедь, царевна-лягушка, финист-ясный сокол, сирин, гамаюн, алконост и др.) А с другой – теперь человек… сам хочет стать химерой и обладать уникальными, сверхчеловеческими способностями (Человек-паук, Человек-муравей, Росомаха, Халк, Женщина-кошка и др.), и корпорации развлечений с каждым годом только увеличивают количество подобного контента. С третьей стороны – в социуме формируется некая общественная дискуссия вокруг темы монструозности современного мира и складывания новой этики существования людей и химер в одном мире.

Ну и в конце позволим себе небольшую детскую игру. Представим на секундочку, что Коронавирус – это чудище, монстр или химера, которая пугает людей и не выпускает из дома! у-ух! Придумайте, как выглядит эта химера? Может у нее зеленый хвост с красными шипами? А голова не одна, а сразу десять, и по всем десяти шеям переливается рыбья чешуя? Вот это да! Пришлите нам свои рисунки с хэштегом #мамапростиявизоляции и мы обязательно их выложим в социальных сетях музея ПЕРММ! Для поиска вдохновения и увлекательного семейного просмотра можем рекомендовать «Книгу вымышленных существ» Борхеса (1954г.), которая даже спустя полвека остается впечатляющим образцом энциклопедической антологии несуществующего.

Альбина Коробкина, заведующая отделом экскурсий

музея современного искусства ПЕРММ

 


[1] Гуревич А.Я. «Категории средневековой культуры», (2-е издание, исправленное и дополненное. М., 1984).

Раков В.М. «Европейское чудо» (Рождение новой Европы в XVI-XVIII вв.). П., 1999г..

Хейзинга Й. «Осень Средневековья» М., 1995г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: