Культура и традиции на Кубе




 

В современном искусстве Кубы ярче всего выражена тема борьбы за справедливость и независимость, ведь здесь каждый город хранит свои революционные истории, вдохновившие поэтов, писателей, композиторов, скульпторов и живописцев на создание бессмертных произведений, воспевающих свободу. Пожалуй, именно этим соблазняются гости страны, приезжающие сюда, чтобы насладиться неповторимой атмосферой Кубы, где нет места притеснениям и предрассудкам!

Сегодняшняя республика считается родиной многих великих людей, повлиявших на мировую культуру: литературу, живопись, архитектуру, но в первую очередь, конечно, музыку.

Культура Кубы представляет собой гармоничный синтез нескольких культур: испанской, африканской и афро-кубинской. Влияние этих культур заметно, прежде всего, в архитектурном стиле и изобразительном искусстве. В музыке можно встретить повсеместно африканские ритмы, лирические испанские серенады, зажигательная кубинская румба и сальса. Достаточно своеобразна кубинская поэзия, напоминающая любовную лирику французских и испанских поэтов.

Литература. Сильное воздействие на развитие кубинской литературы оказала борьба за независимость, продолжавшаяся более ста лет. Зачинателем романтизма в Испанской Америке был замечательный кубинский поэт и прозаик Хосе Мария де Эредия-и-Эредия (1803-1839) (на фото). Из других кубинских писателей XIX в. выделяются авторы аболиционистских романов Хертрудис Гомес де Авельянеда (1814-1873) и Ансельмо Суарес-и-Ромеро (1818-1878), бытописатели Сирило Вильяверде (1812-1894) и Рамон Меса (1861-1911), поэты-романтики мулаты Пласидо (наст. имя Габриель де ла Консепсьон Вальдес, 1809-1844), и Хуан Франсиско Мансано (1797-1854), крупнейший представитель поэзии испано-американского модернизма Хулиан дель Касаль (1863-1893). Центральное место в кубинской литературе XIX в. занимает национальный герой Кубы и страстный борец за независимость Хосе Марти. Одним из самых выдающихся философов Кубы был позитивист Энрике Хосе Варона (1849-1933).

В начале XX в. традиции реалистической прозы развивали романист Мигель де Каррион (1875-1929) и авторы психологических рассказов Альфонсо Эрнандес Ката (1885-1940) и Хесус Кастельянос (1879-1912). В 1930-е годы Куба стала очагом формирования латиноамериканского «негризма». Выдающимся представителем этого течения был поэт Николас Гильен (1902-1989), стихи которого, звучащие африканскими ритмами, пронизаны страстным стремлением к социальной справедливости. Одним из зачинателей «нового латиноамериканского романа» был всемирно известный писатель Алехо Карпентьер (1904-1980). Другой знаменитый прозаик и поэт, Хосе Лесама Лима (1910-1976), прославился как смелый новатор формы.

Новое поколение современных кубинских писателей получило известность после революции; это мастера рассказа Умберто Ареналь (род. 1926), Феликс Пита Родригес (1909-1990), Онелио Хорхе Кардосо (1914-1986), Верхилио Пиньера (1912-1979), романисты Солер Пуиг (1916-1996), Синтио Витьер (род. 1921), Лисандро Отеро (род. 1932), один из зачинателей латиноамериканской документально-художественной литературы «свидетельства» Мигель Барнет (род. 1940).

Особого упоминания заслуживает Эдмундо Десноэс (род. 1930), многие произведения которого посвящены крушению старого мира и проблемам кубинской интеллигенции; по одному из его романов режиссер Т. Гутьеррес Алеа поставил один из самых замечательных кубинских фильмов «Воспоминания об отсталости». Известностью пользуются также поэты Элисео Диего (1920-1994), Фаяр Хамис (род. 1930), Пабло Армандо Фернандес (род. 1930) и Роберто Фернандес Ретамар (род. 1930) - поэт, очеркист, издатель литературного журнала, многие годы возглавлявший международный культурный центр «Дом Америк». К середине 1990-х годов ряд более молодых писателей снискал широкую популярность как литературным мастерством, так и выбором тем, которых большинство послереволюционных писателей предпочитало не касаться. Среди лучших из них - Сенель Пас и Абилио Эстевес.

Музыка. Характерным является использование целого оркестра музыкальных инструментов: духовых, ударных и щипковых. Одним из символов фольклора считается маракас - это забавная погремушка, вырезанная из сухой тыквы и наполненная семечками, часто задает мелодию или дополняет ее своим необычным звучанием.

Многие специфические особенности кубинского искусства получили освещение и истолкование в трудах пользующегося международной известностью антрополога и музыковеда Фернандо Ортиса (1881-1969), исследовавшего роль африканского культурного наследия в кубинской культуре. По Ортису, «любовный союз между испанской гитарой и африканским барабаном» породил наиболее характерные для Кубы музыкальные формы, танец румбу и протяжную песню «сон». Кубинская музыка сохранила европейский мелос, восприняв своеобразные и богатые африканские ритмы. Песенные традиции испанского фольклора прослеживаются в наиболее распространенных музыкальных жанрах - таких, как романтические песни и баллады (пунто), деревенский танец сапатео (типа чечетки) и крестьянская песня гуахира.

Начало профессиональной кубинской композиторской школе положили Мануэль Саумель Робредо (1817-1870) (на фото слева) и Игнасио Сервантес Каванаг (1847-1905) (на фото справа), впервые использовавший в своих Кубинских танцах для фортепьяно темы национального фольклора. Основоположниками кубинской оперы стали Эдуардо Санчес де Фуэнтес (1874-1944) и Хосе Маури Эстеве (1856-1937), который впервые обратился к традициям афро-кубинского фольклора. Эту тенденцию развили в русле современных музыкальных форм два лучших кубинских композитора XX в.: Амадео Рольдан (1900-1939) и Алехандро Гарсия Катурла (1906-1940). Большой популярностью пользуются песни и пьесы Эрнесто Лекуоны (1896-1963). После революции национальную музыкальную традицию развивают композиторы, испытавшие влияние западноевропейского авангардизма: Карлос Фариньяс (род. 1934), руководитель национального симфонического оркестра (осн. 1960) Мануэль Дучесне Кусан (род. 1932), гитарист Лео Брауэр (род. 1939), Хуан Бланко (род. 1920), приверженец электронной музыки. Существовавшие до революции «Общество любителей музыки» и «Лицеум», пропагандировавшие хорошую музыку, были заменены после 1959 года многочисленными домами культуры.

Народная кубинская музыка остается основой многих современных танцевальных ритмов во всем мире. Кроме певцов и музыкальных групп, пользовавшихся популярностью в 1930-е, 1940-е и 1950-е годы (таких, как Бенни Мор и трио «Матаморес»), мировую известность в 1990-е годы приобрели такие певцы, как Пабло Миланес, Сильвио Родригес, Омара Портуондо и Элена Бурке, джазовые пианисты Чучо Вальдес и Гонсало Рубалькаба, а также ансамбли Элио Реве, Исаака Дельгадо, Пачо Алонсо, Адальберто Альвареса, ансамбль «Лос Бан-бан» и др.

Кино и театр. Под эгидой Кубинского института киноискусства и кинопромышленности, основанного в 1959 году, процветает национальная кинематография. Наибольшей известностью пользуются режиссеры Хулио Гарсия Эспиноса (род. 1926), Умберто Солас (род. 1942) и Томас Гутьеррес Алеа (1928-1996).

Начиная с 1979 года в Гаване ежегодно проходит международный кинофестиваль - крупнейший кинофорум в Латинской Америке и третий по значению в Западном полушарии. Хотя на состоянии кубинской кинематографии тяжело отразился финансовый кризис, связанный с падением мировой социалистической системы, к концу 1990-х годов в ней наметились признаки возрождения; с помощью иностранных кинопродюсеров, чаще всего мексиканских или испанских, снимаются новые фильмы. В декабре 1998 года в Гаване состоялся 20-й традиционный кинофестиваль, и главный приз на нем завоевал кубинский фильм режиссера Фернандо Переса.

После революции в стране выросло количество театров, в том числе дающих представления на открытых площадках. Первым таким театром был созданный в конце 1960-х годов экспериментальный театр «Эскамбрай», которым руководит Серхио Корриери, прославившийся исполнением главной роли в фильме Гутьерреса Алеа «Воспоминания об отсталости». Сюжеты пьес, которые ставятся в этом театре, заимствованы из жизни и отражают интересы простых людей провинции Эскамбрай, а профессиональная деятельность труппы тесно связана с социологической и политической работой. Всего в стране работает более 50 драматических коллективов.

Большой известностью пользуются Национальный балет Кубы, созданный в 1948 году прославленной балериной Алисией Алонсо, а также «Балет Камагуэя», основателем которого был Фернандо Алонсо. Имеется также замечательный фольклорный танцевальный коллектив.

Изобразительное искусство. Формирование национальной школы живописи относится к первой половине XIX в., когда была основана (1817) Академия Сан-Алехандро (ныне - Национальная школа изящных искусств Сан-Алехандро). Тенденция к отражению национальной действительности ярко проявляется на рубеже XIX-XX вв. в творчестве живописцев Армандо Менокаля (1863-1942), изобразившего сцены освободительной войны и жанристов Леопольдо Романьяча (1862-1951) и Рамона Лоя (род. 1894). На кубинских художников XX в. заметное влияние оказало современное французское искусство. К их числу относятся абстракционисты Амелия Пелаэс (1897-1968) и Мариано Родригес (род. 1912); своеобразные художники Кундо Бермудес и Рене Портокарреро (род. 1912), использующие декоративные и архитектурные мотивы, Марсело Поголотти (род. 1902), создатель картин городской и пролетарской тематики; знаменитый Вильфредо Лам (род. 1902), для которого языческий религиозный культ сантерии послужил основой собственного фантастического мира; наконец, Марио Карреньо, автор фресок, изображающих жизнь чернокожих крестьян Кубы. В 1950-е годы среди молодых художников получил большое распространение абстракционизм как форма протеста против традиционного искусства. К этому направлению принадлежала известная «Группа одиннадцати», объединившая наиболее талантливых представителей молодого поколения, таких, как Рауль Мартинес (род. 1927), Антония Эйрис и Сервандо Кабрера Морено.

В период революции выдвинулось новое поколение художников, многие из них приобрели широкую известность, например Хосе Бедия, Томас Санчес, Хуан Франсиско Эльсо Падилья, Мойсес Финале, Хосе Франко, Флавио Гарсиандия, Мануэль Мендиве, Сайда дель Рио, Хулия Вальдес, Марта Мария Перес Браво. К ним присоединился ряд еще более молодых художников, уже успевших заявить о себе в мире искусства: Абель Барросо, Таня Бругера, Карлос Эстевес, Алисия Леаль, Эльса Мора, Сандра Рамос, супруги Карпентер. В 1990-х годах появилась группа талантливых художников-самоучек, в том числе Роберто Хай Матаморос, Исабель де лас Мерседес и Хильберто де ла Нуэс. Наибольшей самобытностью отличаются работы Гарсии Монтебраво, Луиса Родригеса и Хулиана Эспиносы. Начиная с 1984 года, когда Центр им. Вильфредо Лама организовал Первый Гаванский фестиваль искусств, каждые два года в Гаване устраивается международная выставка изобразительного искусства («Бьенналь»), представляющая искусство Латинской Америки и всего третьего мира.

Правительство Кастро тратит значительные средства на издание книг и прилагает большие усилия к тому, чтобы нести искусство в массы. Было создано издательство «Дом Америк», под эгидой которого состоялся ряд финансировавшихся правительством международных конгрессов писателей; многие латиноамериканские писатели, участники конгрессов, стали поддерживать идеи кубинской революции. В 1960 году был создан Национальный союз кубинских писателей и художников, первым председателем которого был поэт Николас Гильен, а после его смерти - Абель Прието (в настоящее время - член Политбюро и министр культуры в правительстве Кубы).

Праздничная жизнь. Праздничная жизнь Кубы очень разнообразна.

Праздники Кубы - это всегда завораживающее и красочное зрелище, будь то спокойная католическая церемония в духе времен средневековья или костюмированные ежегодные карнавалы с морем музыки танцев и веселья. Многие десятилетия исследователи пытаются раскрыть секрет живого и всегда жизнерадостного образа жизни кубинцев, которые проявляют свой оптимизм даже в самых безвыходных ситуациях. Возможно, весь секрет кроется в близком соприкосновении народа с богатым фольклором, соблюдение древних традиций и близость к природе. Только такое количество праздничных увеселительных церемоний и карнавальных шествий способно подарить заряд бодрости и энергии и оставить все проблемы в прошлом.

На Кубе празднуют следующие национальные праздники:

января - День освобождения

мая - День труда

-27 июля - годовщина штурма казарм Монкада

октября - годовщина Декларации независимости

декабря - Рождество

В дни праздников не закрывают основные достопримечательности, работает большинство служб, за исключением банков и правительственных учреждений. Пасху и другие международные религиозные праздники на Кубе официально не отмечают.

Кубинцы встречают Новый Год горячо и всенародно. Жаркая погода и отсутствие любого намека на снег нисколько не мешает темпераментным островитянам веселиться от души. Интересный факт - 1 января в Кубе отмечается с гораздо большей силой, чем канун Нового Года. А знаете почему? Просто в этот день жители «острова Свободы» радуются годовщине Революции 1959 года. Именно в первый день года войскам под командованием Фиделя Кастро удалось сместить диктатора Фульхенцио Батисту. В общей сложности торжества длятся три дня с заходом на второе января.

Однако вернемся к празднованию Нового Года. Прежде всего, следует рассказать о Новогодних традициях, большинство из которых имеют испанские корни и распространены во многих странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Кубинцы являются потомками испанских конкистадоров и африканских рабов, что и объясняет близость многих суеверий и «ритуалов». Вот некоторые из них. Островитяне в новогоднюю ночь предпочитают наряжаться не только в новые одежды, но и выбирают костюм по цвету. Желтый и красный встречаются чаще всего, т.к. символизируют удачу и богатство. Часто такой цвет имеет и нижнее белье. Вторая странная традиция - в канун Нового Года ходить вокруг дома с чемоданом или мешком. Это, по мнению кубинцев, поможет провести следующие 12 месяцев в увлекательных путешествиях. Нарезать круги вокруг жилища люди отправляются, предварительно облачившись в исподнее нужного цвета (чаще желтого) и поместив в обувь несколько мелких монет. Последний «ритуал» сулит богатство. Так же в полночь нужно открыть двери в доме. Через главный вход зайдет новый год, а через черный - уйдет старый.

Во многих районах Кубы сохранился обычай избавления от прошлогодней воды. Для этого чашки, плошки, кастрюли наполняются водой, а с наступлением нового года содержимое с радостными криками выплескивают на улицу прямо через окна. За новогодним столом кубинцам тоже скучать не приходится, как только часы начнут бить 12 раз нужно съесть 12 виноградин, загадать столько же желаний и при этом не подавится. Считается, что сладкие ягоды означают счастливые месяцы в году, а кислые - неудачные.

Новогодние кушанья традиционны и просты. Поскольку на Кубе существует некоторый дефицит продовольствия (из-за экономических санкций, введенных США), то жареный на вертеле поросенок уже большой деликатес. Запеченная индейка считается «буржуазной» пищей, поэтому ее подают в основном в европейских ресторанах, ориентированных на туристов. Традиционное блюдо, которое присутствует на столах и в богатых и в бедных семьях - черная фасоль. Этот продукт символизирует богатство и удачное ведение хозяйства в будущем году. Из черной фасоли и риса кубинцы готовят блюдо под названием «христиане и мавры», видимо названное так из-за сочетания цветов. Любимые гарниры к мясу - тушеные овощи, рис либо жареные …бананы «тостонес». К слову, тостонес любимы кубинцами в любое время года, их потребляют не только со свининой, но и в качестве закуски, а также питательного завтрака. Все праздничные блюда обильно поливаются острыми соусами и приправляются ароматными специями. Из напитков самым народным и популярным является кубинский ром. Его пьют как в чистом виде, так и готовят коктейли, разбавленные соками с добавлением льда и фруктов. Шампанское же большинство островитян воспринимают как невиданную роскошь.

На Кубе Новый Год празднуют повсеместно - в столице и в маленьких селеньях. Окажись Вы в Гаване, Сантьяго, Тринидаде или маленьком портовом городишке вроде Гибара - везде встретите толпы гуляющих, веселящихся и танцующих людей. Надо отметить, что в мегаполисах праздники, включая Новый Год, проходят более помпезно. Так, в Гаване центром торжественных действ является Соборная площадь. Эта часть Старого Города отличается великолепной архитектурой и сама по себе создает приподнятое настроение. В канун Нового Года доступ к площади закрыт, а места на Гала-Ужин резервируются заранее и стоят не дешево (около 100 евро). Немногие кубинцы могут позволить себе праздник здесь.

Кроме грандиозного банкета на площади устраиваются удивительные музыкально-танцевальные шоу Тропикана. Еще одним культовым столичным местом является Кабаре «Тропикана». Входной билет сюда обойдется уже в 150 евро, но потраченные средства окупятся массой положительных эмоций. Развлекательная программа организована с участием лучших кубинских музыкантов и танцоров. Впрочем, для того, чтобы весело встретить Новый Год по-кубински не обязательно платить большие деньги. Многие островитяне и туристы выбирают недорогие рестораны «paladar», где, можно неплохо поесть, вдоволь напиться рому и натанцеваться под ритмы зажигательной сальсы. Местные артисты будут аккомпанировать на гитарах и банджо и распевать веселые песни. Ближе к полуночи толпа из заведений и домов высыпает на улицы и площади - для того, что бы посмотреть праздничный салют и поздравить окружающих.

В маленьких селеньях Новый Год празднуют сплоченно и грандиозно. На главной площади вечером устраиваются танцы с конкурсами на лучшую танцевальную пару. Ром льется рекой! Однако сильно пьяных не видно. Ближе к утру, уставшие и разгоряченные островитяне идут отсыпаться, что бы на следующий день с новыми силами отдаться празднику Дня Революции.

Так же стоит отметить такое событие в кубинской жизни, как Праздник крестьянского искусства - дни Эль Кукаламбе, которые проходят в июне в Лас-Тунасе. Для участия в этом мероприятии съезжаются исполнители тровы (культурное и музыкальное движение, возникшее на Кубе около 1970 года; основанное на жанре романтической песни) со всей Кубы. Фестиваль носит имя жившего здесь поэта Хуана Кристобаля Наполес Фахардо по прозвищу Эль Кукаламбе (1829-1862). Он сочинял десимы (десятистрочные строфы), которые затем перелагали на музыку. В 1856 г. он создал поэтический цикл, восхваляющий креольского крестьянина (гуахиро). Стихи нашли отклик в душах кубинцев и сыграли свою роль в политических движениях XІX в. Праздник в честь поэта проводится в мотеле «Эль Корнито», в 7 км к западу от Лас-Тунаса. Здесь же круглый год работают кабаре.de la Cultura Camagneyana (Дни культуры Камагнеяны) запланированы на первые две недели февраля. Гаванский Международный Джазовый Фестиваль проводится раз в два года в феврале. В апреле празднуются Semana de la Cultura (Неделя культуры) в Баракоа и Фестиваль Электроакустической Музыки в Варадеро. В первую неделю мая, в Ольгине проходит Romeria de Mayo (Майский народный праздник). В конце июня Тринидад принимает Fiestas Sanjuaneras (Праздник Святого Хуана). Праздник Карибской культуры отмечается в июне или июле. В октябре проводится 10-дневный Гаванский фестиваль современной музыки. В конце ноября в Тринидаде бывает Semana de la Cultura Trinitaria (Неделя культуры Тринитарии). Каждый год в декабре в Гаване проходит Международный Фестиваль Латиноамериканских фильмов. Помните, на Кубе День Рождества - рабочий день.

Самая древняя и крепкая традиция на Кубе - это, конечно, карнавалы! В них раскрывается веселый и легкий характер местного населения, в крови которого смешиваются такие народности как испанцы, французы, метисы, мулаты и негры. Хотя кто знает, может быть, любовь к шумным праздникам восходит еще к коренным индейцам сибони, практически полностью истребленным в жестокие времена покорения острова европейскими колонизаторами.

Так или иначе, но именно в карнавалах на протяжении многих веков кубинцы давали волю порывам души, забывая обо всех запретах и предрассудках. Даже случайный гость, например, гаванского торжества уже через несколько минут заговорит на самом откровенном, самом чувственном и естественном из всех языков - языке танца, которым темпераментные жители этой колоритной страны владеют превосходно.

Знаменитые февральские карнавалы, практически отмененные в 1990 году в связи с тяжелым экономическим положением, в наши дни возрождены в Гаване, Варадеро, Сан-Хуан-де-лос-Ремедьос и Сантьяго-де-Куба (24-26 июля).

Сами же карнавалы, часто проводимые во всех больших городах и длящиеся около недели, представляют собой красочное шествие под ритмичную народную и современную музыку. В течение этого праздника жизни вы увидите и людей в будничной одежде, и переодетых артистов, танцующих на импровизированных платформах (карроса), но в любом случае ритмичные телодвижения всех участников не могут оставить равнодушно стоящим никого, и зрителей здесь нет - каждого переполняет непередаваемое ощущение всеобщего единства и желание присоединиться к веселящейся толпе!

Карнавалы на Кубе - это неотъемлемая часть повседневной жизни, поэтому ни одно важное политическое или историческое событие не обходится без них.

Самое интересное зрелище ожидает жителей и гостей Гаваны летом. Здесь проходит Карнавал колесниц, который длится три вечера подряд. По различным местам города проезжают сценические площадки, представляющие фантастические действия на легендарные сюжеты, а также проходят пешие ансамбли - «компарсас» и большие наряженные куклы «муньеконес», символизирующие различных национальных персонажей. Всю ночь проходят музыкальные выступления с танцами под открытым небом, а море рома и пива придают празднику нескончаемое веселье.

Знаменитый карнавал в Сантьяго произошел из «рабских пирушек», которые были официально разрешены с XVІІІ в., а ежегодный июльский Фестиваль карибской культуры берет свое начало в африканских религиозных обрядах. Сегодня эти праздники проходят в форме состязаний: коллективы компарса шествуют по городским улицам, устраивая захватывающие музыкальные «схватки». Горожане наряжаются в одежды колониальной эпохи или в костюмы божеств (ориши) и клоунов с огромными головами из папье-маше. Некоторые, наоборот, раздеваются до бикини, украшенных блестками и перьями. Под звуки китайских рожков и гул барабанов эта процессия спускается в танце конга вниз по Авенида-Хесус-Менендес.

Говоря о кубинских карнавалах…Есть в Гаване одно место, где карнавал бушует каждый день…:)

Когда-то известный в широких кругах гангстер Аль Капоне специально приезжал на Кубу, чтобы посетить самое знаменитое во всей Латинской Америке шоу - «Тропикану». А посмотреть было на что: в ярком и феерическом представлении участвовало более 200 певцов, танцовщиков и музыкантов. Говорят, Капоне остался очень доволен увиденным. Знаменитое гаванское кабаре «Тропикана» появилось в 1939 году. Оно было построено на территории поместья «Вилла Мина» и первоначально называлось «Beau Site» (Красивое место). В 1940 кабаре получило название «Тропикана»: владелец был очарован одноименной песней. Со временем кабаре было разделено на две части: «Arcos de cristal» (Стеклянные арки) для музыкальных спектаклей и шоу и «Bajo las estrellas» (Под звездами) на открытом воздухе. «Тропикана» приобрела большую известность еще в пятидесятых годах, когда Куба фактически находилась под властью США. Американцы считали, что «Тропикана», которая может вместить более 1750 гостей, - это кабаре, с которым с не может сравниться ни одно из кабаре США». В «Тропикане» того времени были легализованы азартные игры - от игровых автоматов до рулетки и игры в кости. Сегодня Тропикана стала всемирной торговой маркой, которая ассоциируется не только с самым зрелищным кабаре на Карибах, но и с самой Кубой, с теплыми ночами Гаваны. Первое, что приятно удивляет посетителей - это удивительный центр шоу-бизнеса. На сцене Тропиканы блистали многие звезды с мировой славой. И сегодня представления в легендарном кабаре продолжают собирать зрителей со всего света.. Религия на Кубе

Большинство кубинцев считает себя благочестивыми католиками, верит в идеалы социализма и участвует в ритуалах африканских культов одновременно!

После победы кубинской революции церковь была отделена от государства, и государство гарантировало право как на свободное отправление религиозных культов, так и на ведение атеистической пропаганды. Многие из запрещенных ранее африканских религиозных культов получили равный с другими церквями статус.

Проведенный незадолго до победы революции опрос населения показал, что верующими себя считали 95,5% опрошенных. Из них католиками назвали себя 72,5%. На сегодняшний день 55% кубинцев считают себя атеистами.

Христианские религии на Кубе представлены католической, протестантской и православной церквями. Помимо этого существует порядка 42 религиозных сект, большинство из которых проповедуют различные варианты африкано-кубинских спиритических верований. Есть последователи иудаизма и небольшие группы последователей восточных религиозных традиций.

Наиболее распространенная религия на Кубе - католицизм. Приверженцами римской католической церкви считает себя около 40% кубинцев. На Кубе немало действующих католических храмов, представляющих большую архитектурную и художественную ценность. Среди них - Гаванский кафедральный собор (на фото) и церковь Святого Ангела.

В 1941 году был создан Кубинский Совет церквей. На сегодняшний день он объединяет 21 деноминацию - протестантов, англиканскую церковь, евангелистов и пятидесятников.

Нужно заметить, что «тоталитарный коммунистический режим» не закрыл ни одной церкви после революции, хотя и ограничил проявления «нормальной церковной жизни»: на строительство или ремонт храма, на приобретение автомобиля и получение въездных или выездных виз священниками и монахами требовалось специальное разрешение властей. А получить такое разрешение было возможно, лишь отказавшись от малейшей критики в адрес существующего режима. Было запрещено празднование религиозных праздников.

-25 января 1998 года, по приглашению Фиделя Кастро, на Кубу прибыл Папа Иоанн Павел II. Папа посетил четыре провинции, отслужил четыре мессы, передал Ф. Кастро список из 302 имен политзаключенных и провел ряд других мероприятий. Кульминацией этого исторического визита на Остров Свободы стала месса на площади Революции в Гаване, где под взглядом смотрящего с огромного портрета Че Гевары собралось около миллиона кубинцев. После визита понтифика власти Кубы освободили нескольких узников, позволили праздновать Рождество, согласились разрешить въезд на остров новым миссионерам - в целом отношение к церкви стало более либеральным.

Из-за запретов католической церкви по испанскому праву протестантство на Кубе появилось позднее католицизма - в конце XIX века под влиянием кубинцев, эмигрировавших в Соединенные Штаты. Основные храмы были построены после североамериканской интервенции 1898 года. В течение первых 50 лет существования Кубинской Республики при помощи миссионеров из США протестантство получило бурное развитие. В настоящее время приверженцами этой религии является 3% населения страны. Среди протестантов имеются приверженцы Протестантской епископальной церкви, баптисты, методисты, пресвитериане, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, назаряне, квакеры, сторонники Армии спасения и т.д.

В январе 2004 года константинопольский патриарх Варфоломей освятил первый, и пока единственный на Кубе, православный храм (на фото). Ключи от Церкви Святого Николая в исторической части Гаваны вручил главе Константинопольской церкви кубинский лидер Фидель Кастро. Храм, на строительство которого Фидель Кастро дал согласие за два года до этого, воздвигнут полностью на средства правительства Кубы. По официальным данным, православная община на Кубе насчитывает около двух тысяч человек, причем подавляющее большинство из них - выходцы из республик бывшего СССР, постоянно проживающие на острове, а также иностранные дипломаты и специалисты.

Большинство кубинцев совмещают католицизм с синкретическими верованиями, которые возникли из смешения христианской религии и различных африканских культов. Так возникла афро-кубинская религия. Синкретизм родился в процессе отождествления неграми-рабами собственных богов с католическими святыми в поисках возможности свободно отправлять свои религиозные культы. Синкретические культы представлены на Кубе двумя формами: «сантерия» (наиболее распространенная) и «вуду».

С 1513 до 1886 года на Кубу из Африки было доставлено около 1,3 миллиона рабов. Это были представители четырех африканских народов: банту - самая многочисленная группа из Центральной и Южной Африки; ибо - из юго-восточной Нигерии (прибыли в 1762 году); йоруба - из Западной и Юго-Западной Африки, и эве-фон (или дагомейцы) - из Бенина, - привезшие с собой магию и колдовство чернокожих людей. Когда первые рабы были привезены из Африки, им запрещалось практиковать народные языческие религии. Насильно обращая рабов в католицизм, рабовладельцы все же не хотели посвящать их во все аспекты своей веры, так как боялись, что, приняв католическое учение, рабы осознают, что они такие же полноценные люди, как их хозяева, и что рабство порочно. Приняв католических святых и другие атрибуты этой религии, кубинцы африканского происхождения продолжали поклоняться своим народным божествам. Рабы включили различные аспекты христианства в свои национальные традиции, находя много общего в католицизме и своей традиционной вере: обе религии поклоняются одному Высшему Богу и верят в существование сверхъестественных существ и в жизнь после смерти. Католическая месса ассоциировалась с жертвоприношением крови вследствие того, что прихожане ритуально употребляют тело и кровь Иисуса Христа. Итак, получилось, что рабы и их владельцы верили в одних и тех же богов, но называли их различными именами. Католические святые отождествлялись с африканскими духовными существами - loa; Пречистая дева из Кобре, почитаемая католиками как покровительница Кубы, - с Очун; Пречистая дева Милосердная - с Обаталаж; Пречистая дева из Реглы ассоциировалась с Йемаей; Святая Варвара - с Чанго, а покровитель немощных Святой Лазар был подобен Бабалу Айе. Это позволяло африканским рабам сохранять свою культурную идентичность и противостоять окружающему злу. В афро-кубинской религии нет храмов, все ритуалы проводятся дома, алтарь расположен на самом видном месте, а в католическом храме черный человек внутренне обращается к своему языческому святому.

Иудаизм на Кубе исповедуют члены еврейской общины. Иудаистами считает себя 1,5 тысячи человек. На острове, преимущественно в Гаване, имеется несколько синагог.

Однако, независимо от своих религиозных убеждений, кубинцы остаются одним из самых жизнерадостных и жизнелюбивых народов на нашей планете.

Сантерия - синкретическая религия, сложившаяся на Кубе. Африканские корни «сантерии» - йорубанские (а не дагомейские, как у «вуду»). Йоруба живут вдоль реки Нигер на территории современных Бенина и Нигерии. Насильственно обращенные в колониях в христианство, рабы из йоруба практиковали свою родную религию втайне, используя католических святых как прикрытие для почитания африканских богов - ориша. Название «сантерия» происходит от испанского слова «санто», что означает «святой». Долгое время кубинские йоруба и самих себя, и свою религию называли «лукуми» (как и их африканские предки). И лишь сравнительно недавно, когда к культу богов-ориша стало приобщаться все больше белых (преимущественно испанского происхождения), многие его последователи стали соглашаться с названием «сантерия», которое сейчас широко известно. С Кубы сантерия распространилась в другие латиноамериканские страны - Венесуэлу, Панаму, Пуэрто-Рико, Колумбию, Мексику, а также в США, где существует мощная кубинская диаспора. Естественно, при таком количестве последователей и при таком их географическом разбросе у этой религии возникло очень много вариаций. В каждой общине существуют свои варианты имен богов и связанных с ними мифов, ритуалов, методик прорицания и т.д.

Религия «вуду» пришла на Кубу из Гаити, и приверженцами ее являются в первую очередь переселенцы с острова Гаити. Эта религия имеет богатую культурную историю и интересное сочетание вероучений других религий. Как духовная традиция «вуду» появилась на Гаити во время французского колониального рабства. «Вуду» - более или менее неповрежденная африканская религия, а ее христианские элементы представляют собой часть колониального наследия. Религия «вуду» происходит из Дагомеи (северное побережье Гвинейского залива в Западной Африке, где проживали племена йоруба, эве-фон и др. - ныне территория Того, Бенина и Нигерии) и Конго (бассейн реки Конго и побережье Атлантического океана в западной части Центральной Африки). В обоих регионах проходил длительный процесс изменения религий, вызванный тем фактом, что никакая традиция не считалась ортодоксальной и была, таким образом, способна к гибкому приспособлению. Население Конго считало себя христианами. В Дагомее также были знакомы с основами христианства. Жизнь на плантациях вынудила к сближению выходцев из различных частей Африки. Рабы стали поклоняться не только своим собственным богам, но и богам из других религиозных традиций. Они унифицировали и изменили ритуалы различных племен, в результате чего различные религиозные группы объединили свои учения и создали новую религию - «вуду».

Практически все последователи афро-кубинской религии практикуют спиритизм - верование в постоянное общение живых с мертвыми либо посредством собственных медиумистических способностей, либо через так называемого медиума.

На Кубе в течение всех лет правления режима Кастро открыто действовали масонские ложи: более 26000 человек принадлежит к 300 масонским ложам. Больше всего масонов проживает в Гаване. Интересно, что национальный герой Кубы и страстный борец за независимость Хосе Марти был мастером масонской ложи.

Ложа, названная его именем, существует на Кубе до сих пор.

*На Кубе никогда не запрещалась и не преследовалась деятельность масонских лож. Это единственная страна социалистического лагеря, где масонство сохранилось. На данный момент членами Великой ложи Кубы являются около 28 000 кубинцев.


Заключение

 

Подводя итог…а его и не хочется подводить, если честно…

Осветить хочется множество аспектов, но меня, к сожалению, ограничивает формат данной работы, а также основная тема, которую мне необходимо было раскрыть, а именно - культура. Хотя…если углубиться в вольные рассуждения на предмет - «а что есть культура в нашей современной жизни?» и слегка пофилософствовать, можно уйти в дебри и рассказать о том, как и когда на Кубе появился интернет, и почему «голубой» мечтой кубинской молодежи является приобретение мобильного телефона…Поэтому, пришлось придерживаться классической трактовки данного понятия.

Однажды лично познакомившись с Кубой, с ней не хочется расставаться, о ней невозможно не вспоминать и о ней невозможно не говорить. И говорить всегда хочется много, громко и эмоционально, яростно жестикулируя, под стать местному населению…:)

Для меня это не просто красивая экзотическая страна, с общепринятыми и повсеместно распространенными ассоциациями - ром, сигары, Фидель, Че, социализм, мохито, Хэмингуэй и т.д.

Возможно, побывав там и попытавшись понять и изучить историю Кубы, ее культуру, менталитет населения, а главное «восприЯть» («н» пропущено нарочно, дабы подчеркнуть само происхождение данного глагола - от слова «воприятие », как будто растворить в себе…) ее прежде всего эмпирически, впитать в с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: