Основная часть. Начало войны




Памятник «Ковавшим победу трудом»

Подготовил:

Шевелева Наталья Олеговна,

обучающаяся в детском объединении

«Пешеходный туризм»

ГБОУДОД «Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина»

241050, г. Брянск, ул. Грибоедова, д. 1а

Домашний адрес: 241020, г. Брянск,

пер. Дзержинского д. 14.

Контактный телефон: 8-(4832)-58-33-79

 

Руководитель:

Шевелева Елена Александровна,

педагог дополнительного образования

ГБОУДОД «Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина»

Адрес места работы: 241050, г. Брянск,

ул. Грибоедова, д. 1а

Контактный телефон: 8 (4832) 66-37-76

 

г. Брянск - 2014

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Основная часть…………………………………………………………........4

Заключение………………………………………………………………….10

Список источников и использованной литературы……………………....11

Приложение………………………………………………………………….12

 

Введение

Два года назад, готовясь к городской краеведческой игре «Город древний, город юный», мы с руководителем нашего кружка «Пешеходный туризм» Шевелевой Еленой Александровной побывали в историческом месте Брянска – на Покровской горе. Там мы увидели памятник, посвященный 1000-летию Брянска, зашли в Покровский собор. Елена Александровна рассказала, что большое пустое здание на горе раньше было корпусом профессионального училища № 2. Уходя с горы мы увидели пустой высокий постамент. На наш вопрос Елена Александровна сказала, что ранее здесь стоял памятник станку. Но где он сейчас, ей неизвестно. Нам захотелось увидеть этот памятник и узнать историю его создания.

За информацией мы обратились к Карапецкой Светлане Анатольевне, методисту по работе с музеями образовательных учреждений области Дворца детского и юношеского творчества им. Ю.А. Гагарина. Она познакомила нас с Сидоровой Еленой Евгеньевной, руководителем музея Брянского техникума машиностроения и автомобильного транспорта им. Героя Советского Союза М.А. Афанасьева. Елена Евгеньевна сказала, что памятник называется «Ковавшим победу трудом» и сейчас он установлен перед входом в Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники в Володарском районе
г. Брянска. А почему там – она может рассказать и показать материалы, которые есть у неё в музее.

Когда мы пообщались с Сидоровой Е.Е. и посетили Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники решили собранные материалы оформить в виде исследовательской работы.

Цель работы – выяснить историю создания памятника.

Задачи работы:

- восстановить подробности жизни воспитанников профтехобразования, которые в годы войны трудились в глубоком тылу на военных заводах;

- установить, кому принадлежала идея создания памятника;

- узнать, как и когда был установлен памятник.

Основными методами стали изучение и анализ историко-краеведческой литературы, а также изучение материалов, собранных в музеях профессионального училища № 2 и ОАО «Брянский Арсенал».

В своей работе мы использовали статью в «Брянской Учительской газете» о бывшем директоре ПУ - 2 Пулине В.Н., который на себе испытал тяготы войны, будучи ремесленником, материалы из книг Волохова В.П. «Брянск. Очерк прошлого и настоящего», Соколова Я.Д. «Брянск – город древний», откуда узнали об одной из тяжелейших страниц нашего города и нашего края в годы Великой Отечественной войны. Авторы статей всесторонне и полно охватывают этот период, работу управления трудовых резервов Брянщины, ремесленных училищ.

 

Основная часть. Начало войны

22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз, вероломно нарушив пакт о ненападении.

С объявлением войны брянцы самоотверженно трудились над увеличением продукции для Красной Армии. Работа велась под девизом: «Все для фронта, все для победы!»

Каждый старался работать за двоих: сын за отца, брат за брата, ушедшего на войну. В июле 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление об эвакуации населения и ценностей из пятнадцати западных районов Орловской области, куда в то время входила Брянщина. На Волгу, Урал и в западную Сибирь эвакуировали такие крупные Брянские заводы как «Красный Профинтерн», имени С.М. Кирова (так назывался до войны завод «Брянский арсенал»), завод имени Урицкого. Всего из Брянска были вывезены около ста сорока железнодорожных составов с оборудованием и сырьем и эвакуировано около 10 тысяч рабочих. 18 июля 1941 года был отправлен первый эшелон. Последний эшелон ушел из Брянска на Урал 12 августа [2] (приложение 1, 2).

Завод им. С.М. Кирова был эвакуирован на Урал в п. Усть-Катав [3, с. 134], Челябинской области. Вместе с заводом были вывезены преподаватели, мастера производственного обучения и учащиеся, оборудование ремесленного училища № 3 (так называлось до войны профессиональное училище № 2). За полтора месяца в суровых условиях Урала на новом месте были переоборудованы старые и построены новые цеха.

Красноярский поэт Игнатий Рождественский так писал о тех суровых и трудных днях военного времени:

«Станки стояли прямо на снегу,

К морозной стали руки примерзали,

И задыхалась вьюга на бегу,

И в белых вихрях затерялись дали.

Еще не воздвигались корпуса,

И котлованы только намечали,

Но мы творили, нет, не чудеса,

Мы просто фронту честно помогали…»

Люди работали самоотверженно, росли ряды стахановцев и многостаночников.

С октября 1941 года из цехов стали выходить мощные танковые пушки, зенитные установки ЗУ-4, ЗУ-8, ЗУ-13, пушки и минометы. Завод начал выпускать оборонную продукцию и наращивал ее из года в год, добившись к 1943 году трехкратного увеличения объема производства по сравнению с 1940 годом. Более половины работавших на заводе бригад получили право называться «фронтовыми», т.е. выполнявшими норму на 150% и более. Было много примеров выполнения задания на 200-400%. За достигнутые успехи Усть - Катавский завод им. С.М. Кирова в 1945 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени [4, с. 317].

В годы Великой Отечественной Войны в нашей стране два с половиной миллиона питомцев ремесленных училищ и школ ФЗО заменили на рабочих местах отцов и старших братьев, ушедших на фронт.

На базе завода им. С.М. Кирова в военное время ремесленное училище закончили 784 человека. «Трудились, не считаясь со временем, взрослые и дети», - вспоминает мастер производственного обучения РУ-3 Андреев Александр Лаврентьевич, - «работали в три смены. Некоторые ремесленники иногда засыпали прямо у станка. Питались картошкой и хлебом. Это был паек войны» [6].

На заводе в поселке Усть-Катав подростки изготавливали мины. Они работали на токарных станках 16К-20 или как их ласково называли «ИЖ». До войны эти станки изготавливали на станкостроительном заводе в Ижевске.

Среди тех, кто стоял за станком и изготавливал мины, были и тогдашние ремесленники, а потом работники профессионального училища № 2: кладовщица Ландо Наталья Ивановна, мастер производственного обучения Кушель Геннадий Адольфович, мастер производственного обучения Андреев Александр Лаврентьевич, преподаватель эстетики и истории Рыскин Михаил Яковлевич.

Наталья Ивановна Ландо вспоминала: «Подростков, которые перевыполняли норму, в качестве поощрения директор завода премировал банкой повидла, сливового компота или валенками. Каждый хотел отличиться. Было трудно. Ремесленники получали весточки о потерях на войне, многие лишились отцов, братьев. Мастерам производственного обучения приходилось силой останавливать рвущихся на фронт ремесленников» [6].

Пятнадцатилетний станочник РУ № 3 Кушель Геннадий во время эвакуации был награжден Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета СССР и получил самый дорогой подарок – именной набор мерительных инструментов. Этот инструмент, как реликвию, он привез из эвакуации в Брянск. «В те дни на заводе можно было видеть многих мальчиков и девочек в телогрейках и стёганых ватных брюках, в больших не по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках (приложение 3,4). В цех почтальоны приносили похоронки, из которых все узнавали, что никогда больше не вернутся в училище бывшие педработники и ремесленники: Денисов Д.А, П. Клячин П.П., Самохвалов А.В., Конщин А, Наконечный Р., Егорченко В.Е., Фивинцев К.» (приложение 6), - вспоминал Геннадий Кушель [6] (приложение 5).

Тыл и фронт в войну были едины. Без прочности тыла не было бы и Великой Победы. По закону подростки должны были работать не более шести часов в день, но работали по двенадцать часов. Фронту необходимы были техника, оружие, боеприпасы. И дети, понимая это, действительно совершали подвиги самоотверженного труда. Именно их детскими ручонками и ковалась наша Победа.

В поселке Усть-Катав Челябинской области в цехах вагоностроительного завода отлично работали воспитанники школы ФЗУ Брянского завода им. Кирова. Силами брянцев в Усть-Катаве был построен мост через реку Юрюзань, соединивший завод со строящимся рабочим поселком. И по сей день этот мост называют Брянским [1] (приложение 7).

Закончилась война. Прошли годы. Дальнейшее развитие получила система профтехобразования в послевоенное время. Только Брянское профессиональное училище № 2 за годы своего существования выпустило 40 тыс. квалифицированных рабочих для предприятий города и страны.

Коллектив профессионального училища № 2 под руководством директора Пулина Владимира Николаевича (приложение 8) и зам. директора по УВР Ковалевского Станислава Сигизмундовича решили увековечить память о воспитанниках училища, которые в годы Великой Отечественной войны были эвакуированы на Урал и наравне со взрослыми работали на заводах по выпуску продукции, приближая День Победы.

Заслуженный учитель РСФСР Пулин В.Н. – уроженец Брянска, после Великой Отечественной войны остался сиротой: отец погиб в бою под Могилевом, мать расстреляли фашисты за связь с партизанами в клетнянских лесах. Двенадцатилетнего подростка направляют на обучение профессии слесаря. И с этого времени вся его жизнь была посвящена системе профтехобразования. Многие его инициативы воплотились в жизнь – создан музей истории ПУ-2 и, наконец, сбылась его мечта об увековечивании памяти детям войны [5].

Было принято решение установить на пьедестал токарный станок. Можно было поступить проще – установить станок из тех, что имелись в училище. Но разыскали станок образца сороковых годов, который был в эвакуации и на котором работали учащиеся училища. К сожалению, станок был списан, и нужно было потрудиться над его восстановлением. Примечательно, что в найденном станке была установлена заготовка для изготовления мины. Именно такой станок сорокалетней давности хотели установить авторы на пьедестале: пусть нынешняя молодёжь наглядно представит, как работали токари в конце тридцатых - начале сороковых годов [7, с. 107].

Под руководством мастеров производственного обучения профессионального училища № 2 Новикова Сергея Федоровича, Власова Евгения Митрофановича, Андреева Александра Лаврентьевича учащиеся сумели разыскать недостающие детали и части станка, собрали его и покрасили.

Талантливый художник-оформитель Акулов Павел Иванович сделал рисунки барельефа, затем в натуральную величину сделал гипсовые заготовки. По гипсовой заготовке сделал отпечатки барельефов в формовочной земле, которые отлили на заводе «Дормаш» (ныне ОАО «Брянский арсенал») (приложение 9). Необходимый металл из нержавеющей стали для надписи на пьедестале предоставил завод № 111 г. Брянска.

У здания Брянского профессионального училища № 2 на Покровской Горе было залито бетонное основание, сделан постамент, и станок был установлен на почетный пьедестал в честь 40-летия системы профтехобразования в октябре 1980 года (приложение 10, 11). По замыслу Пулина В.Н. это памятник не станку, а трудовому подвигу юных рабочих в годы войны, о чем гласит надпись на пьедестале - «Ковавшим победу трудом». Рядом с постаментом была установлена стела, над ней пятиконечная звезда и дата -1941-1945 гг.

Пониже стелы прикреплены четыре мины, четыре из многих тысяч, сделанных молодыми рабочими тыла (приложение 12).

На открытии памятника была заложена капсула с посланием потомкам, которую нужно вскрыть через 50 лет в 2030 году. В послании было написано: «Быть достойными и верными лучшим традициям профтехобразования».

 

Заключение

В апреле 2011 года в связи с реорганизацией и присоединением профессионального училища № 2 к профессиональному лицею № 9 г. Брянска памятник «Ковавшим победу трудом» был перенесен на ул. Королева Володарского района. А вскоре и сам лицей сменил название – теперь это Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники.

Памятник напоминает о славных делах питомцев училища, о профтехобразовании в целом.

Памятник стоит на самом видном месте перед центральным входом в техникум. Каждый день учащиеся проходят мимо памятника в здание техникума. Они заботливо ухаживают за ним: летом высаживают цветы, зимой убирают снег. Возле памятника проводятся торжественные линейки, посвященные Дню знаний, открытию месячника патриотической работы, посвящению в рабочие.

При встрече многочисленных гостей, которые посещают техникум, члены клуба «КЛИО» вместе с директором Гончаровой Л.Н., начинают экскурсию по техникуму с рассказа об истории создания памятника (приложение 13,14).

Хорошей традицией стало для выпускников начинать семейную жизнь с возложения цветов к подножию памятника, куда они приезжают после торжественной регистрации в ЗАГСе.

 

 

Список литературы

1. Брянский краевед: Сборник статей / под ред. Н.Ф. Заболотного. – Брянск, 1976. - (Вып. 8).

2. Брянский арсенал: Юбилейный буклет. – Брянск: ООО СВ-Принт, 2008.

3. Волохов, В.П. Брянск: Очерк... / В.П. Волохов. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1968.

4. История Брянского края. XX век / Горбачев О.В., Колосов Ю.Б. и др. – Клинцы, 2003.

5. Ковалевский, С. ПТУ – его университеты // С. Ковалевский. - Брянская учительская газета. - 2011. - № 35 (445). - С.7.

6. Материалы, предоставленные музеем Брянского профессионального училища № 2.

7. Памятники земли Брянской: Специальный выпуск журнала «Блокнот агитатора». – Брянск, 1981. - № 21-24.- С.107.

8. Соколов, Я.Д. Брянск – город древний: Историко-краеведческие очерки. - Брянск: Читай – город, 2006.

Приложение 1

Картина из музея ОАО «Брянский арсенал» - «Эвакуация, 1941 год (июль)»

 

Приложение 2

Эшелоны с разобранными станками и оборудованием

Приложение 3

 

 

Юный станочник на рабочем месте

 

 

Приложение 4

За работой на станке 16К-20 (коллаж)

Приложение 5

Мемориальная доска, установленная на стене профессионального училища № 2

Приложение 6

Пятнадцатилетний Кушель Геннадий, получивший ценный подарок – набор мерительного инструмента

Приложение 7

Брянский мост в Усть-Катаве Челябинской области

 

Приложение 8

Заслуженный учитель РСФСР, директор профессионального училища № 2
Пулин В.Н. (1972-2006 г.)

Приложение 9

Часть барельефа памятника

 

Приложение 10

 

Памятная доска, установленная на пьедестале

Приложение 11

Открытие памятника. На фото: первый ряд, справа налево – художник-оформитель Акулов Павел Иванович, мастер производственного обучения Андреев Александр Лаврентьевич, начальник цеха отливки № 1 завода «Дормаш», директор профессионального училища № 2 Пулин В.Н., начальник управления профтехобразования Орлов Н.С, директор завода «Дормаш» Иноземцев А.Г., председатель профкома завода «Дормаш» Кондрашов А.Д.

Приложение 12

Памятник на Покровской горе, у ПУ-2. Фото на память

Приложение 13

Памятник перед входом в техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники. Участники Всероссийской олимпиады по профессии фрезеровщик (май 2011 год).

Приложение 14

.

Директор БТЭиР Гончарова Л.Н. встречает участников семинара по проблемам образования из Белоруссии, Украины и России (июнь 2011)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: