ТВОРЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО И ИЛЬИ ИВАРИ.




В августе 2010 г. музыкальная Прага до отказа заполнила зал пражской филармонии Rudolfinum.
После многолетней паузы в чешской столице выступил один из самых знаменитых баритонов современности Дмитрий Хворостовский. В зале яблоку негде было упасть. Насладиться творчеством певца пришли супруги Елена и Тимур Дзасоховы, Ирена Гумилевская с супругом Алексеем и детьми и другие поклонники классической музыки.
«Дмитрий не слишком хорошо себя чувствует», — пролетел шепоток по рядам собравшейся перед началом концерта публики. Певец на самом деле слегка покашливал в промежутках между произведениями, но на самом исполнении его физическое состояние никак не отразилось.
Его голос обволакивал весь зал, взлетал на галёрку, осчастливливая собравшихся там студентов консерватории, обнимал весь зал и каждого по отдельности поклонника творчества знаменитого певца. Зал едва дышал во время исполнения произведений, а потом, задыхаясь от восторга, в едином порыве безумно аплодировал, отбивая ладони, и вновь в одночасье замолкал, наслаждаясь роскошным баритоном. Даже вездесущие мобильные телефоны – и те молчали. Впрочем, перезвон мобильного в такой ситуации был бы самым страшным faux pas, и гнев тысячи зрителей неизбежно ожидал бы наглеца.
Высокий подтянутый Дмитрий держался легко и раскованно, низко кланялся залу, встряхивая седой головой, как лев гривой, а потом легко поворачивался с поклоном к задней галёрке, которая замирала от благоговейного восторга и благодарности за внимание.
Отдельных слов заслуживает аккомпаниатор Дмитрия Ивари Илья. «Только с Ивари я понял, насколько интересен и велик труд аккомпаниатора-пианиста», — сказал о нём в одном из интервью Дмитрий. Ивари Илья, великолепный музыкант, который нередко выступает с сольными концертами в сопровождении лучших оркестров мира, на концерте растворился в таланте Дмитрия Хворостовского.
«Я впервые встречаю аккомпаниатора, талант которого ничуть не менее велик, чем талант певца, которого он сопровождает», — сказала после концерта Ирена Гумилевская, тонкий знаток классической музыки, которая смогла организовать гастроли оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова в Праге.

 

После концерта Дмитрий Хворостовский, несмотря на то, что явно был не в лучшей форме, дал эксклюзивное интервью шеф-редактору «Пражского телеграфа» Наталье Судленковой.

Во время концерта я пыталась охарактеризовать состояние зала, а потом нашла нужную фразу: «зал захлёбывался от восторга».
Это для Вас привычное состояние публики?

Д.Х. Вы знаете, сегодня у меня такое абсолютно непривычное состояние. Честно говоря, я совсем больной, мне сегодня совершенно не до пения.

Но это на Вашем исполнении никак не сказалось. Вообще сложилось такое впечатление, что Вы всю жизнь готовились к тому, чтобы сегодня спеть для этого зала. Это профессионализм берёт своё?

Ну а как же! Я ведь уже многие годы пою, а профессионализм нарабатывается даже не при самом большом желании. Просто надо много работать.

Вы можете петь всегда?

Нет, не всегда. Но иногда бывают такие дни, когда петь абсолютно не рекомендуется, как сегодня. Но я вот именно сегодня спел.

У Вас были какие-то особые поводы для этого?

Трудно сказать, можно ли назвать это особым поводом, но у меня очень хорошие воспоминания о Праге, и об этом зале тем более.

Вы здесь выступали?

Да. Если не ошибаюсь, впервые я здесь выступал, когда пел в опере «Евгений Онегин». Тогда у меня был ещё прежний аккомпаниатор Михаил Аркадьев. И у меня остались ностальгические воспоминания, как по поводу Праги, так и по поводу этого зала, этой публики, которая так живо реагирует на произведения.
А сегодня в зале сидела совершенно молодая аудитория, по-моему, студенты. И, тем не менее, всё это люди, ценящие и любящие классическую музыку, вокальную музыку, знающие репертуар. И такое внимание публики всегда вдохновляет. Могу откровенно сказать — если бы не такая публика в зале, я бы наверняка на половине концерта прервался.

В Вашем концерте прозвучали как русские романсы, так и арии из итальянских опер. Кто Вам составляет репертуар, когда Вы готовитесь к концерту? Вы сами принимаете решение, что именно исполнять?

Этот репертуар составлен вместе с Ивари Ильёй, с которым мы работаем на протяжении последних семи лет. Он советует включить в программу то или иное произведение, рекомендует, в какой манере его исполнять. А потом мы работаем, выбираем, отказываемся, ищем… В общем, нормальный музыкантский процесс.

У Вас потрясающая физическая форма. Обычно при словах «оперный певец» воображаешь себе человека гораздо больших габаритов. Наверное, авторитет Лучиано Паваротти берёт своё. Вам наверняка приходится немалые усилия прикладывать, чтобы держать себя в форме…

Не могу сказать, что я – малыш среди оперных певцов. Я, в принципе, достаточно большой для себя. Но спортом занимаюсь регулярно, что меня и поддерживает. Плаваю, бегаю, тяжести всякие таскаю.

Оперное пение и камерные концерты требуют разной манеры исполнения. Многие из певцов, в конце концов, останавливаются на одном жанре. У Вас не возникало такого желания?

В последнее время я очень часто пою в опере, именно в опере я расту и совершенствуюсь. С другой стороны, камерная музыка позволяет мне как бы отшлифовывать, то, что я нахожу в опере. Бывает и наоборот, когда то, что я делаю в опере, переношу и в концертный зал, на концертную площадку. Для меня это всё бесконечно интересно, меня это обогащает с разных сторон и позволяет чувствовать себя гораздо, скажем, оснащённее на обеих сценах.

У Вас, кроме оперы и камерной музыки, есть ещё и эстрада. Не мешает высокому искусству?

Я считаю, что являюсь носителем прежних классических традиций, которые зародились уже достаточно давно, в 19-м веке, когда оперные певцы живо интересовались камерной музыкой и иными жанрами. Моих жанров, в которых я могу выступать, в принципе уже не перечесть. Да, я не только классической музыкой занимаюсь. Но для меня переход в новые жанры – это способ доказать, прежде всего, самому себе, на что я ещё способен, кроме привычных амплуа. Каким-то людям это нравится, каким-то — нет, но, тем не менее, свои рамки я расширил и продолжаю расширять, удивлять самого себя и других.

Грехом было бы оставить без внимания аккомпаниатора Дмитрия Хворостовского Ивари Илью. С ним Дмитрий достиг новых вершин в своём творчестве, его талант заиграл новыми красками. Ивари Илья, который старательно держался в тени, после окончания концерта, тем не менее, любезно согласился ответить на вопросы Натальи Судленковой.

ИЛЬЯ ИВАРИ:

Чем Вы руководствуетесь, когда составляете программу концертов Дмитрия Хворостовского?

Я бы не сказал, что составляю программу. Скорее, делаю какие-то предложения по поводу программы. Очень многое выбрасывается, потому что нужно всегда, в первую очередь, выяснить, что именно подходит исполнителю, в чём его природа выражается лучше всего. В итоге мы вместе составляем программу.

В чём, с Вашей точки зрения, самая сильная сторона Дмитрия? Что позволило ему стать певцом мирового уровня?

В первую очередь, талант. Потом – работоспособность, но это тоже часть таланта. Его талант – это Божий дар.

Он много работает?

Очень много. Он очень серьёзно относится к своей профессии.

А в чём это выражается?

Ежедневно во всём. В том, как он живёт, как поддерживает свою физическую и психологическую форму, как он занимается собой, своим голосом, как разучивает новые произведения. Ведь камерная музыка — это очень маленькая часть его творчества. У него очень много и оперных спектаклей, и программ с различными оркестрами… И все эти произведения он разучивает наизусть. Это великий исполнитель.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: