МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




Социально-гуманитарный факультет

Кафедра специального дефектологического образования

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения семинарских занятий и самостоятельной работы

по дисциплине «Современные аспекты отечественной и зарубежной дефектологии»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Образовательного уровня: бакалавр

Донецк 2017


Особенности подготовки студентов к семинарским занятиям и самостоятельной работе подисциплине

«Современные аспекты отечественной и зарубежной дефектологии»

 

Семинарские занятие - обязательный вид работы при изучении дисциплины «Современныеаспекты отечественной и зарубежной дефектологии». Подготовка к семинару включает в себя следующие виды самостоятельной учебной деятельности студентов:

· подготовка к семинарскому занятию по ключевым вопросам темы,

· подготовка устного выступления в форме доклада,

· ответы на контрольные вопросы семинарского занятия с целью самопроверки.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо пользоваться учебной, учебно-методической литературой, периодическими изданиями, словарями в рамках формирования и закрепления понятийного аппарата, а также ориентироваться на информацию, содержащуюся в конспекте лекций.

Важным шагом при подготовке к семинару является ознакомление с общими методическими рекомендациями к разделу и с предложенной к теме семинара литературой. Ключевые положения первоисточников и научно-исследовательской литературы целесообразно оформлять в виде конспекта. При подготовке к семинару важно найти ответы на все предложенные вопросы плана, иначе общая целостность разбираемой темы будет нарушена.

Для лучшего усвоения новых терминов, актуальных в контексте изучаемой темы семинара, имеет смысл создать собственный терминологический словарь - глоссарий и пополнять его к каждому занятию.

Логическим завершением работы и показателем эффективного усвоения материала будут ответы на контрольные вопросы семинара, которые также рекомендовано тезиснооформить в письменном виде.

Свои знания по теме семинара студент может продемонстрировать, участвуя во всех формах работы: устных ответах, исправлениях, дополнениях, вопросах и особенно участии в обсуждении сложных дискуссионных проблем, связанных с научными и практическими аспектами развития специального и инклюзивного образования в современных реалиях.

Рекомендации по подготовке устного докладаи требования к оформлению

Доклад – это официальное сообщение, которое может быть посвящено заданной теме, содержать описание состояния дел в какой-либо сфере деятельности или ситуации; взгляд автора на ситуацию или проблему, анализ и возможные пути решения проблемы. Временные рамки устного доклада в контексте подготовки к семинару по дисциплине «Современные аспекты отечественной и зарубежной дефектологии» должны составлять не более 5-7 минут.

Для современного представления устного доклада, как правило, составляются тезисы – опорные пункты выступления докладчика (обоснование актуальности, описание сути работы, выводы), ключевые слова, которые помогают логически стройному изложению темы, схемы, таблицы и т.п. В зависимости от ситуации объем тезисов может быть от 1 до 10 страниц. Чтобы выступление было интересным и понятным слушателям, к нему необходимо тщательно подготовиться. В отдельных случаях допустимо и целесообразно сопровождение доклада мультимедийной презентацией.

Цель доклада – представить аудитории некую проблему в контексте актуальных направлений развития современной дефектологии и мнение докладчика по поводу возможных путей и способов ее решения. После устного доклада слушатели могут задать вопросы непосредственно докладчику, поэтому доклад должен включать все необходимое, чтобы быть максимально понятным не только лицу, которому он адресован, но и другим людям, которых заинтересует обозначенная в докладе тема. Поэтому письменный вариант доклада (тезисы) целесообразно оформить в более строгом стиле изложения (характерном для документа), нежели непосредственно при изложении в устном варианте.

Как правило, структура доклада выглядит следующим образом:

1. Титульный лист доклада.

На титульном листе должна быть указана следующая информация:

· название учреждения, в котором выполняется данная работа;

· название факультета и кафедры;

· тема доклада (прописными буквами, без кавычек и точки в конце);

· исполнитель – фамилия, инициалы;

· место и год написания работы.

2. Введение. Указывается тема и цель доклада. Обозначается проблемное поле и вводятся основные термины доклада, а также тематические разделы содержания доклада. Намечаются методы решения представленной в докладе проблемы и предполагаемые результаты.

3. Основное содержание доклада. Последовательно раскрываются тематические разделы доклада: 2 – 3 главы по 2–4 параграфа.

4. Заключение. Приводятся основные результаты и суждения автора по поводу путей возможного решения рассмотренной проблемы, которые могут быть оформлены в виде рекомендаций.

5. Библиографический список. Содержит перечень использованной при подготовке к докладу литературы: 3–5 источников.

Необязательными, но рекомендуемыми видами самостоятельной работы в рамках подготовки к семинарским занятиям, развивающими интеллектуальные и творческие способности студентов, являются: составление кроссворда в произвольной форме, составление глоссария дефектологических терминов и понятий, отражающих понятийный аппарат по изучаемой теме, составление тестовых заданий, педагогическое эссе по проблемам обучения лиц с ОВЗ в контексте рассматриваемой на семинаре темы и др.

Самостоятельная работастудентов по изучению дисциплины «Современные аспекты отечественной и зарубежной дефектологии» требует наличие серьезной и стойкой мотивации, которая определяется необходимостью эффективной профессиональной деятельности. Активизация самостоятельной работы студентов может быть обеспечена следующими факторами:

1) участием в творческой деятельности;

2) использованием в учебной деятельности активных методов обучения;

3) мотивирующими факторами контроля знаний (накопительная система оценивания);

4) необходимостью обязательного выполнения заданий для самостоятельной работы;

5) расширением области знаний по дисциплине за счет самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Современные аспекты отечественной и зарубежной дефектологии»предусматривает выполнение коллективных и индивидуальных заданий.Коллективные задания для самостоятельной работы выполняются всеми студентами и предусматривают обобщение учебного материала по отдельным вопросам курса (по отдельным темам) в виде опорного конспекта, составления глоссария, опорных таблиц и т.п. Выполнение этих заданий контролируется преподавателем во время проведения практических и семинарских занятий путем тестирования, в ходе учебных дискуссий, выполненияпрактических заданий и т.п., а также при проведении текущего контроля знаний по дисциплине.

Рекомендации к выполнению студентами самостоятельной работы

Все типы заданий, выполняемых студентами в процессе самостоятельной работы, так или иначе, содержат установку на приобретение и закрепление объема знаний, а также на формирование в рамках этих знаний некоторых навыков мыслительных операций - умения оценивать, анализировать, сравнивать, комментировать и т.д. Некоторые задания требуют пояснения:

1. Сравнить - выявить сходство и различие позиций по определенным признакам.

2. Обосновать один из нескольких предложенных вариантов ответа - привести аргументы в пользу правильности выбранного варианта ответа и указать, в чем ошибочность других вариантов.

3. Аргументировать (обосновать, доказать, объяснить) ответ - значит:

а) оправдать (опровергнуть) некоторую точку зрения;

б) обосновать свою точку зрения, опираясь на теоретические или практические обобщения, данные и т.д.

4. Провести анализ - разложить изучаемые явления на составные части, сопоставить их с целью выявления в них существенного, необходимого и определяющего.

5. Тезисно изложить идею, концепцию, теорию - используя материал учебных пособий и другой литературы, кратко, но не в ущерб содержанию сформулировать основные положения учения.

6. Дать характеристику, охарактеризовать явления - значит назвать существенные, необходимые признаки какого-либо явления (положения какой-либо теории) и выявить особенности.

7. Изобразить схематически - значит раскрыть содержание ответа в виде таблицы, схемы, диаграммы, модели и других графических форм.

Работа с литературой

Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем видам занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию.

Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками. Прежде чем приступить к освоению научной литературы, рекомендуется чтение учебников, учебных пособий, научной литературы.

Существует несколько методов работы:

Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными сведениями.

Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План - первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала. План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе существо содержания прочитанного.

Тезисы - сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Аннотация - краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление.

Резюме - краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов.

Конспект - сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Для работы над конспектом следует:

- определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;

- в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста - в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;

- выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, заимствованной из других источников и т. п. (располагать все это следует на полях тетради для записей или на отдельных листах-вкладках);

- завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов.

Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Необходимо из всего материала выделить существующие точки зрения на проблему, проанализировать их, сравнить, дать им оценку.

Этой процедуре должны подвергаться и материалы из Интернета во избежание механического скачивания готовых текстов. В записях и конспектах студенту очень важно указывать названия источников, авторов, год издания.

Составление глоссария – вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделить главные понятия темы и формулировать их.

Оформляется письменно, включает название и значение терминов (не менее 15-20), слов и понятий в алфавитном порядке.

При составлении глоссария студенту нужно:

· прочитать материал источника (лекцию, научную литератур по теме), выбрать главные термины, непонятные слова;

· подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;

· критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);

· оформить работу и представить в установленный срок.

Рекомендации по составлению обобщающей/сравнительной таблицы по теме

Это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая обобщается (сравнивается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность обучающегося к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание оформляется письменно.

При составлении обобщающей/сравнительной таблицы студенту нужно:

· изучить информацию по теме;

· выбрать оптимальную форму таблицы;

· информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;

· пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.

Самостоятельная внеаудиторная работа студента предусматривает также выполнение индивидуальных заданий – проработка периодических изданий, обработка законодательной и нормативной базы, работа со статистическими материалами, самотестирование, и, как итог данной деятельности, - подготовка реферата с его следующей презентацией (в том числе с использованием мультимедийных технологий) в аудитории с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами во время обучения.

Рекомендации по написанию рефератов и требования к оформлению

Процесс написания реферата можно представить как создание «текста о тексте», включающее элемент исследовательской работы. Реферат должен раскрывать основные концепции источника, однако не сводиться к простому конспектированию текста. Важно, изучив источник, представить в своем тексте суть идей автора, обобщив представленную в источнике информацию. Для реферата характерен строгий стиль. Логика построения реферата должна соответствовать той, которую использует автор источника. При этом в тексте реферата вполне уместно использовать оценочные суждения (например, «нельзя не согласиться...», «автор удачно иллюстрирует...» и т.п.), однако не злоупотреблять ими.

Объем реферата зависит от объема источника и составляет, как правило, 5–7 страниц (формат А4, шрифт TimesNewRoman, размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5, поля: левое – 2,5, правое – 1,5, верхнее и нижнее -2) в том случае, если источником является книга, – или может быть чуть меньше, если в качестве источника выступает глава из книги, статья и т. п.

Реферат включает в себя три части:

1. Вводная часть – общая характеристика источника и проблематики:

· указание источника (название, выходные данные);

· несколько слов об авторе (известность, круг его интересов);

· обозначение центральной темы источника (основной идеи, проблемы);

· степень актуальности темы в контексте обучения и воспитания лиц с ОВЗ и интерес к данной теме в условиях современности;

· реконструкция цели, которую преследовал автор в своей работе;

· ключевые слова (определения, термины), используемые автором (3–7);

· общая характеристика содержания источника.

2. Основное содержание – краткое представление того, о чем идет речь в источнике:

· обозначенные проблемы современной дефектологической науки и практики, взгляды на них автора (аргументы, примеры, факты);

· основные позиции (направления), важные для раскрытия темы;

· оригинальные (неординарные) замечания автора по теме;

· заключения и выводы автора.

3. Выводы – заключительные характеристики, выражение мнения составителя реферата:

· основные положения, нашедшие отражение в источнике;

· ценность работы в научном аспекте;

· удобство текста для восприятия (композиция текста, язык, стиль и т. п.);

· отношение студента к точке зрения автора источника на рассматриваемую проблему;

· краткие рекомендации читателю: важность данного источника для тех, кто интересуется актуальными проблемами обучения лиц с ОВЗ в отечественной системе образования и за рубежом.

Оформление титульного листа

На титульном листе должна быть указана следующая информация:

· название учреждения, в котором выполняется данная работа;

· название факультета и кафедры;

· тема реферата и название источника, по которому он выполнен: автор книги (статьи), название книги (статьи);

· исполнитель – фамилия, инициалы;

· научный руководитель (если работа выполнена под его руководством);

· место и год написания работы (для доклада – в некоторых случаях указывается дата выполнения работы).

Рекомендации по подготовке и оформлению мультимедийных презентаций как слайдового сопровождения докладов, рефератов

В рамках самостоятельной работы студенты также могут использовать такую форму работы, как подготовка мультимедийной презентации как слайдового сопровождения докладов, рефератов.

Для создания презентаций наиболее оптимальным является использование программы PowerPoint, входящей в программный пакет MicrosoftOffice, с ее помощью студент может быстро оформить доклад в едином стиле, таким образом, значительно повысив степень восприятия предоставляемой информации.

Презентация или «слайд-фильм», подготовленная в PowerPoint, представляет собой последовательность слайдов, которые могут содержать план и основные положения выступления, все необходимые таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, входящие в демонстрационный материал. При необходимости в презентацию можно вставить видеоэффекты и звук.

Преимущества мультимедийной презентации

· Позволяет адаптироваться под особенности аудитории, изменить скорость подачи материала.

· Повышает мотивацию учения.

· Обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов.

· Позволяет проиграть аудиофайлы — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции.

· Быстрота и удобство использования.

Перед созданием презентации на компьютере важно определить:

· назначение презентации, ее тему – следует самому понять то, о чем вы собираетесь рассказывать;

· примерное количество слайдов - слайдов не должно быть много, иначе они будут слишком быстро меняться, и времени для записи у слушателей не останется;

· как представить информацию наиболее удачным образом;

· содержание слайдов;

· графическое оформление каждого слайда.

1.Требования к содержанию информации, представляемой в презентации:

· Заголовки должны привлекать внимание аудитории

· Слова и предложения – короткие

· Временная форма глаголов - одинаковая

· Минимум предлогов, наречий, прилагательных

2. Требования к расположению информации.

· Горизонтальное расположение информации

· Наиболее важная информация в центре экрана

· Комментарии к картинке располагать внизу

3. Объем информации и требования к содержанию.

· На одном слайде не более трех фактов, выводов, определений.

· Ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде

Рекомендации по структуре презентации к докладу (реферату):

1. титульный слайд (здесь указывается тема доклада; фамилия, имя и отчество докладчика);

2. информационные слайды (они могут содержать диаграммы и графики, также текстовые, табличные и графические материалы, предназначенные для более четкого восприятия аудиторией информации, излагаемой в докладе);

3. завершающий слайд (он содержит те же данные, что и титульный слайд).

Выбор тип информации, схем структурирования, данных очередности, их изложения осуществляется непосредственно докладчиком.

По вопросам подготовки к семинарским занятиям и самостоятельной работе студенты могут обращаться за консультацией преподавателя, согласно графику консультаций, утвержденного кафедрой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: