Дом Архитектора в Волгограде




Д. Шариф, О. Кхалаф, Р. В. Косолапов

Студенты I курса,

И. Н. Вакулина

ст. преводаватель,

Волгоградский Государственный Архитектурно-Строительный Университет,

г.Волгоград

 

Волгоград, Царицынская архитектура, Дом архитектора

 

Здание было возведено в 1903 году, в тот период, когда в дореволюционном Царицыне развернулось наиболее интенсивное строительство. Несмотря на то, что в списках здание числится, как дом братьев Рысиных, более точное свидетельство указывает, что дом принадлежал только одному из двух братьев, Ивану. Оба брата были купцами и занимались торговлей ювелирными изделиями и церковной утварью. В информациях о купечестве середины XIX века эти фамилии не встречаются, в отличие от Лапшина, Воронина, Мешнина, поэтому можно предположить, что Рысины развернули свою деятельность в Царицыне на рубеже XIX-XX веков, и, судя по тому, что они смогли в итоге построить такое великолепное здание практически в центре города, дела у них шли весьма неплохо.

Автор проекта двухэтажного особняка так и не был установлен. Свой жилой дом братья Рысины поручили строить подрядной артели, которая застраивала жилой квартал между Александровской (проспект имени Ленина), Царицынской (улица Краснознаменская) и После Октябрьской революции в этом здании размещались различные учреждения и организации городской исполнительной власти. В годы Сталинградской битвы здание было частично разрушено, но чудом сохранились практически все столярные изделия, которые впоследствии были использованы при восстановлении здания под общественную организацию. В октябре 1950 года исполком Горсовета передал Место расположение:проспект им.В. И. Ленина, 2б

 

 


Архитектура жилого дома братьев Рысиных отражает важный этап архитектурно-строительной деятельности в дореволюционном Царицыне начала XX века.В результате реконструкции города, в 1950-х годах, изменилась планировка и застройка центральной части Сталинграда. Дом братьев Рысиных оказался внутри жилого квартала, застроенного по периметру девятиэтажными зданиями, и был закрыт для обозрения со стороны прилегающих улиц. С застройкой квартала вокруг Дома архитектора высокий цокольный этаж, на котором изначально возводилось здание, практически полностью ушел в насыпь, что несколько изменило общее восприятие строения.Наиболее выразителен северо-западный фасад, выходящий ранее красную линию Александровской улицы. Фасад раскреплен тремя ризалитами – угловыми и двумя центральными, возвышающимися над уровнем карниза аттиками. На окнах первого этажа имеются плоские перемычки, а на втором этаже окна завершаются полуциркульными и стрельчатыми перемычками.

Парадная лестница делит дом на две части – административную и представительную. Интерьеры богато украшены лепниной потолков и обрамлением дверных проемов.На примере данного дома можно отметить, что в царицынской архитектуре применялось несколько видов кирпичей. Во-первых, использовался рядовой кирпич, из которого клали стены, при этом у состоятельных людей зачастую на рядовой поверхности стены встречалась тычковая кладка. На такие стены уходило больше кирпича, они были значительно массивнее и толще, но при этом такая кладка была прочнее, чем верстовая, готическая и другие виды кладкиНесмотря на разнообразие материалов, основное богатство кирпичной кладки, которую мы видим на царицынских зданиях, создавалось руками мастеров непосредственно на строительной площадке. Иногда складывается впечатление, что роль мастера была более весомой, чем роль проектировщика, создававшего план здания и задававшего его основные параметры, но документальными свидетельствами этого предположения специалисты пока не обладают.

Над деталями архитектуры работали мастера-артельщики, при этом мнение заказчика работ не оставалось без внимания. Глядя на сегодняшний Дом архитектора, можно увидеть достаточно редкие детали – например, так называемая розетка над центральным балконом и достаточно хаотичное нагромождение элементов, которые в других случаях встречаются поодиночке.Существовали еще несколько типов кирпичей, которые привозили с кирпичных заводов. Например, из полукруглых кирпичей складывались колонны разного диаметра. Такая массивная колонна расположена на первом этаже дома, и более деликатные колонны расположены на втором этаже. Заводы выпускали еще несколько типов профилированных кирпичей, в частности, валики и полувалики, из которых каменщиками складывались межэтажные карнизы, пояски, какие можно увидеть между первым и вторым этажами и между цокольным и первым этажами здания

Особым колоритом местных умельцев была культура художественного металла, не привнесенная из других городов. Из скромного набора исходных материалов мастера создавали великолепные кружевные решетки. И несмотря на то, что это здание находилось буквально в центре Сталинградской битвы, после войны сохранилась не только его коробка, но и ряд элементов, в том числе художественный металл – выдающаяся по красоте балконная решетка на втором этаже и решетки на окнах цокольного этажа, некоторые из которых были повторены после войны. Сегодня можно уверенно назвать это строение одной из жемчужин архитектуры центра нашего города

 

 

 

Здание представляет несомненную архитектурную ценность и является объектом исследований ученых и студентов. Наши студенты выполняют практические работы по обмерной практике и на их основе делают чертежи фасада корпуса А, а также архитектурных деталей, окон, колонн и выступов здания. В начале работы наши студенты выполняли зарисовки фасада корпуса, а также архитектурных деталей и фрагментов фасада. Затем они выполняли кроки – зарисовки с указанием размеров. Третьим этапом стало выполнение подробных чертежей фасадов и архитектурных деталей. На основе чертежей и зарисовок была выполнена их компоновка на одном листе в единой композиции и цветовой схеме.

 

 

Список литературы

 

1. https://dom.v1.ru/text/culture/498036.html

2. https://www.34.ru/read/2013-04-24/volgograd-neturisticheskii-17763

 

HOUSE OF ARCHITECTORS

 

D. Shair, O. Khalaf, R. V. Kosolapov

First-year students

I. N. Vakulina,

senior teacher

Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering

Russia, Volgograd

 

 

Volgograd, Architecture of Tsaritsyn, house of architectors

 

 

This article is devoted to the topic history of the building of brothers Rysins, now owned by the House of architectors. The article describes the period from the beginning of the twentieth century to the present day. It also describes the organizations who owned this building at different times, and the fate of the building during the second world war.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: