Общие результаты мониторинга развития мыслительных процессов и формирование информационной компетентности на основе применения интеллект –карт.




Подготовила: воспитатель МБДОУ

«Атемарский детский сад № 1 «Теремок»

Фадеева Е.В.

Год

Актуальность и перспективность опыта. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. В системе дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к ним относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: расширенное обновление дошкольных образовательных программ и реализация федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС).

Отличительной особенностью ФГОС являются изменения организации учебной деятельности обучающихся, где возрастает доля их самостоятельности под управлением воспитателем.

Воспитатель выступает в роли организатора, источника информации, консультантом и помощником, воспитанники при этом займут позицию ответственного и творческого индивида, что направляет на получение познавательного опыта.

Проблема интеллектуального развития и воспитания детей является одной из самых актуальных проблем педагогики XXI века, века информационных технологий, так как она учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности.

Значение для совершенствования учебно – воспитательного процесса. Образовательное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования интеллект – карт, данная технология соответствует современным тенденциям развития образования.

Условие формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения и становления опыта. Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.

Составление интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи:

· развитие быстрого восприятия и запоминания

· повышение мотивации

· грамотное планирование решения задачи

· формирует упорядочение мыслей

· рост достижение успеха

· экономия времени

Решая данные задачи мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний.

Теоретическая база опыта. Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно:

повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе;

· развить коммуникативные и творческие способности в процессе их учебно-познавательной деятельности;

· скорректировать знания;

· активизировать самостоятельную деятельность воспитанников.

· выявить причины затруднений

· изучить личность

Преимущества метода интеллект-карт:

Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.

Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается.

Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.

Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.

Интеллект - карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации решения творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Последовательность использования элементов данной технологии заключается в трех основных принципах:

«Принимай» – сначала необходимо изучить все стороны интеллект - карт, правила и по их созданию, проанализировать объект с целью выделения их связи, рассуждений и следствия.

«Применяй» – начни применять их, составь как можно больше интеллект- карт в разных областях: обучение, запоминание, презентации, мозговой штурм, принятие решений.

«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, адаптируй под себя, выбери свой стиль и совершенствуй свои умения и навыки

Интеллект - карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: группой, командой, семьёй и по разным тема и поводам. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые нюансы в информации

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Целесообразность выбора применяемой технологии заключается в том, что заинтересовавшись проблемой использования метода интеллект –карт на занятиях с дошкольниками, я задумалась, как сделать данный метод достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания. Но прежде детей нужно познакомить с правилами составления интеллект – карт. Интеллект-карта должна соответствовать определенным требованиям, иначе она будет похожа на текст с картинками и слегка структурированным.

Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:

1. Интеллект - карты удобнее создавать на бумаге формата А4 (не большой, не маленький).

• Располагают лист горизонтально, лучше использовать белую бумагу.

• От центрального образа рисуем "отростки" первого уровня которые и будут раскрывать главную идею.

• Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.

• Наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви должны быть изогнутыми, похожими на ветви дерева.

2. Слова использовать лучше одно на каждую линию. Это расширяет возможности ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбираются так чтоб увидев их можно вспомнить всю картину целиком. Буквы лучше использовать печатные: так их проще читать, а трехмерные привлекают внимание.

3. Линии смысловых и логических связей изображаются в виде ветвей: чем ближе линия к центральному образу - тем она толще. Длина линии равна длине слова или размеру картинки. За счет стрелок показываем значимость, последовательность и связи одного блока информации с другой, а также указываем взаимосвязи

4. Стиль карты необходимо вырабатывать свой собственный. Они могут быть нестандартными и с юмором. Главное чтоб интеллект- карта нравилась самому автору.

5. Использовать картинки везде, где только можно, динамичные и трехмерные картинки- лучше запоминаются. Общепринятые или собственные символы привлекают внимание, говорящие картинки вызывают эмоции и лучше запоминается. Главная же идея должна быть объемной и содержать не более 3 цветов

6. Применение кодирования: используют для выделения информации, рисуют красным или зеленым, использовать можно как общепринятые, так и придумывать свои.

7. Структура интеллект - карты может быть

8. Разнообразие интеллект - карты предполагает использование различных по виду картинок, размеры шрифта, цвета, линий, потому что однообразие неинтересно и не привлекает внимание

9. Использовать разнообразные цвета и текстовыделитель.

Следуя данным правилам построения интеллект – карт мы можем добиться решения поставленных задач и идем к получению ожидаемых результатов.

Например, надо дать детям знания по теме «Фрукты». Сначала спрашиваем, а что он сам об этом думает, приглашаем его порассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответ. А если ребенок не задает вопроса, но надо дать ему определенные знания? Тогда задаем вопрос сами, ставим в ситуацию, когда ребенку приходится повторять исторический путь познания и преобразования вещества или предмета, или объекта. Составление интеллект – карты. начинаем с того, что в центре располагаем центральный образ, в нашем случае это изображение корзины Дальше задаем вопрос «Какие ассоциация у Вас вызывает слово фрукты?» От центрального образа рисуем "отростки" первого уровня которые и будут раскрывать главную идею. Главное выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даем, так как это закрепощает. После детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями. В заключение наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви могут быть изогнутыми, похожими на ветви дерева. Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания добываются самостоятельно. Каждое занятие с детьми -, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? С чем можно сравнить? – все это и есть работа с элементами интеллект - карты.

Анализ результативности. Без развития мыслительных процессов невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок мыслит, тем он больше интеллектуально развит.

Опыт проведения занятий с использованием интеллект – карт показал, что они помогают развитию детей в достижению результатов соответствующих данной технологии.

1. Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

2. Формируют умения и навыки, которые связанны с восприятием, переработкой и обменом поступающей информации.

3. В процессе продуктивной деятельности воспитанники становятся более уверенными в своих силах и способностях, а так же чаще проявляют творчество и ассоциативное мышление.

4. Улучшилась результативность их познавательной деятельности.

Использование в работе с детьми метод интеллект – карт эффективно сказывается на повышении познавательной активности дошкольников, на достижениях детей в различных видах деятельности. Мои воспитанники являются участниками и призерами всероссийских конкурсов: открытого межрегионального турнира способностей «Росток», «Любознайка», творческих конкурсов «Развитум», «Ангел вдохновения».

Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Применение метода интеллект –карт учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни. Я отдаю предпочтение в работе по данной технологии разделив детей на две группы: экспериментальная и контрольная.

Общие результаты мониторинга развития мыслительных процессов и формирование информационной компетентности на основе применения интеллект –карт.

 

Направления   Возрастная группа Развитие быстрого восприятия Повышение мотивации Грамотное планирование решения задач Формирование упорядочности мыслей Рост достижения успехов
В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н
Контрольная группа                              
%                              
Экспериментальная группа                              
%                              

Количество детей:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: