Виды портовой механизации
Решение портами поставленных перед ними задач осуществляется техническими средствами для грузовой обработки судов и специальными средствами портового обслуживания. Все виды обслуживания судов в портах должны обеспечить единую задачу – отправление судов строго по графику. Для успешного выполнения этих требований необходимо внедрение комплексной механизации и автоматизации работ.
В портах применяют четыре способа производства погрузочно-разгрузочных работ: ручной, механизированный, комплексно-механизированный и его высшая степень – автоматизированный.
Кручным относят все операции перегрузочного процесса, которые выполняются вручную или при помощи простейших средств механизации – тачек, тележек, домкратов, талей и прочих.
Механизированными считают работы, при которых весь перегрузочный процесс производится машинами, за исключением отдельных операций (начальных, конечных или некоторых вспомогательных), осуществляемых вручную.
Прикомплексно-механизированном способе все операции перегрузочного процесса (как основные, так и вспомогательные) выполняют машинами и приспособлениями (установками), а труд рабочего сводится к управлению машинами и некоторым вспомогательным работам, в основном непогрузочного характера, например, открывание и закрывание люков вагонов или судов, затворов траншей, сепарация грузов, установка стоек в вагонах и автомашинах.
Приавтоматизированном способе весь перегрузочный процесс, включая и управление им, выполняется машинами, а роль человека заключается в настройке технологической линии на определенный режим и контроле за работой машин.
|
Для погрузки-выгрузки судов, сухопутного подвижного состава и перегрузочных работ на складах в портах используются также простейшие средства механизации: перегрузочный инвентарь, перегрузочные машины и внутрипортовый транспорт.
Простейшие средства механизации – это простые механизмы или приспособления, которые значительно облегчают перемещение груза: тачки, ручные лебедки, домкраты, блоки и др. Применение их содействует увеличению производительности труда рабочих.
Они разделяются на средства вертикального или наклонного перемещения (самотечные трубы, винтовые спуски, блоки), горизонтального (катки, тачки, тележки) и смешанного (ручные тельферы, роликовые ломы).
Перегрузочный инвентарь – это такие простейшие приспособления, которые не снижают мускульную нагрузку, а только облегчают условия работы, как тачки, носилки, совки, ведра и другие приспособления.
Классификация перегрузочных машин
Для выполнения перегрузочных работ в речных портах применяют различные типы перегрузочных машин. Их многообразие определяется широкой номенклатурой грузов и направлением грузопотоков (отправление или прибытие), различными типами обрабатываемых судов, вагонов и автомобилей, местом выполнения перегрузочных работ – у береговых или плавучих причалов и другими факторами.
Основными требованиями, которым должны удовлетворять портовые перегрузочные машины, являются надежность, безопасность и удобство в эксплуатации, экономичность, обеспечение сохранности грузов и транспортных средств, экологическая безопасность.
|
Портовые перегрузочные машины можно классифицировать по двум основным признакам: принципу действия и по назначению. По принципу действия применяемые в портах перегрузочные машины делятся на две группы: периодического (циклического) и непрерывного действия.
Машины периодического действияперемещают груз отдельными партиями, выполняя несколько последовательных операций: захват, подъем и перемещение груза; его опускание и освобождение от захватного устройства; подъем, перемещение и опускание захватного устройства для приема очередной партии груза. Работа такой машины состоит из повторяющихся циклов.
По характеру перемещения груза машины периодического действия условно можно подразделить на три подгруппы: с одним рабочим движением – подъемом груза (подъемные лебедки, лифты, наклонные платформенные и ковшовые подъемники); с несколькими рабочими движениями – подъемом и горизонтальным перемещением груза (краны и перегружатели); специальные машины (вагоноопрокидыватели, бульдозеры, тягачи и др.).
Машины непрерывного действияперемещают груз непрерывным потоком без остановок для захвата и освобождения. В этой группе выделяют машины с тяговым органом и без него.
Машины с тяговым органом – ленточные, пластинчатые, скребковые, винтовые и цепные конвейеры; вертикальные и наклонные элеваторы, бревнотаски, консольно-стреловые отвалообразователи, норийно-конвейерные и роторно-конвейерные перегружатели.
Машины без тягового органа – вибрационные конвейеры, установки пневматического и гидравлического транспорта, гравитационные.
|
Отдельную группу составляют такие устройства, как бункеры и питатели.
Машины непрерывного действия могут перемещать грузы на значительное расстояние в горизонтальном, наклонном и вертикальном направлениях. При этом скорости перемещения обычно выше, чем у машин периодического действия, разгрузка производится в заданной точке.
По назначению и условиям выполнения перегрузочных работ портовые перегрузочные машины подразделяются на основные и вспомогательные.
Основные машиныустанавливают на кордоне причала. С их помощью перемещают грузы непосредственно из судов на берег или в обратном направлении.
В качестве основных машин периодического действия в речных портах используют стреловые поворотные краны (портальные, полупортальные, плавучие, башенные и деррик-краны). К этой группе относят также самоходные краны на гусеничном ходу, пневматическом и железнодорожном. В речных портах и на причалах необщего пользования находят применение краны с возвратно-поступательным перемещением грузозахватного устройства: мостовые, консольно-козловые, кабельные, мостокабельные краны, береговые перегружатели и др.
В качестве основных перегрузочных машин непрерывного действия в речных портах применяют; землесосные и черпаковые снаряды для русловой добычи и погрузки в суда, гидроперегружатели для выгрузки этих грузов на берег; пневматические перегружатели для перегрузки зерна и пылевидных грузов; конвейерные машины для погрузки навалочных грузов в суда; роторно-конвейерные и норийно-конвейерные перегружатели для выгрузки из судов навалочных грузов.
Вспомогательные машиныиспользуют для выполнения трюмных, складских и вагонных операций. При перегрузке тарно-штучных грузов в качестве вспомогательных машин используют электро и автопогрузчики с комплектами сменных захватных устройств.
При выгрузке навалочных грузов из судов вспомогательные машины используют для подгребания и зачистки трюма от остатков груза, для образования штабелей груза на тыловых площадках, погрузки его в вагоны и автомобили. В качестве трюмных вспомогательных машин используют малогабаритные бульдозеры, в качестве складских – различные типы кранов, бульдозеры, отвалообразователи, экскаваторы.
При отгрузке навалочных грузов со склада в суда используют обычно краны и бульдозеры. При перегрузке круглых лесоматериалов со склада в полувагоны для выравнивания торцов бревен применяют торцевальные машины.
Береговые перегрузочные машины периодического действия
з береговых перегрузочных машин периодического действия в речных портах наиболее распространены краны, перегружатели, авто- и электропогрузчики.
Производительностью перегрузочной машины периодического действия называется количество груза, перемещаемого ею в единицу времени (час, смену, сутки, навигацию). Например, часовая производительность такой машины определяется по формуле
, (5.2)
где q – масса груза, перемещаемого за один цикл, т;
Т – продолжительность цикла, с.
В цикл крана входят: захват груза, подъем, поворот, опускание его, отдача и возвращение грузозахватного устройства в исходное положение для очередного захвата груза.
Продолжительность цикла, уменьшение которого, как видно из формулы, способствует увеличению производительности машины, зависит от варианта работ, типа судна, навыков крановщика и стропальщиков и прочих факторов. При выполнении цикла крановщики совмещают отдельные операции, например, подъем груза и поворот стрелы, что снижает величину T.
К береговым портовым кранам относятся портальные, полупортальные, мачтовые, гусеничные, пневмоколесные, автомобильные, железнодорожные, мостовые, козловые краны и перегружатели.
Портальные краны – универсальные перегрузочные машины, наиболее распространенные в речных портах. Их используют на перегрузке штучных грузов, контейнеров, навалочных, насыпных и других грузов. Портальные краны, применяемые в портах, могут быть на поворотной платформе (рисунок 5.11) или на колонне. Поворотная часть крана смонтирована на портале 9, который передвигается по рельсам 7 с помощью ходовых
тележек 8.
Рисунок 5.11 – Схема портального крана на поворотной платформе
Колея портала при размещении под порталом одного железнодорожного пути равна 6 м, двух – 10,5, трех – 15,3 м. Наибольшее распространение в речных портах получили краны с шириной колеи 10,5 м.
Поворотную платформу 10крана выполняют вместе с металлическим каркасом, к которому присоединена стрела 2 с хоботом 1. Стрела уравновешивается противовесом 5. На платформе смонтированы кабина 11управления и машинное отделение 6, где размещены механизмы подъема груза и поворота. К каркасу также крепятся оттяжка стрелы 3и механизм изменений вылета со стреловой тягой 4. Портал передвигается по рельсам, уложенным на железобетонном или свайном основании, с помощью ходовых тележек.
Портальные краны грузоподъемностью 10 и 16 т в качестве прикордонных и тыловых машин перегружают обычно навалочные грузы, а грузоподъемностью 5 т — штучные грузы.
Полупортальные краныотличаются от портальных только своей опорной частью, выполненной в виде полупортала. Их устанавливают на причалах с откосной или полуоткосной стенкой (см. рисунок 5.5). Высокие опоры портала устанавливают на рельс, уложенный по откосу ближе к урезу воды, что позволяет приблизить кран к обрабатываемому судну.
Мачтовые краны(рисунок 5.12) в крупных речных портах применяют для перегрузки тяжеловесных грузов. Грузоподъемность крана составляет 100–300 т, вылет стрелы 30–50 м.
Рисунок 5.12 – Схема мачтового крана
К вращающейся колонне 4шарнирно прикреплена стрела 3с главным 2и вспомогательным 1 грузовыми крюками. Мачта опирается на нижний радиально-упорный подшипник и удерживается от опрокидывания двумя жесткими оттяжками 5. При такой конструкции угол поворота стрелы ограничен до 220°. На платформе в нижней части колонны расположена машинная кабина 6, где размещены механизмы главного и вспомогательного подъемов, изменения вылета стрелы и вращения мачты.
а) б)
Рисунок 5.13 – Схема кранов:
а – гусеничного; б – пневмоколесного
Гусеничные краныв речных портах используют главным образом для погрузки со склада в автомобили и вагоны нерудных строительных материалов или на временных причалах, при небольших грузооборотах в качестве основной перегрузочной машины.
Обычно гусеничный кран (рисунок 5.13, а) представляет собой одноковшовый экскаватор. Сменное оборудование позволяет стрелу с ковшом экскаватора легко заменить стрелой с крюком 1 или стрелой с грейфером. Грузоподъемность крана-экскаватора 5–50 т при вместимости ковша соответственно 0,3–3,0 м3, длина стрелы 7,5–15 м. Ходовая часть крана состоит из двух многоопорных гусеничных тележек. Энергетическая установка может быть дизельной, дизель-электрической или электрической.
Пневмоколесные и автомобильные краныразличаются в основном конструкцией ходовой части. Пневмоколесный кран (рисунок 5.13, б)монтируют на специальном шасси 2, а автомобильный – на стандартном шасси грузовых автомобилей. В речных портах их применяют для перегрузки контейнеров и тяжеловесных грузов на складах, а на пристанях – для погрузки груза в судно и выгрузки из него.
Железнодорожные краныв некоторых портах используют для перегрузки тяжеловесных грузов в зоне внутрипортовых железнодорожных перегрузочных путей. Грузоподъемность этих кранов достигает 100 т и более. Минимальный вылет стрелы крана 4,5–6,0 м, максимальный – 10–15 м и более.
Мостовые краныпредставляют собой жесткую несущую конструкцию (мост), установленную на колесах. Кран перемещается по рельсам, прокладываемым на эстакадах, опирающихся на колонны или конструкции зданий. По виду моста краны бывают одно- и двухбалочными. На перегрузочных работах применяют двухбалочные электрические краны (рисунок 5.14) грузоподъемностью 5–250 т с пролетом 6–32 м.
Рисунок 5.14 – Схема мостового крана
У такого крана грузоподъемностью 10 т с пролетом 23 м двухбалочный мост 6 установлен на ходовые колеса 2.Движется мост по рельсовому пути, проложенному на эстакаде 1. По верхнему поясу моста по рельсам двигается грузовая тележка 3с механизмом подъема 4.
Кран может быть оборудован крюком 5или грейфером и грузоподъемным электромагнитом. Управляют механизмами крана из кабины 7.
Для механизации складских работ применяются также мостовые краны-штабелеры – мостовой кран в сочетании с вилочным погрузчиком.
Козловые краны(рисунок 5.15) представляют собой решетчатую или коробчатую ферму (мост) 2на высоких опорах (козлах) 1, передвигающихся на ходовых тележках 3по наземным рельсам. Козловые краны бывают бесконсольные, с одной и двумя консолями. В речных портах применяют краны с двумя консолями и пролетом до 32 м.
Рисунок 5.15 – Схема козлового крана
Мостовой перегружатель, или перегрузочный мост, имеет пролет более 32 м (до 150 м), грузоподъемность перегружателя – до 32 т, грузовые тележки движутся по нижнему или верхнему поясу фермы моста.
Иногда тележки конструируют с полноповоротной стрелой вылетом 5–6 м, что позволяет обслуживать склад шириной 10–12 м без передвижения перегружателя. Мостовой перегружатель (рисунок 5.16) может быть оборудован ленточными конвейерами 2,на верхнем поясе перегружателя установлен катучий поворотный кран 1. Такой перегружатель эффективен на перегрузке навалочных грузов.
Береговой перегружательпредставляет собой катучий мост на двух высоких опорах. В настоящее время их применяют на причалах перегрузки крупнотоннажных контейнеров и навалочных грузов. По конструкции перегружатели могут быть одно- и двухконсольными.
Рисунок 5.16 – Схема мостового перегружателя
Двухконсольный грейферно-бункерный перегружатель(рисунок 5.17, а) состоит из бункера 6, опор 1, моста 4, консолей 2, по которым перемещается грузовая тележка 3 с грейфером 5. Сыпучий груз может перегружаться через бункер 6 на ленточные конвейеры 7 или непосредственно в вагон.
Перегружатели для крупнотоннажных контейнеров (рисунок 5.17, б), как правило, оснащены автоматическими контейнерными захватами – спредерами 8.
а)б)
Рисунок 5.17 – Схемы перегружателей:
а – грейферно-бункерного; б – контейнерного
Авто- и электропогрузчикинаиболее многочисленны в группе машин периодического действия, применяемых в речных портах.
Погрузчик (рисунок 5.18) – самоходная машина на колесном ходу, оборудованная устройствами для захвата груза, его перемещения, погрузки в транспортные средства или выгрузки и укладки в штабель. Они бывают с приводом от индивидуального источника энергии: двигателя внутреннего сгорания (автопогрузчики) или аккумуляторных батарей (электропогрузчики).
Для погрузки навалочных грузов в автомобили и вагоны в портах применяют ковшовые погрузчики, а для перемещения этих грузов на складе – бульдозеры, выполненные на базе гусеничных тракторов.
По назначению погрузчики бывают универсальные (для работы с широкой номенклатурой грузов в различных условиях) и специальные (для перегрузки и транспортирования длинномерных, крупногабаритных грузов, для работы в трюмах судов, загрузки и выгрузки в контейнеры, штабелирования на большую высоту).
К машинам периодического действия принадлежат также вагоноопрокидывате-ли,предназначенные для выгрузки из вагонов сыпучих грузов. Производительность их очень велика и составляет обычно 1800–3000 т/ч. Эти машины используют в крупных портах в сочетании с ленточными конвейерами на причалах загрузки судов навалочными грузами.
Береговые перегрузочные машины непрерывного действия
з перегрузочных машин непрерывного действия в речных портах применяют различные типы конвейеров, элеваторов, пневматических и других установок.
В общем виде формула для определения производительности машины непрерывного действия
, (5.3)
где q' – масса перемещаемого груза, размещаемого в среднем на одном погонном метре ленты, кг;
v – скорость движения рабочего органа (ленты), м/с.
Конвейер – машина непрерывного действия с рабочим органом, перемещающим сыпучие грузы непрерывным потоком, а штучные – с определенными интервалами. В зависимости от тягового органа различают конвейеры ленточные, пластинчатые, цепные, скребковые и винтовые. В портах наиболее распространены ленточные конвейеры, обеспечивающие горизонтальное и наклонное перемещения сыпучих, навалочных и тарно-штучных грузов. Конвейеры бывают стационарные и передвижные.
Рисунок 5.19 – Схема стационарного ленточного конвейера
В стационарном ленточном конвейере (рисунок 5.19) на станине (раме) 10натянута лента 4между приводным 6и натяжным 2барабанами. Лента опирается на верхние и нижние роликовые опоры 5.
Приводной барабан, сообщающий ленте поступательное движение, приводится во вращение от электродвигателя через редуктор приводной станции 8.Натяжной барабан дает ленте постоянное натяжение посредством грузового 1, винтового или лебедочного механизмов. Груз поступает на верхнюю рабочую ветвь ленты через загрузочное устройство 3(их может быть несколько). Выгружается груз через приводной барабан и разгрузочные устройства 7. Для очистки поверхности ленты от частиц груза предусмотрено очистное устройство 9.
Передвижной ленточный конвейер на колесном ходу применяют при небольшом объеме перегрузочных работ, выполняемых в разных местах порта или пристани.
Принцип их работы аналогичен принципу работы стационарного конвейера. Отличительная особенность – возможность перемещения к тому или иному месту работы.
Для укладки навалочных грузов в штабеля на больших складах применяют отвалообразователи (рисунок 5.20).
а) б)
Рисунок 5.20 – Схема машин для работы со штабелем насыпного груза:
а – отвалообразователь; б – роторно-конвейерная машина
Отвалообразователь с поворотной стрелой (см. рисунок 5.20, а) имеет основание, опирающееся на четыре ходовые тележки 4, установленные над стационарным конвейером 4.Перемещается он вдоль основания по рельсовому пути. На поворотной части 2 шарнирно закреплена консольная конвейерная стрела, размещены мачтовое устройство и механизм поворота и подъема-опускания стрелы.
Рисунок 5.21 – Схема роторно-конвейерного перегружателя
Э
леватор – машина, предназначенная для перемещения грузов в вертикальном или близком к нему направлении (рисунок 5.22). Для перемещения насыпных грузов применяют ковшовые, а штучных грузов и лесоматериалов – люлечные и полочные элеваторы.
Груз, поступающий на склад по стационарному конвейеру 4 через сбрасывающую тележку, передается на ленту консольного конвейера стрелы 3и сбрасывается в штабель.
Наиболее универсальной для работы на складе является роторно-конвейерная машина (см. рисунок 5.20, б), которая может подавать груз в штабель и отгружать его из штабеля. В отличие от отвалообразователя у нее на конце стрелового конвейера имеется заборный орган 1 в виде роторного колеса с самостоятельным приводом. Груз, забираемый из штабеля посредством ротора, передается на реверсивный конвейер 2, откуда поступает на конвейер 3и далее в судно или бункер.
Для выгрузки из судов навалочных грузов применяют конвейерные перегружатели (рисунок 5.21): норийно-конвейерные и роторно-конвейер-ные производительностью до 1500 т/ч. Они могут быть стационарными и передвижными, береговыми и плавучими.
Поднятый из трюма груз поступает на систему ленточных конвейеров, затем на склад или в бункер с последующей отгрузкой на железнодорожный или автомобильный транспорт.
Пневматические установки применяют для выгрузки из судов и вагонов зерна, цемента и других мелкозернистых сыпучих грузов. Принцип их действия основан на перемещении груза в воздушном потоке, создаваемом в трубопроводе под действием напора воздуха вследствие разности давлений в начале и конце трубопровода.
Установки бывают всасывающими, нагнетательными и комбинированными. Во всасывающей установке давление воздуха ниже атмосферного, в нагнетательной – выше (рисунок 5.23).
Рисунок 5.23 – Схемы пневмоустановок различных принципов действия:
а – всасывающего; б – нагнетательного
Во всасывающей установке (см. рисунок 5.23, а) при работе вакуумного насоса 8в системе происходит разрежение. Вследствие этого частицы груза вместе с воздухом через сопло 1 попадают в трубопровод 2и далее в разгрузитель 4.Здесь из-за большой разницы в размерах сечения трубопровода и разгрузителя скорость потока резко падает и частицы груза выпадают вниз, скапливаются и отводятся через шлюзовый затвор 3.Воздух из разгрузителя 4поступает в циклон 5,где оставшиеся в воздушном потоке частицы груза под действием центробежных сил прижимаются к внутренней поверхности циклона, оседают вниз и по трубопроводу 9поступают к шлюзовому затвору 10. Из циклона 5 воздух по трубопроводу 6идет в фильтр 7, очищается и поступает в вакуумный насос 3, который выбрасывает его в атмосферу.
В нагнетательной установке (см. рисунок 5.23, б) компрессор 13нагнетает воздух под давлением в трубопровод 12.Груз в струю воздушного потока вводится через загрузочное устройство 11. На месте разгрузки устанавливают разгрузитель 4 и циклон 5.Груз из разгрузителя и циклона отводится через шлюзовые затворы, а воздух после очистки выбрасывается в атмосферу.
На практике часто применяют комбинированную установку (см. рисунки 5.23, а и б), представляющую собой соединение всасывающей и нагнетательной установок в последовательности. При такой схеме комбинирования груз через затворы 5 и 10 всасывающей пневмоустановки поступает в загрузочное устройство 11 нагнетательной, где перемещается под давлением воздуха.
Пневматические установки непрерывного действия применяются для перемещения: зерна, апатитового концентрата, фрезерного торфа, фосфорной муки, порошковых и мелкокусковых химикатов, угля и прочих грузов.
К плавучим перегрузочным машинам, используемым в портах, относят плавучие краны и перегружатели, земснаряды.
Плавучие перегрузочные машины
Плавучий кран – полноповоротный стреловой кран (рисунок 5.24), установленный на плавучем несамоходном или самоходном понтоне 2. Поворотная часть 1 крана выполнена по такой же конструктивной схеме, как у портального крана. Такие краны широко используются для выгрузки из судов различных грузов в пунктах с малым грузооборотом, где сооружать капитальные причалы нецелесообразно. Их применяют также для русловой добычи и погрузки в суда песка и песчано-гравийной смеси и для перегрузочных работ на плаву по варианту «судно-судно».
Плавучие краны строят несамоходными и самоходными. Последние в портах применяют редко, обычно в тех случаях, когда для перегрузочных работ необходимо часто менять место стоянки.
их мобильность, что дает возможность эксплуатации в различных пунктах, а недостатки – более высокие строительная стоимость и затраты на содержание по сравнению с береговыми кранами, значительные потери времени на перестановку при смене места работы.-Преимущество плавучих кранов – их мобильность.
К плавучим относят также судовые краны, устанавливаемые на отдельных типах грузовых самоходных судов (в основном грузоподъемностью 300 и 350 т), обслуживающих пункты малых рек, не имеющие береговых средств механизации.
5 м. Передвигается кран по рельсам вдоль комингсов грузовых люков.- 16 м, минимальный -Грузоподъемность кранов на таких судах составляет обычно 6 т при вылете стрелы до 8 м, при больших вылетах грузоподъемность составляет 3,2 т, максимальный вылет стрелы
Плавучий норийно-конвейерный перегружатель(рисунок 5.25) смонтирован на понтоне 7.
Перегружатель состоит из опорно-поворотного устройства 6, колонны 4и консоли 3, по которой перемещаются нории 1. Перед выгрузкой нории лебедкой подъемного устройства опускаются в трюм судна до соприкосновения с грузом.
Рисунок 5.25 – Схема плавучего норийно-конвейерного перегружателя
При работе нория захватывает груз ковшами, поднимает вверх и сбрасывает на конвейер 2, которым он передается на отвальный конвейер 5. Подобные машины предназначены для выгрузки из судов навалочных грузов при стабильных массовых грузопотоках.
В настоящее время основную часть грузооборота портов Республики Беларусь составляют перевозки строительного песка и песчано-гравийной смеси с мест добычи до причала порта. Добыча и реализация этих строительных грузов является основной долей прибыли белорусских портов. Добыча осуществляется в основном землесосными и черпаковыми снарядами.
Землесосный снаряд – плавучая гидротранспортная установка, оснащенная грунтовым центробежным насосом, которая используется для добычи со дна водоемов и погрузки в суда песка и песчано-гравийной смеси (см. рисунок 4.12).
Черпаковый снаряд – плавучая установка, оснащенная металлическими черпаками на цепном тяговом органе, смонтированном на специальной раме. Эти установки используются для русловой добычи гравия при галечных твердых грунтах (см. рисунок 4.13).
Гидроперегружатель – плавучая установка для выгрузки песка и песчано-гравийной смеси из специального судна на берег (рисунок 5.26). Она смонтирована на понтоне 6.Втрюме понтона расположены насосы – водяной 5 и грунтовый 4.От грунтового насоса в трюм 7разгружаемого судна проходит всасывающий трубопровод 1, заканчивающийся заборным сосуном 8.
Водяные насосы забирают забортную воду и по трубопроводу 2 направляют ее в трюм судна. Выходя под напором из насадок 9, вода размывает груз, образуется пульпа (смесь груза и воды), которая засасывается грунтовым насосом и по напорному трубопроводу 3направляется на склад.
Рисунок 5.26 – Схема гидроперегружателя
К плавучим перегрузочным машинам относятся также пневматические зерно- и цементоперегружатели, устанавливаемые на судах, специализированных для перевозки соответствующих грузов, – в этом и заключается их основное отличие от прочих механизмов данного принципа действия.
М ашины для зачистки трюмов судовподразделяют на зачистные, подгребающие, уборочные и специализированные.
Машины и установки для зачистки трюмов
ачистные машины применяют в основном при обработке судов открытого типа. В речных портах в качестве зачистных машин используют бульдозеры на пневмоколесном или гусеничном ходу, оборудованные различными отвалами и гребками. Наиболее распространена зачистная машина на базе трактора МТЗ (рисунок 5.27, а) с передним отвалом и задним гребком. Для повышения качества зачистки настила трюма металлические поверхности отвала могут быть окантованы резиновой полосой толщиной 20–50 мм.
а) б) в)
Рисунок 5.27 – Схемы машин для зачистки трюмов
Подгребающие машины используют для подачи груза из подпалубного пространства на просвет люка (в судах полуоткрытого и закрытого типов). К подгребающим относятся машины с парными подгребающими лапами и отвальным конвейером и специальные бульдозеры с обратным отвалом. В речных портах для этих работ при зачистке трюмов судов полуоткрытого и закрытого типа широко используют ковшовые погрузчики (рисунки 5.27, б и в), имеющие малые размеры, хорошие проходимость и маневренность.
Уборочные машины используют для зачистки и сухой уборки трюмов судна, обеспечивая сборку остатков груза в специальные тару или пылесборник, установленный на машине. В этом качестве могут использоваться машины, применяемые для уборки вокзалов, дорожных покрытий, а также машины других типов.
Кспециализированным установкам относят плавучие промывочные станции откачки воды после выгрузки из судна обводненных грузов и др.
Машины для зачистки полувагоновот остатков навалочных грузов, применяемые в речных портах, подразделяют на механические, вибрационные и гидравлические.
В качестве машин механической зачистки применяют щеточные машины, средняя производительности которых 7–15 вагонов в час (рисунок 5.28).
Рисунок 5.28 – Схема машины для зачистки полувагонов
На портале 4расположены отвальные ленточные конвейеры 2,тележка с поворотной шахтой 1, элеватором 5 и зачистной вращающейся щеткой 3 с подгребающими винтами и скребковым питателем.
Вибрационные установки обеспечивают зачистку путем сообщения полувагону колебаний, под воздействием которых сыпучий материал высыпается. Наиболее распространены вибрационные устройства, применяемые для зачистки полувагонов, разгружаемых на эстакадах и роторных вагоноопрокидывателях. Производительность устройства 14–18 вагонов в час.
В некоторых портах используют установки гидромеханизированной зачистки полувагонов. Смываемый водой груз поступает в специальный резервуар (бункер), из которого вода после очистки в фильтрах и отстойниках используется для последующих циклов зачистки, а груз по мере его накопления выгружается из бункера грейфером на склад.
Грузозахватные органы и приспособления
рузозахватные сменные органы и съемные приспособления служат для захвата грузов при перегрузке краном или погрузчиком. В речных прибрежных пунктах применяют различные типы захватных органов и съемных приспособлений. Их конструктивные и эксплуатационные качества в значительной мере определяют производительность перегрузочных машин.
Кгрузозахватным органамперегрузочной машины относят крюк и устройства для захвата и освобождения груза аппаратами управления без участия стропальщика. Грузозахватные органы используют в основном на двух типах подъемно-транспортных машин – кранах и погрузчиках.
Грейферы – захватные органы, применяемые при перегрузке насыпных и навалочных грузов кранами. Они обеспечивают захват и отдачу груза без применения ручного труда. В речных портах в основном используют грейферы с канатным приводом (двухчелюстные общего назначения, подгребающие, лесные, специальные многочелюстные).
Краны грузоподъемностью 5 т оснащают двухканатными грейферами грузоподъемностью 10 т и более – четырехканатными (рисунок 5.29, а).
Особую группу составляют подгребающие двухчелюстные грейферы (рисунок 5.29, б), отличающиеся значительно большим размахом челюстей. Они предназначены для зачистки трюмов от остатков навалочного груза.
Трехчелюстной двухканатный грейфер (рисунок 5.29, в) используют для перегрузки металлолома, крупного камня и других аналогичных грузов. Круглые лесоматериалы россыпью перегружают трехлапым или многолапым двухканатным грейфером (рисунок 5.29, г).
Электромагниты – захватные устройства, используемые для перегрузки металлолома, металлической стружки, болванок, чугунных чушек и др. Их работа основана на использовании электромагнитных сил притяжения. Электромагниты представляют собой массивные шайбы круглой или прямоугольной формы.
а) б)
в) г)
Рисунок 5.29 – Схемы грейферов с канатными приводами
Захваты для контейнеров бывают полуавтоматические (наиболее распространенные) и автоматические. При перегрузке универсальных среднетоннажных контейнеров применяют четырехстроповые захваты с крюками, полуавтоматические (самоотцепы) и автоматические (грейферного типа) захваты.
При перегрузке крупнотоннажных контейнеров перегружателями мостового типа их обычно оснащают специальными автоматическими захватами – спредерами.
В качестве сменных грузозахватных органов вилочных погрузчиков используются:вилы, штыри, ковши, боковые и специальные захваты, безблочные стрелы и др.
Вилы используют для перегрузки грузов на поддонах, в ящиках, кипах (рисунок 5.30, а). Для захвата разных по размеру штучных грузов вилы можно смещать (рисунок 5.30, б), а при специальной каретке (рисунок 5.30, в) – поворачивать на 360°.
Для груза больших размеров применяют удлинители вил, надеваемые на их основание и накладываемые сверху (рисунок 5.30, г). Штыри одиночные (рисунок 5.30, д) или сдвоенные (рисунок 5.30, е) применяют для перегрузки мотков, бухт, барабанов. Пакеты кирпича перегружают с использованием многовилочных захватов (рисунок 5.30, ж).
Ковши (рисунок 5.30, з) предназначены для перегрузки малогабаритных тарно-штучных, а также насыпных и навалочных грузов в незначительных объемах.
а) б) в) г)
д) e) ж) з)
и) к) л) м)
Рисунок 5.30 – Сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления к погрузчикам
Боковые захваты (рисунок 5.30, и) применяют для грузов в кипах и тюках. Захваты, зажимая груз с боков, могут обеспечивать его подъем на определенную высоту или спуск.
Специальные захваты предназначены для перегрузки тяжеловесных грузов (рисунок 5.30, к)и рулонов (рисунок 5.30, л): бумаги, толя, рубероида, пергамина.
Безблочные стрелы (рисунок 5.30,