Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.




ВОПРОС.

Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

1.Отвержение.

Период возникновения: младенчество.

Отвержение-снижение количества телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом.

Последствия: у ребенка возникает состояние постоянного психологического дискомфорта, что ведет к нарушению ритма сна и бодрствования, формированию эмоциональной неустойчивости, беспокойному поведению. Пытаясь снизить уровень психологического дискомфорта, ребенок раскачивается всем телом, может прибегать к онанизму. Он плохо чувствует границы своего «Я», поэтому становится либо малоизбирательным («липнет ко всем»), либо пытается от них отказаться. Плохо чувствует границы чужого пространства. Может страдать энурезом, различного рода аллергиями, недостаточная концентрация внимания, неусидчивость. Формируется ощущение собственной неуспешности, внешней опасности, страха и обиды, склонность к переживанию постоянного дискомфорта.

Может проявляться задержка интеллектуального развития, ребенок начинает поздно говорить, неправильно произносит звуки и слова. Формируется образ себя как беспомощного маленького неудачника: «У меня все равно ничего не получится», «меня нельзя любить». Поэтому он и не пытается справиться там, где смог бы.

На эмоциональном уровне ребенок испытывает различные расстройства привязанности (боится вступать с другими в близкие эмоциональные отношения, боится доверять, боится боли утраты, использует агрессивную защиту). Плохо понимает значение мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Стремится ни в чем никогда не признаваться, даже в очевидном.

2.Госпитализм.

Период возникновения: младенчество.

Госпитализм – глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная «дефицитом» общения со взрослым в первый год жизни ребенка.

Причины возникновения: помещение в дом ребенка, малоэмоциональные, «холодные» матери.

Признаки госпитализма:

• Запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы);

• Резкое отставание в речевом развитии;

• Эмоциональная обедненность;

• Склонность к навязчивым движениям;

В более старшем возрасте:

• Отсутствие волевых проявлений;

• Пассивность;

• Безличное отношение к взрослым.

 

3.Депривация.

Период возникновения: младенчество.

Депривация - психическое состояние, возникающее в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.

Виды депривации:

1. сенсорная (недостаточная стимуляция органов чувств, впечатлений);

2. двигательная (недостаток движений)

3. материнская (некомфортные отношения с матерью, дефицит внимания, заботы, любви);

4. социальная (неудовлетворенность в общении).

Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок из благополучной семьи признает свою идентичность или принадлежность семье, роду. Подражает одобряемые обществом модели поведения, выполняет положительные социальные роли.

Депривированный ребенок с трудом осознает свою идентичность. Не имеет положительной модели выстраивания отношений в семье и коллективе. Выполняют роли, которые не позволяют успешно социализироваться: «агрессор», «негативный лидер» и т.д.

Последствия:

• расстройства эмоционально-волевой сферы;

• неравномерность отставания интеллектуального развития с преимущественным нарушением развития речи;

• депрессия;

• недостаточность развития высших эмоций (чувства жалости, сочувствия, способности осознавать свою вину)

• сложность в общении с окружающими;

• низкая работоспособность, расстройство внимания, памяти

Особенности детей воспитывающихся вне семьи:

• низкая самооценка.

• Непринятие себя.

• Не сформированы устойчивые эмоциональные связи.

• Агрессивность.

• Недоверие.

Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.

такое адаптация?

-Привыкание к изменившимся условиям жизни. Очень много зависит от возраста ребенка: чем старше ребенок, тем серьезнее может протекать этот процесс. Реакция может быть различной: кто-то будет находиться в приподнятом настроении, а кто-то, испуганно, будет прижиматься к взрослому.

2. Стадии адаптации:

1) "Медовый месяц" – ребенок почти беспрекословно выполняет все правила. В семье царит мир и согласие. Ребенок испытывает и радость и тревогу одновременно, может сразу же начать называть приемных родителей папой и мамой.

2) "Регрессия" – это возврат в прошлое. Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирки. Ребенок пытается понять, что нравится и что не нравится его родителям, при этом он прибегает к тем методам, которые использовал ранее. На этой стадии у детей встречаются такие симптомы: чувство беспомощности или зависимости; необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги; признаки депрессии; возврат энуреза или вредных привычек; повышенная капризность; частая смена настроения; повышенная агрессивность.

3) "Привыкание" – это медленное восстановление. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать с родителями свои проблемы и трудности. Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Приемные дети не отличаются от детей из кровной семьи. Если же родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения, то усугубляются прежние недостатки личности, в виде защитных механизмов от неблагоприятных внешних воздействий.

Мини-лекция «Факты и легенды о поведении приемных детей»

Поведенческие проблемы приемных детей – это часто обсуждаемая тема среди родителей. Они пугаются «необъяснимого» поведения ребенка. Многие из них приходят в замешательство, а кому-то приходит мысль об опрометчивости своего решения стать приемными родителями. Чаще всего родители жалуются на агрессивное поведение («ломает вещи, спорит, дерется, угрожает»).

 

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы.

Виды девиантного поведения:

1) Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевает наличие скрытой или явной психопатологии.

2) Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Незначительные проступки – это правонарушения, а серьезные – преступления, наказываются в уголовном порядке

 

Делинквентное поведение – это, когда поведение ребенка выходит за рамки общественных норм, вступая в конфликт с законом. Жалобы: «никогда не извиняется и ни чувствует себя виноватым», «лжет, крадет из дома вещи»,. Проблемы с поведением в социальном окружении, что проявляется в таких жалобах: «ведет себя как маленький», «неуклюж», «его все время дразнят», «зависим». Отказ от общения, который проявляется в том, что ребенок часто хмурый и угрюмый, старается уединиться, бывает замкнутым, молчит, проявляет страхи, тревожность.

Такое поведение отмечается в период от полугода до полутора лет жизни ребенка в замещающей семье. Причем в это время проявляется такой феномен: в семьях, где приемные дети чувствуют себя принятыми могут воровать к.л.вещи у родных, в семьях, где имеет место определенная холодность в отношениях, воруют у учителей в школе, воспитателей или сверстников. Исследования показали, что таким образом дети, оставшиеся без родительской опеки, пытаются установить отношения привязанности с приемными родителями. Как бы проверяя их на безусловность принятия. В этот период главное не впадать в панику. Нужно набраться терпения и помочь ребенку ощутить себя принятым и любимым. Тем более, что через полтора-два года жизни в замещающей семье частота такого поведения значительно снижается. И в целом отношения в семье начинают стабилизироваться и улучшаться именно через этот промежуток времени.

Чтобы этот период прошел более благоприятно, важно соблюдать следующие рекомендации:

• Кандидаты в замещающие родители должны проходить специальную подготовку, где их познакомят с психологическими особенностями детей-сирот и этапами адаптации в приемной семье.

• Со стороны органов опеки и службы сопровождения необходимо вести постоянное наблюдение, мониторинг, особенно в первый год замещающей опеки, а так же постоянно оказывать консультативную помощь.

• Сами замещающие родители должны иметь возможность и активно обращаться за помощью (социальной, юридической, психологической, педагогической) к различным специалистам.

• В отношениях с приемными детьми родителям важно помнить о том, что требования, которые они предъявляют, должны соответствовать возрасту и особенностям индивидуального развития каждого, а также не торопиться объяснять все промахи и неудачи нежеланием меняться, неблагодарностью и «плохой» наследственностью.

Формы девиантного поведения:

• Пьянство- это неумеренное употребление алкоголя, которое угрожает здоровью личности. Приводит к противоправному поведении.

• Алкоголизм – заболевание, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя.

Причины:

1. Социально-напряженная, конфликтная ситуация в окружении.

2. Желание чувствовать себя сильнее(у мужчин) – приводит к агрессивному поведению.

3. Внутренний конфликт, обусловленный стремлением личности преодолеть чувство зависимости. Если строгость воспитания и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве сменяются затем на установку на самостоятельность и личные достижения.

4. Подросток, выпивая стремится погасить состояние тревожности и избавиться от застенчивости.

5. Стремление экспериментировать, соответствовать референтной группе.

 

• Наркомания – заболевание, выражающееся в физической и психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящих к истощению функций организма.

• Токсикомания – заболевание, вызванное потреблением токсических средств, оказывающих разрушительное воздействие на психику и организм.

Причины:

1. Поиск необычных ощущений, экспериментирование у подростков.

2. Подражание старшим или лидерам референтной группы.

 

Агрессивное поведение – характерные черты группового поведения подростков. Это жесткое внутригрупповое соперничество, борьба за власть.

Причины:

1.Общая озлобленность и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливости (неуспеваемость, конфликты с родителями, неприятие группы и т.д.);

2.Гиперопека, избалованность детей, непривыкших отвечать за свои поступки самостоятельно.

3.Желание соответствовать референтной группе.

 

• Суицидальное поведение – намеренное лишение себя жизни. Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки и намерения.

Причины:

1.Кофликтные отношения с родителями (70% случаев);

2.Трудности, связанные с обучением в школе;

3.Проблемы во взаимоотношениях с друзьями, в основном противоположного пола.

. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

 

«Жестокое обращение с детьми и подростками»

Виды жестокого обращения:

1. Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка;

2. Физическое насилие;

3. Психологическое (эмоциональное) насилие;

4. Сексуальное насилие и растление.

1. Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка

Проявляется в:

1. Недостаточном удовлетворении его потребности в еде, физической безопасности, любви;

2. Отсутствии необходимой опеки и надзора;

3. Отсутствии необходимой медицинской помощи, когда он болен;

4. Причинении умышленного вреда ребенку;

5. Эксплуатации ребенка непосильным трудом;

 

6. Воздействии деморализующих обстоятельств (алкоголизм родителей, употребление наркотиков,

постоянные скандалы родителей).

Возможные последствия:

• Подавленное состояние, беспокойство,

невротические страхи.

• Задержка интеллектуального развития,

рассеянное внимание, плохая память.

• Низкая успеваемость в школе.

• Замкнутость, трудности в общении со сверстниками.

• Агрессивность, грубость.

Физическое насилие

Проявляется в преднамеренном нанесении ребенку физических повреждений и травм родителями или лицами, их заменяющими, не связанных с несчастным случаем.

Возможные последствия:

■ Дети могут становиться агрессивными, тревожными, что сказывается на их отношении с другими людьми.

■ Отсутствие желания поиска защиты у родителей в устрашающей для ребенка ситуации, боязнь идти домой.

■ Могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками.

■ Стремление к избеганию конфликтных ситуаций.

■ Случаи побегов, суицидального поведения, употребление алкоголя и наркотиков у подростков.

3. Психологическое (эмоциональное) насилие

Проявляется в:

1. Игнорировании нужд ребенка, когда родители неспособны выражать привязанность, любовь и заботу по отношению к нему. Игнорируется

потребность в общении и поддержке.

2. Отвержении, когда ребенка публично унижают, предъявляют требования, несоответствующие его возможностям; постоянно формируют у него

чувство стыда и вины за проявление естественных эмоций.

3. Изолировании, когда безосновательно

ограничивают общение ребенка со сверстниками или другими людьми, когда запрещают ребенку покидать свой дом.

4. Угрозах и терроризации, когда угрожают наказанием и побоями, угрожают совершением насилия по отношению к ребенку или тому, кого он любит (матери, сестре, брату, домашнему животному), когда оскорбляют ребенка, при использовании ненормативной лексики.

Кроме того, индикаторами психологическогонасилия могут служить следующие особенности поведения взрослых:

1. Нежелание взрослого утешить ребенка, который действительно в этом нуждается.

2. Публичное обвинение ребенка, оскорбления, брань (в том числе нецензурная) в его адрес.

3. Сравнение ребенка с нелюбимым и ненавистным родственником.

4. Перекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрослого.

5. Постоянное сверхкритичное отношение к ребенку.

6. Открытое признание в нелюбви.

7. Ненависть к ребенку, которая не скрывается, а в определенных случаях - подчеркивается.

 

№9 вопрос.

Диагностические признаки пренебрежения основными нуждами ребенка в соответствии с разным возрастом:

1.Дети первого года жизни. Пренебрежение приводит к задержке физического развития, повторным инфекционным заболеваниям и частым госпитализациям, нарушениям психосоциального развития и т.д.

2.дошкольники.характерен маленький рост, низкий вес, микроцефалия, задержка речевого развития, уровня внимания, эмоциональная незрелость, гиперактивность, агрессивность, импульсивность, неразборчивость в формировании дружеских отношений, социальная безответственность.

3.Школьники. Последствия пренебрежения проявляются в плохом здоровье, маленьком росте, малом весе, плохой успеваемости в школе, трудностях в обучении, в незрелости, гиперактивности, агрессивности, склонности к уединению, плохим взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Деструктивном поведении, энурезе, энкопрезе и т.д.

4.Подростки, которые находятся в ситуации пренебрежения со стороны родителей, имеют маленький рост, малый вес или ожирение, плохое здоровье, задержку полового развития, пропускают школьные занятия, употребляют алкоголь, токсические вещества, наркотики, курят, воруют, лгут, деструктивны по отношению к себе, другим людям.

 

Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.

 

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формированиеличности и характер ребенка.

Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.

Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней

поддержки и собственные ресурсы семьи.

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный -уклад, традиции.

Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

№ 10 вопрос.

Возможные последствия:

> Задержка в физическом, речевом, интеллектуальном развитии;

> Ночные кошмары, нарушения сна, боязнь людей, их гнева;

> Попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни;

> Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

> Депрессии, печаль, беспомощность,

безнадежность, заторможенность.

№ 12 вопрос

Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

 

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и

основания их устройства на воспитание в семью.

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство);

формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к

кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в

приемные родители документов для получения заключения о возможности

гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным

родителем.

Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения

родителей, обязанности администрации такой организации; возможность

проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок

подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления;

возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка,

передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства

перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.

Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка

усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о

передаче ребенка на воспитание в семью.

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за

условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок

представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье,

приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства,

федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: