Психологическое воздействие, влияние – это процесс уподобления поведения одного человека другому, который выступает для последнего в качестве примера.
Социальное влияние находит своё выражение через 3 феномена.
Конформизм – подверженность человека групповому давлению. Способность изменять воё мнение в зависимости от изменения мнений группы.
Самоопределение – наличие собственного мнения и собственной программы поведения. Выбор пути в жизни. Обратная сторона конформизма.
Внушение – это бессознательное уподобление поведению большинства группы. Ссылка на авторитет.
Подчинение авторитету – это сознательное уподобление своего поведения человеку с более высоким социальным статусом.
+ психология управления
1) Объект, предмет и основные категории психологии управления.
2) Управленческие функции.
3) Уровни управления.
Психология управления – это раздел психологии, изучающий психологические особенности управленческой деятельности.
Объект – люди и организации. Предмет – психологические особенности управленческой деятельности. Особенности личности и деятельности руководителя, управленческие отношения в системе руководитель-подчинённый и подчинённый-подчинённый.
Управление. Анри Файоль - это система скоординированных мероприятий, позволяющих достичь цель организации.
Руководитель или менеджер – субъект управления, осуществляющий управленческие функции. Контроль и координация деятельности подчинённых.
Организация – это совокупность 2-х и более людей координирующих свою деятельность с целью реализовать некие задачи.
Управленческая деятельность – это вид совместной деятельности, который позволяет руководителю координировать и контролировать деятельность подчинённых.
Объект управления – отдельные индивиды и группы в организации.
4 функции:
Планирование, организация, мотивация и регулирование, контроль.
Планирование – это функция управления, которая предполагает анализ прошлого опыта организации, рассмотрение настоящего состояния, осуществление прогнозов будущего.
Организация – управленческая функция, которая предполагает рассмотрение целей деятельности, определение ресурсов материальных и социальных, программу реализации.
Мотивация и регулирование.
Мотивация – создание внутренних стимулов к труду.
Регулирование – создание внешних стимулов к труду.
Внутренние стимулы – личностный рост сотрудников, безопасность сотрудников, удовлетворённость трудом.
Внешние регуляторы – заработная плата, премии, отпуск. Угроза увольнения.
Контроль – функция управления, которая предполагает соотнесение результатов деятельности с идеальной моделью (план).
3 вида контроля.
Упреждающий, текущий, результирующий.
1 уровень – институциональный. Разработка стратегий и планов организации. Руководители высшего звена (10% от всех членов организации).
2 уровень – управленческий. Координация деятельности технического уровня управления, доставка информации высшему уровню (30-40%).
3 уровень – технический уровень управления. Выполнение производственной деятельности. Управленцы низшего звена. Начальник цеха, мастера (50%).
9. педагогика в системе наук и человека, психология семьи
1. Объект, предмет, основные категории.
2. Воспитание.
3. Обучение.
4. Образование.
В1. Педагогика (детоводитель) – наука о развитии, воспитании, обучении и образовании подрастающих поколений и взрослых людей.
Объект – человек.
Субъект – объективные отношения. Человек подвергается воздействию других людей.
Предмет – развитие, воспитание, обучение и образование (основные категории).
Функции:
- диагностическая (узнать актуальное состояние, ЗУИ человека)
- воспитательно-образовательная (формирование личности, развитие понятийного аппарата)
- корректирующая
- конструирующая (создание личности по модели)
- воздействующая (социальное воздействие)
В2. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.
Структура процесса воспитания:
1). Воспитанность – наличие каких-либо определенных качеств личности у объекта воспитания
2). Воспитуемость – способность воспитываться.
3). Самовоспитание – способность формировать у себя определенные качества личности.
Основная цель воспитания – формирование гармонически развитой личности
Развитие – процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов. (внеш: социум, деятельность, внутр: психические св-ва личности (темперамент, характер), направленность)
Виды воспитания:
- физическое
- трудовое
- интеллектуальное
- нравственно-этическое
- эстетическое
- духовное
Подходы к воспитанию:
- деятельностный
- личностный (учет индивидуальных особенностей)
- развивающий (изначально личность развита, мы должны обеспечить благоприятные условия для ее формирования)
Основные методы (механизмы) воспитания (от лучшего к худшему):
1). Метод личного примера
2). Метод убеждения
3). Метод поощрения (положительное подкрепление поведения, не за деньги)
4). Метод наказания (при помощи аверсивных, т.е болевых стимулов)
В3. Обучение – двусторонний процесс передачи и усвоения ЗУН(знаний, умений и навыков).
Структура обучения:
- преподавание (передача ЗУН)
- усвоение (познавательная активность по усвоению ЗУН)
Цель обучения – сформировать систему ЗУН личности.
Подходы к обучению:
- развивающее обучение
- дифференцированное обучение (дифф-я по способностям: лингвистич, гуманит, математич)
- модульное обучение (делится на блоки)
- программированное обучение (деление заданий по уровню сложности)
- педагогика сотрудничества
Методы обучения:
- наглядно-иллюстативные
- частично-поисковые
- проблемные
Формы обучения: лекции (знания), семинары (умения), практические занятия (навыки).
В4. Образование – процесс и результат усвоения системы ЗУНов на основе заранее заданных принципов и задач.
Виды:
- дошкольное
- средн. баз.
- средн. спец.
- средн технич.
- высшее
- постдипломное
ПРИНЦИПЫОБРАЗОВАНИЯ даз нот экзист
Подходы к образованию:
- знаниевый
- культурный
- технический
- гуманистический
- децентрический
- педагогоцентрический
1. Семья: структура, виды, функции.
2. Жизненный цикл семьи.
3. Ошибки семейного воспитания.
4. Типы семейного воспитания.
В1. Функции:
- репродуктивная
- воспитательно-образовательная
- хозяйственно-бытовая
- досуговая
- сексуальная
- допсихотерапевтическая
Виды семей:
- гармоническая, психол-здоровая семья
- дисгармоническая
Типы семей(по составу родствнников):
- простая/расширенная
- полная/неполная
(по типу отношенй):
- семьи, уважающие детей
- отзывчивые (есть дистанция)
- материально-ориентированные
- враждебные
- антисоциальные
В2. Семейный цикл
С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства:
- предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца
- репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей
- социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией)
- прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей
В3. Направления семейного воспитания:
- физическое
- интеллектуальное
- нравственное
- эстетическое
- трудовое
Ошибки семейного воспитания:
- гиперопека
- безнадзорность/бесконтрольность
- воспитание по типу «золуки» (атмосфера безразличия и холодности)
- «жесткое» воспитание
- физическое наказание
- ложный авторитет родителей:
а) подавления
б) тщеславия
в) педантизма
г) морализирования
д) сентиментальности
е) добродушия
ж) панибратства
з) подкупа