Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»




Отечественная литература

Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста.

Чацкий в комедии «Горе от ума» противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский герой:

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науке он вперит ум, алчущий познаний,

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим «высоким и прекрасным».

Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимость личности. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных он противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного поклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими, служение делу, а не лицам во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы главного героя комедии. Он страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова.

В этом и заключается смысл духовной драмы Чацкого. Он терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей борьбы за преобразование действительности.

Как уже говорилось, Чацкий был подлинным представителем века Просвещения. Причины уродливости жизни он и видел в неразумности общества. Герой верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Но жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, разбив не только общественные, но и личные надежды Чацкого.

Но ведь горе от своего ума испытывает не только Чацкий, но и весь фамусовский мир. Ведь главный герой чувствовал себя человеком «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким. И, несмотря на свое «горе», чацкие наносят страшный удар по миру фамусовых, молчалиных и скалозубов. Спокойное и беспечное существование этого общества кончилось: его философию жизни осудили и против него восстали. И если чацкие пока слабы в своей борьбе, то фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Итак, центральной проблемой и важнейшим идейным спором комедии является противоречивое отношение героев к «уму».

Горе от ума – это ситуация, когда человек живет, руководствуясь усвоенной системой стереотипов. Чацкий в этом смысле ничем не отличается от других. Его трагедия в избытке энтузиазма при недостаточном осмыслении своих реальных целей.

Автор, таким образом, на примере главного героя утверждает, что «горя от ума» не будет, когда в человеке соединится зрелость, глубина проникновения в суть вещей и разумность во всех отношениях

Тема урока «Образ Чацкого. Проблема ума и безумия ».

Вступительное слово учителя.
«Горе от ума»- одно из самых загадочных произведений русской литературы, произведение парадоксальное.
Парадоксы его судьбы начались до его официального «рождения»: комедия разошлась в списках и была выучена наизусть читающей Россией до ее публикации. Успех потрясающий: «Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (Из письма Грибоедова Бегичеву). В последующие годы страна пережила чуть ли не эпидемию пьес «Горе от ума-2», в которых «вычислялась» дальнейшая судьба ее героев.
Парадокс заключался и в жанровом своеобразии: комедия, помимо воли автора, стала восприниматься как трагикомедия, герои которой получают «миллион терзаний».
Парадоксально и то, что «Горе от ума»- эпизод из жизни самого Грибоедова (его возвращение в Москву, когда на одном из балов за смелые речи он был объявлен сумасшедшим), и сам автор в какой- то мере прототип Чацкого.
Наконец, парадокс заключен в самом названии «Горе от ума». Гельвеций, французский философ - материалист 18 века, писал: «Ум подготавливает счастье…». Но в комедии Грибоедова то, что должно подготавливать счастье, приносит только горе. Возникает вопрос: почему? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока. (Значение слова «парадокс». Парадокс - это суждение, противоречащее здравому смыслу)

* Запись в тетрадь темы урока и осмысление.
Задание учащимся.
• Подчеркните ключевые слова темы («ум», «безумие»). С чем ассоциируются у вас эти слова? («ум»- мудрость, образование, человек, успех и т.д.; «безумие» - хаос, глупость, мрак, болезнь и т.д.)
• Какие проблемные вопросы, связанные с данной темой, возникли у вас, когда вы читали комедию? Сформулируйте на основе этих вопросов (вопроса) цель урока (цель индивидуальна), запишите ее в тетрадь.

* Выберите эпиграф из предложенных вам вариантов и обоснуйте собственный выбор. (Как данный эпиграф связан с темой урока?).

Высказывания выдающихся людей. (Возможные варианты эпиграфа)

• В наш век слепцам безумцы вожаки. (Шекспир)
• Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы, а сам дает ей направлений. (И. Лажечников)
• В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности. (В. Белинский)
• Умный любит учиться, а дурак учить. (А. Чехов)
• Вера в то, что глупцы не думают, - самая опасная форма оптимизма. (Данил Рудый)
• От ума до рассудка гораздо дальше, чем полагают. (Наполеон)
• Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)
• Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций)

* Давайте вспомним.
• Идея о сумасшествии Чацкого рождается на балу в доме Фамусова. Этот бал имеет мифологические истоки и очень похож на пир чудовищ в балладе Жуковского «Светлана», в романе Пушкина «Евгений Онегин». Здесь ложь, фальшь, лица- маски, зловеще- гротескные портреты. (Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие- то уроды с того света!»- говорит графиня- внучка) Герой на таком балу ощущает себя словно во сне, чувствует, что сходит с ума. («Не впрямь ли я сошел с ума?»)
Важным мотивом бала является мотив сплетни, молвы. Рождение сплетни о сумасшествии Чацкого является закономерным, потому что в фамусовском обществе важен не человек, а степень его нужности, прогрессивные идеи Чацкого чужды фамусовым, молчалиным, скалозубам. Для них признать ум Чацкого означает признать безнравственность собственной жизни, а сумасшедшего можно не воспринимать и даже пожалеть. И поэтому объявление Чацкого безумным - хороший выход из сложившейся ситуации (прочитайте стр.143-147 учебника). Все точки над и будут расставлены в финальном монологе Чацкого:
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день побыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.

Зачем Чацкому «метать бисер перед свиньями»? Зачем? Но разве речь Сократа перед судом присяжных не была тем же бисером? А речь Гуса перед Собором? А разве Галилей не повторил той же ошибки? Конечно, Чацкий не так велик, чтобы заслужить крест или костер, но и не настолько ничтожен, чтобы не поставить свою голову под камень и свой ум под кличку безумия» (В. Чаговец).
В мировой литературе есть герои- чудаки, безумцы: Гамлет, Дон Кихот, князь Мышкин - это «высокое безумие», к их числу относится и Чацкий.

Новаторство драматурга проявилось в смелом отказе от «свадебного венца» или гибели героя - финал в отсутствии финала. Куда уезжает Чацкий? В деревню, как Онегин? На Кавказ, как Печорин? А, может, как уверял Салтыков- Щедрин, пойдет - таки к венцу с Софьей, «дабы затем встать во главе Департамента УМОПОМРАЧЕНИЙ, заменившего Департамент просвещения?

*Творческая работа, включающая личный опыт учащихся.
Проблема ума и безумия - одна из ключевых проблем комедии Грибоедова «Горе от ума». Непримиримость взглядов Чацкого с фамусовским обществом ставит его в трагическую ситуацию, но предлог «от» в названии внес еще и дополнительный оттенок иронии, углубившей идею комедии.
«Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» - спрашивали в Одессе.
«Если ты такой умный, покажи свои деньги», - предлагают в Америке.
«Если ты такой умный, почему несчастлив?»- возникает вопрос после прочтения комедии.
Поразмышляйте над последним вопросом и напишите эссе (размышление в свободной форме).
Воспроизведение прочитанного.

* Итог урока.
Философская мысль комедии концентрируется в ее заглавии «Горе от ума»- в ней отражено противоречие, обнаруженное эпохой кризиса просветительских идей. Для «просветительской» философии понятия «ум» и «счастье» синонимичны, так как «овладение истиной и предопределяет счастье как отдельного человека, так и общества в целом». «Ум подготавливает счастье, которое добродетель завершает», - писал Гельвеций.
Во времена Грибоедова наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Этот парадокс положен Грибоедовым в основу комедии. То, что должно приносить счастье, приносит горе, «мильон терзаний».

Домашнее задание.
• Сочинение «Письмо Чацкому из 21 века». Задача: в эпистолярном жанре выразить свое отношение к главному герою комедии. Включить выражения: мне импонирует в Вас…, я восхищаюсь…, удивительно то, что…; хочу поделиться…, хочу поспорить с Вами…, мне не совсем понятно…и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: