Ораторы гомеровской Греции




Родина красноречия – Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в Античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.

В V веке до н. э. в Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом. Цицерон говорил, что есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора.

На развитие ораторского искусства в Греции большое влияние оказывала также торговля. Греция была торговой страной, торговые операции требовали участия юристов, обсуждения и заключения торговых сделок.

Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. По законам афинского архонта Солона, изданным в 594 году до н.э., граждане Афин должны были сами защищать себя на суде. При этом прокуроров не существовало, и обвинителем мог выступать любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Количество судей в Афинах – 500, а всего в решении судьбы обвиняемого принимали участие до 6000 человек. При таких условиях в более выгодном положении оказывались те, кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей.

Так как далеко не все граждане умели хорошо выступать на суде, то в Греции появились логографы (писатели слов) – искусные ораторы, юристы, которые за плату писали подсудимому речь. Подсудимый выучивал ее и выступал на суде. Человек, совершенно не способный говорить, мог с согласия судей выдвинуть вместо себя другого.

Помимо указанных видов красноречия, в Древней Греции развивалось социально-бытовое красноречие – хвалебные и поминальные речи (панегирик).

Итак, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом, на празднествах, дружеских встречах, поминках.

В этих условиях красноречие становилось необходимым каждому человеку. Появляются платные учителя – софисты (от греч. – искусник, мудрец), которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан. Они мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, софисты были людьми почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения (Гиппий, Горгий); Продик занимался государственной деятельностью, Протагор составлял законы.

По преданию, самому знаменитому из софистов – Горгию – была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии – призыв греков к единодушию в борьбе против их врагов. Но есть сведения, что эту статую Горгий поставил себе сам.

Именно софисты заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать, как считал, например, Горгий, может только искусно составленная речь; при этом не важно, соответствует она истине или

нет. Задача софиста – научить «делать слабое мнение сильным». Отсюда

значение слова софизм – преднамеренно ложный вывод.

Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать. Греки ценили не только красивую, но и содержательную речь, поэтому они считали необходимым обучать людей ораторскому искусству. В Греции создавались специальные школы ораторского искусства, где опытные ораторы обучали красноречию молодых. В Греции была создана теория ораторского искусства – риторика, появились знаменитые ораторы, опыт которых изучается до сегодняшнего дня.

Ораторы гомеровской Греции

Первые упоминания об ораторах относятся к временам гомеровской Греции. Известный римский оратор, теоретик и педагог Квинтилиан видел начало красноречия в поэмах Гомера.

В «Илиаде» мы находим описание различных типов ораторов: старец Нестор, Одиссей, Менелай. Некоторые исследователи считают, что в гомеровских поэмах отражены все основные виды ораторского искусства, которые в последствии стали развиваться в Греции.

Уже краткое описание ораторов гомеровской Греции позволяет сделать некоторые выводы, полезные и в наши дни. Во-первых, искусство устной речи есть искусство правильного самоограничения: точность и сжатость – достоинства устной речи.

Во-вторых, существуют ораторы различного темперамента. У одних преобладают сдержанность и спокойствие. Бурность и порывистость характеризуют речи других. Вот почему, выступая с речью или лекцией, надо учитывать особенности своего темперамента; то, что подходит одному оратору, не соответствует стилю другого.

Этимология слова «лаконичность». В древнегреческом государстве Спарте был район Лакония, жители которого умели четко и кратко формулировать свои мысли, отсюда и произошло слово «лаконичный». По преданию, однажды к жителям Лаконии пришли послы с острова Самоса. Они произнесли очень длинные речи, и жители Лаконии, непривыкшие к длинным речам, устали. Тогда один из жителей в ответ послам сказал такую «речь»: «То, что вы сказали в начале, нами забыто, так как это было давно, а конец вашей речи нам не понятен, так как забыто начало.»

Лаконичность – важная характеристика устной и письменной речи. Прав был А.П. Чехов, утверждавший, что «краткость – сестра таланта».

Демосфен

Самым известным оратором древней Греции являлся Демосфен. Демосфен много учился ораторскому искусству. Есть свидетельство, что он изучал произведения греческого историка Фукидида и даже несколько раз переписывал его историю.

У Демосфена были существенные физические недостатки: слабый голос, плохая дикция, нервные подергивания плеча. От этих недостатков он избавился благодаря упорному труду.

Чтобы развить голос, Демосфен брал камешки в рот и произносил речь на берегу моря, стараясь заглушить шум волн. Желая избавиться от подергивания плеча, он подвешивал меч к потолку так, чтобы острие плотно подходило к плечу. Как только он дергал плечом, меч больно колол его.

Манера произнесения речей Демосфена была очень бурной, противники называли его диким зверем. Он всегда стремился к максимальной внешней выразительности в момент произнесения речи.

Демосфен всегда тщательно готовился к выступлениям, писал речи, и противники недаром упрекали его в том, что речи «пахнут лампой» (намек на то, что он по вечерам долго работает над речью).

Оратор заранее заготавливал выступления. Когда он умер, выяснилось, что он не успел использовать более пятидесяти заготовленных выступлений.

Каждое выступление Демосфена было строго обосновано, он обладал богатым, разнообразным слогом, высоко ценил краткость и ясность. Оратор пользовался разнообразными приемами: восклицаниями, обращением к слушателям, риторическими вопросами, приемами рассуждения и повествования. Он применял разнообразные методы доказательств. Заключения в речах отличались простотой и убедительностью. Обычно в заключении он давал или обобщение всего сказанного в немногих словах или обращался с призывом к слушателям. Так, например, четвертая «филиппика» заканчивалась обращением к слушателям: «Или измените свое поведение, или пеняйте на себя, когда все погибнет».

До нас дошли статуи, изображающие Демосфена и Эсхина, и по этим статуям можно судить, какова была их манера выступать. Статуя изображающая Демосфена, передает большую живость, высокий пафос, с которым он произносил речь. Демосфен стоит в накинутом плаще, одна рука спрятана под плащом, а другая обнажена и поднята вперед. Очевидно, в этой позе переданы наиболее характерные жесты, которыми пользовался Демосфен. Он был представителем «пышного» парадного красноречия, в противоположность Лисию, оратору простого стиля.

Демосфен основывал свои речи на глубине содержания. Речь для него всегда была орудием политики, средством для достижения определенной политической цели.

Когда окончательно определилась победа македонян, Демосфен не мог пережить несчастья, обрушившегося на его родину, и принял яд.

Горгий

Представителем софистского направления являлся выдающийся оратор Горгий. Горгий был не только оратором, но и теоретиком. Он прославился речью, произнесенной на празднике во время олимпийских игр. Горгий проповедовал объединение греческих городов для похода против врага греков – Персии.

Еще более интересна речь «Похвала Елене». Елена – жена старика Менелая, которую похитил Парис. Из-за этого и началась троянская война, описанная в «Илиаде» и «Одиссее». Горгий пытается оправдать Елену. Ее обвиняют в нарушении супружеской верности, но она не виновата в том, что ее похитили. Путем остроумно используемой аргументации Горгий приходит к выводу, что измена Елены не доказана и все выдвигаемые против нее обвинения можно опровергнуть.

Сократ и Платон – создатели теории

«подлинного красноречия»

Против положения софистов об относительности истины (вспомним: цель оратора не раскрыть истину, а научить слабое мнение сделать сильным) выступил древнегреческий философ Сократ (ок. 470—399 до н. э.). Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты».

Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном (ок. 427 — ок. 347 до н. э.) в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист», «Федр», центральным персонажем которых является Сократ. В своих трудах Платон приходит к определению софиста как мнимого мудреца, а софистики как мнимой мудрости.

Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем.

Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. «Во всяком деле, юноша,— обращается Сократ к Федру,— надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается обсуждению, иначе неизбежны сплошные ошибки».

Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. Сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте — изложение, на третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Ценное в теории красноречия Платона — идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели бывают такими-то и такими-то». И какая речь, каким образом воздействует на душу. Оратор должен соотносить виды речей и виды души и ее состояния. Знать, какую душу какими речами и по какой причине непременно удастся убедить, а какую — нет. Задача оратора — «отыскивать вид речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и упорядочивать свою речь; к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе — с простыми».

Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: