Прочитайте текст и выполните задания С1-С6.




СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛТЬТУРЫ

ВАРИАНТ 1

Часть 1

А1 Кдуховной сфере жизни общества относится

1) премьера драматического спектакля 2) производство компьютерной техники

3) деятельность профсоюзов 4) разделение общества на классы

А2 Слово «культура» в переводе с латинского означает

1) ведение домашнего хозяйства 2) взаимодействие людей

3) возделывание почвы 4) искусство управления государством

А3 Что не относится к видам искусства?

1) музыка 2) живопись

3) литература 4) искусствоведение

А4 Наука, предметом изучения которой является мораль, называется

1) этикой 2) эстетикой

3) историей 4) педагогикой

А5 Какие понятия относятся к категориям нравственности?

1) комфорт и удобства 2) честность и справедливость

3) образ жизни и поведение 4) диалог и конфликт

А6 Что является отличительным признаком морали?

1) изучение происхождения и исторического развития нравственно-сти

2) обращение к сверхъестественным силам

3) оценивание человеческих поступков с точки зрения добра и спра-ведливости 4) регулирование поведения человека в обществе

А7 Верныли следующие суждения о морали?

А. Мораль опирается на представления людей о прекрасном и безобразном.

Б. Человек осваивает моральные нормы в процессе воспитания.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А8 Какая наука относится к гуманитарным?

1) география 2) геология

3) философия 4) биология

А9 Особенность науки проявляется в том, что она

1) использует язык формул, символов 2) воздействует на эмоциональную сферу

3} отражает мир в художественных образах 4) оценивает поступки людей.

А10 Верны ли следующие суждения о науке?

А. Исторически наука возникла одновременно с искусством.

Б. Цель науки - передача знаний новым поколениям.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А11 Какую функцию науки характеризует пример открытия Исааком Ньютоном закона всемирного тяготения?

1) мировоззренческую 2) социальную

3) познавательную 4) образовательную

А12 Процесс приобретения человеком знаний о мире и приобщения к ценностям культуры называется 1) образованием 2) воспитанием

3) социализацией 4) наукой

А13 Родители решили сами обучать своего ребенка. Данная форма обучения называется

1)экстернат

2) семейное обучение

3) обучение на дому

4) дистанционное обучение

А14 С получением высшего образования связана такая профессия, как

1) стюардесса 2) инженер

3) токарь 4) автомеханик

А15 Виктор К. учится в 9 классе экономического лицея и готовится к государственной итоговой аттестации (ГИА). На какой ступени образо-вания находится Виктор К.?

1) общее основное образование

2) среднее (полное) общее образование

3) дополнительное образование

4) начальное профессиональное образование

А16 Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатное основное об-щее образование.

Б. Конституция РФ предусматривает возможность получения бес-платного высшего образования на конкурсной основе.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А17 Что является отличительным признаком религии?

1) регулирование поведения людей

2) вера в сверхъестественные силы

3) стремление объединить общество

4) объединение нравственного опыта поколений

А18 Суждение «Относитесь к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе»,относится к

1) науке 2) морали

3) житейскому опыту 4) религии

А19 К мировым религиям относятся

1) христианство, ислам, индуизм

2) буддизм, ислам, индуизм

3) христианство, ислам, буддизм

4) конфуцианство, язычество, ислам

А20 Право человека самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, называется

1) свободой совести 2) свободой слова

3) свободой вероисповедания 4) свободой мысли

Часть 2

В1 Сравните образование и науку. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт отличия.

1) приобщает человека к культурным ценностям

2) связано(-а) с техническим прогрессом

3) является подсистемой духовной сферы общества

4) открывает объективные законы развития мира

В2 Установите соответствие между формами культуры и примерами их проявления: к каждому элементу, данному в первой колонке, подберите элемент из второй колонки.

В3 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и моральным принципам. (В)Понятия «мораль» и «нравственность» многиемыслители отождествляют. (В)Однако, в ходе развития истории и науки данные понятия стали приобретать различные смысловые оттенки.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты;

2) выражают мнение.

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Социологической службой страны С. был проведен опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Как Вы считаете, что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодежи?. Результаты опроса представлены в виде таблицы.

В4 Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наибольший процент опрошенных в 2008 году считает, что именно друзья оказывают влияние на формирование жизненного опыта молодежи.

2) Увеличилось количество людей, которые уверены в том, что роль общения в формировании жизненного опыта молодежи по-прежнему велика.

3) Десятая часть опрошенных в 2010 году не имела собственного мнения по поставленной проблеме.

4) Примерно половина опрошенных в 2010 году считает, что жизненный опыт формируют семья и школа.

5) В два раза увеличилось количество людей, считающих Интернет основой формирования опыта молодежи.

В5 Результаты опроса были опубликованы и прокомментированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

1) В обществе преобладает мнение, что основы жизненного опыта закладываются в семье и школе.

2) Число опрошенных, которые считают, что роль школы является определяющей в формировании жизненного опыта, возросло.

3) Молодежь считает, что освоение социальной среды и приобретение жизненного опыта происходит посредством Интернет-общения.

4) Влияние радио и телевидения на формирование жизненного опыта молодежи является достаточно устойчивым.

5) Большинство граждан считают, что школа должна давать молодежи прочные знания для поступления в вуз.

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1-С6.

Семья занимает наиболее важное место в деле определения поведения человека и исторических судеб народа... Потому что институт семьи представляет ту первую группу, куда сразу после рождения попадает индивид. Семья - это первая мастерская, куда он попадает для н переделки»... Изгладить «письмена», вписываемые семьей в чистую книгу - родившегося человека, трудно, почти невозможно. Они будут давать себя знать в течение всей жизни человека, хотя бы он сам и не сознавал этого. Сказанное имеет тем большее значение, что человек находится почти исключительно в среде семьи не день и не два, а первые три-пять лет своей жизни... Да и последующие годы он продолжает быть под непосредственным влиянием семейной группы. Пожизненность и неизгладимость первых черт, формируемых у ребенка семьей, следуют прямо из того, что нашим родным языком становится тот, который является языком семьи,наша религия определяется, как правило, ею же, наши вкусы, материально-правовые понятия и убеждения прививает семья; то же может быть сказано о нашей одежде, манерах, вплоть до нашей профессии и социального положения...

Влияние семьи - первичное, влияние других общественных институтов (школа, церковь, государство) - вторичное...

Поэтому каждый из нас в большей мере таков, каковым нас сделала семья. Ей принадлежит заслуга во многих наших достоинствах, ее же виной являются и наши недостатки.

Но этого мало. От характера семейного института в сильной степени зависит не только поведение, качество и жизненная судьба отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни и историческая судьба целого общества.

(П.А. Сорокин)

С1 Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.

С2 Какие характерные черты личности, формирующиеся в семье, названы в тексте? Укажите четыре черты.

С3 На что, по мнению автора, влияет семья как институт социальной среды? Укажите три направления этого влияния.

С4 Приведите три примера влияния семьи на формирование качеств личности ребенка. Укажите вначале качество, а затем приведите пример.

С5 Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на семейно-брачные отношения. С опорой на обществоведческие знания укажите два исторических типа семьи. Напишите по два признака, характеризующие каждый тип семьи.

С6 Автор считает, что влияние семьи на формирование личности ребенка является первичным, а влияние других общественных институтов, таких, как школа, церковь, государство, - вторичным. Согласны ли вы с точкой зрения автора? Приведите два пояснения своей позиции. Приведите один пример.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: