МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ТРЕНЕРАМ СПОРТШКОЛЫ




КАК РАСПРЕДЕЛЯТЬ НАГРУЗКИ

Процесс планирования тренировочных нагрузок шахматистов в детско-юношеских спортивных школах еще недостаточно четко регламентирован. Если для сборной команды или отдельных кандидатов в мастера можно говорить о перспективных индивидуальных планах на год, на определенный период и т. д., то для большинства шахматистов остальных разрядов распределение нагрузок в учебном сезоне встречается крайне редко или вообще отсутствует. Конечно, начинающим вариативность нагрузок еще не нужна, но вот шахматистам I—II разряда подобный подход будет полезен.

В настоящей статье предлагается метод дифференцированного планирования нагрузок шахматистов I—II разрядов на весь учебный год в зависимости от календарного плана.

Учебно-тренировочный процесс подготовки шахматиста I—II разряда можно разложить на четыре крупные составляющие: а) практическая игра в соревнованиях; б) теоретические занятия с тренером — как правило, это занятия групповые, лекционного характера, на которых сообщается основной учебный материал; в) практические занятия с тренером — разбор сыгранных партий, упражнения для развития навыков расчета вариантов, отработка элементов борьбы в турнирной партии; г) самостоятельная работа.

Весь этот процесс неразрывно связан с календарным планом соревнований. Поэтому задача тренера состоит в построении такого годичного цикла тренировок подопечного, чтобы подвести его к главному соревнованию в состоянии оптимальной готовности. А следовательно, сразу же возникает вопрос о месте и количестве теоретических и практических занятий в системе соревновательно-тренировочных нагрузок шахматиста. Кроме того, нужно учитывать самостоятельную работу учащихся спортшколы, которая должна осуществляться круглогодично и под особым контролем тренера.

В качестве примера рассмотрим типичную ситуацию. Имеет ли смысл читать второразрядникам лекцию о сравнительной силе слона и коня в эндшпиле, если знать, что завтра большинству из них предстоят решающие партии, от результата которых зависит норма I разряда? Опытный тренер отложит, конечно, эндшпильную тему и займется подготовкой ребят к туру. А где гарантия, что похожая ситуация вскоре не повторится? Значит, опять откладывать лекцию про слона и коня?

Подобной неувязки не произойдет, если заранее спланировать график прохождения теоретических и практических тем и увязать его с календарным планом.

 

На приведенной схеме графически изображена динамика нагрузок одной из учебно-тренировочных групп шахматистов второго разряда Московского Дворца пионеров. На диаграммах ясно прослеживается волнообразная природа чередования нагрузок (теоретических и практических занятий). В тренировочном периоде (октябрь—декабрь) теоретические и практические занятия примерно на одном уровне сочетаются с турнирной игрой, к концу тренировочного периода количество теоретических занятий сокращается за счет увеличения практический занятий. В соревновательном периоде (январь—февраль) основная роль принадлежит практическим занятиям, доля теоретических занятий незначительна. В переходном периоде (март) акцент сделан на теоретические занятия.

Подобную схему составить, а тем более, применять в работе, можно лишь в том случае, если основные параметры (календарный план, график турниров, расписание занятий) известны заранее и четко соблюдаются в течение года. Впрочем, это вполне выполнимые вещи.

График № 1 представляет собой в обобщенной форме график № 2, который составлялся на новый учебный год на основе заранее известных параметров.

Так выглядит развернутая схема всего учебного процесса. Условные обозначения «□» — турнирные партии, «х» — теоретические занятия; «о» — практические занятия.

Для данной учебной группы главным соревнованием было городское первенство «Белой ладьи» в феврале. Подводящим к нему рассматривался полуфинал пионерской олимпиады в январе. Тренировочными соревнованиями считались квалификационные турниры второго разряда (сентябрь—октябрь, ноябрь—декабрь, апрель—май).

По принятому в нашей спортшколе турнирному ритму второразрядники играли по вторникам и пятницам. Теоретические занятия проводились в этой группе по субботам, практические — по четвергам. Из схемы видно, что практические занятия, как главные, проводились во время полуфинала пионерской олимпиады и первенства «Белой ладьи». Перед началом этих соревнований практические занятия использовались как предтурнирная разминка. На теоретические занятия акцент делался в межсезонье. Попутно на них принимались меры для снятия эмоционального напряжения шахматистов.

Конечно, на год вперед выстроить такую схему непросто. Но зато наличие ее позволяет тренеру лучше работать. Причем, и к самим учащимся это тоже относится. Когда они заранее знают, что, например, в марте будут в основном теоретические занятия, то шахматисты соответствующим образом готовятся к ним (во всяком случае с них такую подготовку можно потребовать). Нельзя не учитывать и то, что, распределяя прохождение теоретического материала в течение года, тренер действует не вслепую, а четко знает, когда и какую тему лучше всего дать группе. То же самое относится и к практическим занятиям.

Подобный подход к построению учебно-тренировочных занятий на основе заранее спланированной динамики нагрузок позволяет тренеру видеть весь учебный процесс в целом, четче вносить в подготовку подопечных обоснованные коррективы, лучше управлять спортивной формой юного шахматиста.

 

А. Костьев.

директор спортивной школы по шахматам Московского городского Дворца пионеров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: