Глава 2. Требования к содержанию технического и профессионального образования с ориентиром на результаты обучения




4. Содержание обучения на уровне ТиПО определяется образовательными программами ТиПО и ориентируется на результаты обучения.

Содержание образовательных программ ТиПО предусматривает изучение:

при подготовке квалифицированных рабочих кадров:

1) общеобразовательных, общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин или изучение общеобразовательных и интегрированных в базовые и профессиональные модули общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин;

2) выполнение лабораторно-практических занятий;

3) прохождение производственного обучения и профессиональной практики;

4) прохождение промежуточной и итоговой аттестации.

при подготовке специалистов среднего звена:

1) общеобразовательных, общегуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин или изучение общеобразовательных и интегрированных в базовые и профессиональные модули общегуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин;

2) выполнение лабораторно-практических занятий;

3) прохождение профессиональной практики;

4) выполнение курсового и дипломного проектирования (работы), если иное не предусмотрено рабочим учебным планом;

5) прохождение промежуточной и итоговой аттестации.

В ВСУЗах содержание образовательных программ ТиПО предусматривает изучение общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и прохождение войсковой стажировки.

5. Образовательные программы ТиПО включают воспитательные компоненты, направленные на привитие национальных ценностей, формирование патриотизма и гражданственности, развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся.

6. Реализация образовательных программ ТиПО обеспечивается:

1) наличием библиотечного фонда учебной литературы и учебно- методических пособий, в том числе: электронного образовательного контента (электронных учебных пособий, аудио- и видеоматериалов), методических наглядных пособий и рекомендаций по модулям (дисциплинам), профессиональным практикам, письменно-квалификационным работам, самостоятельным работам обучающегося, курсовым и дипломным проектам;

2) инженерно-педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее, техническое и профессиональное, послесреднее образование, соответствующее профилю специальности. Допускается привлечение квалифицированных специалистов с производства, имеющих базовое высшее, техническое и профессиональное, послесреднее образование, соответствующее профилю специальности.

Реализация специальных учебных программ для обучения лиц с особыми образовательными потребностями обеспечивается специалистами сопровождающими процесс обучения.

7. Планирование и организация образовательной деятельности осуществляются на основе учебных программ и планов.

Учебные программы и планы подразделяются на типовые, рабочие и индивидуальные.

В ВСУЗах учебные программы и планы подразделяются на типовые, рабочие.

Для лиц с особыми образовательными потребностями разрабатываются специальные учебные программы, представляющие собой частичное или полное содержание образовательной программы в зависимости от психофизических особенностей и возможностей обучающихся.

8. Типовые учебные программы и планы разрабатываются по конкретным специальностям ТиПО.

При планировании учебного процесса типовые учебные планы разрабатываются на основе моделей учебного плана ТиПО, учебного плана при модульной технологии обучения или модели учебного плана при кредитной технологии обучения, приведенных в приложениях 1, 2 и 3 к настоящему стандарту и отличаются в следующих случаях:

1) подготовки специалистов из числа лиц с особыми образовательными потребностями;

2) подготовки специалистов по военным, медицинским специальностям и специальностям культуры и искусства (прием в хореографические учебные заведения осуществляется с 4 (5) класса).

В типовых учебных планах по кредитной технологии обучения определяется трудоемкость обязательного компонента и каждого вида учебной деятельности (теоретического обучения, производственного обучения, профессиональной практики (войсковой стажировки), промежуточной и итоговой аттестации, написания дипломного проекта (работы)) в кредитах, а компонент по выбору указывается общим количеством кредитов и часов.

9. Рабочие учебные планы разрабатываются организацией образования по определенному профилю, специальности и квалификациям с указанием формы и срока обучения на основе типового учебного плана, при его отсутствии на основе моделей учебного плана ТиПО, учебного плана при модульной технологии обучения или модели учебного плана при кредитной технологии обучения, приведенных в приложениях 1, 2 и 3 к настоящему стандарту.

Рабочий учебный план разрабатывается на весь период обучения и утверждается руководителем организации ТиПО.

В рабочих учебных планах для лиц с особыми образовательными потребностям до 15 % объема учебного времени по каждой дисциплине и (или) модулю отводится на индивидуальное обучение.

Индивидуальный учебный план для лиц с особыми образовательными потребностями разрабатывается с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

На основе рабочих учебных планов для лиц с особыми образовательными потребностями с помощью тьютора составляется индивидуальный учебный план.

Рабочие учебные планы и учебные программы ТиПО отличаются от типовых учебных планов и программ в следующих случаях:

1) работы в экспериментальном режиме;

2) подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих кадров на базе профессионального образования;

3) подготовки кадров из числа лиц с особыми образовательными потребностями;

4) подготовки специалистов по военным специальностям и специальностям культуры и искусства;

5) подготовки специалистов в соответствии с потребностями работодателей, учетом специфики региона и организаций ТиПО.

При модульной технологии обучения типовые учебные планы и программы разрабатываются с учетом необходимости освоения нескольких уровней или смежных квалификаций. На другие квалификации одной специальности организации ТиПО разрабатывают рабочие учебные планы, используя типовой учебный план.

10. При кредитной технологии обучения в дополнение к рабочим учебным планам организацией ТиПО разрабатывается каталог элективных дисциплин и (или) модулей (за исключением ВСУЗов).

На основе рабочих учебных планов и каталога элективных дисциплин и (или) модулей по специальности обучающимся с помощью эдвайзера составляется индивидуальный учебный план.

В индивидуальный учебный план включаются дисциплины и (или) модули обязательного компонента и виды учебной деятельности (теоретическое обучение, производственное обучение, профессиональная практика, промежуточная и итоговая аттестация, написание и защита дипломной работы (проекта)), или дисциплины и (или) модули компонента по выбору.

Форма, структура, порядок разработки и утверждения каталога элективных дисциплин и (или) модулей, индивидуального учебного плана определяются организацией ТиПО самостоятельно.

11. При модульной технологии обучения может быть использовано дуальное обучение в период освоения рабочих квалификаций без учета модуля подготовки специалиста среднего звена

12. Рабочие учебные программы разрабатываются на основе типовых учебных программ (при их наличии) или самостоятельно по всем дисциплинам и (или) модулям учебного плана и утверждаются организацией ТиПО.

13. При разработке и реализации рабочих учебных планов и программ на основе типовых учебных планов и программ организации ТиПО:

1) изменяют до 50 % объема учебного времени, отводимого на освоение учебного материала для циклов, до 50 % по каждой дисциплине и (или) модулю и до 60 % (до 80 % при дуальном обучении) производственного обучения и профессиональной практики с сохранением общего количества часов на обязательное обучение;

2) изменяют содержание учебных программ до 50 % (до 80 % при дуальном обучении) по каждой дисциплине, производственному обучению, в том числе по интегрированным (включенным) в модули дисциплинам и до 60 % (до 80 % при дуальном обучении) по профессиональному модулю;

3) вводят дополнительные дисциплины (профессиональные модули) по требованию работодателей с сохранением общего количества часов на обязательное обучение;

4) выбирают различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса;

5) выбирают формы, порядок и периодичность проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

14. Последовательность изучения и интеграция учебной дисциплины и (или) модуля, распределение учебного времени по каждому из них по курсам и семестрам производится с учетом междисциплинарных связей.

При формировании наименования и содержания учебной дисциплины и (или) модуля обеспечивается преемственность и перезачет результатов обучения и кредитов на следующем уровне образования по родственным квалификациям.

15. Общеобразовательные дисциплины определяются для обучения на базе основного среднего образования в соответствии с инвариантной частью типовых учебных планов общего среднего образования.

Перечень и объем общеобразовательных дисциплин определяется на основе профессиональной ориентации содержания образования с учетом профильного обучения.

По усмотрению организации ТиПО общеобразовательные дисциплины интегрируются в модули.

Занятия по "Физической культуре" являются обязательными и планируются не менее 4 часов в неделю (в зависимости от специальности).

Для ВСУЗов занятия по "Физической подготовке" являются обязательными и планируются не менее 4 часов в неделю (в зависимости от специальности). По окончанию каждого семестра обучения проводятся экзамены. Занятия в спортивных секциях предусматриваются в объеме не более 4 часов в неделю.

Для специальностей, предусматривающих повышенную физическую нагрузку (хореография, спорт, цирковое искусство) занятия по "Физической культуре" реализуются в рамках специальных дисциплин или профессиональных модулей.

Дисциплина "Начальная военная и технологическая подготовка" проводится в объеме 100 часов, в том числе 36 часов на учебно-полевые сборы. В период учебно-полевых сборов обучающиеся (девочки) проходят медико-санитарную подготовку. Интегрированная образовательная программа "Основы безопасности жизнедеятельности" реализуется в рамках учебного курса "Начальная военная и технологическая подготовка" (за исключением ВСУЗов).

Перечень общеобразовательных дисциплин в специальных учебных программах для лиц с особыми образовательными потребностями определяется в зависимости от специальности организацией ТиПО самостоятельно.

При модульной технологии обучения по усмотрению организаций ТиПО общеобразовательные дисциплины интегрируются в базовые и (или) профессиональные модули.

16. Социально-экономические дисциплины, в том числе интегрированные в базовые и (или) профессиональные модули, реализуются при подготовке специалистов среднего звена с объемом учебного времени не более 180 часов в зависимости от профиля специальности, за исключением военных специальностей.

17. Образовательные программы ТиПО включают наряду с обязательными дисциплинами и (или) модулями и дисциплины и (или) модули, определяемые организацией ТиПО, факультативные занятия и консультации.

18. Учебный процесс в организациях ТиПО, реализующих образовательные программы ТиПО, включает теоретическое обучение в организациях ТиПО, а также производственное обучение и профессиональную практику, выполняемые в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах и учебных полигонах, на базе предприятий (организаций).

Профессиональная практика подразделяется на учебную, производственную и преддипломную.

Учебная практика осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, учебных полигонах и на производстве.

Профессиональная практика проводится на предприятиях (организациях) на рабочих местах соответствующих профилю специальности, предоставляемых работодателями на основе договора, и направлена на формирование профессиональных компетенций.

В ВСУЗах профессиональная практика включает в себя практические и методические занятия по дисциплинам, определяющим боевую подготовку. Занятия планируются в классах, лабораториях, на учениях, при проведении полевых выходов, направлены на закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Данные занятия направлены на приобретение практических навыков и профессиональных компетенций в соответствии с присваиваемой квалификацией. Сроки и содержание практических занятий определяются рабочими учебными планами, графиком учебного процесса и рабочими учебными программами.

Сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными учебными программами и рабочими учебными планами.

В ВСУЗах количество времени, отводимого на профессиональную практику, войсковую стажировку, на изучение общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, определяется соответствующим уполномоченным органом.

Курсовые проекты (работы) рассматриваются как один из видов учебной работы по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, в том числе интегрированным в модули, и выполняются в пределах учебного времени, отводимого на их изучение. Количество курсовых проектов (работ) в семестре составляет не более одного, допускается дополнительно планировать одну курсовую работу (проект) за весь период обучения.

19. Уровень полученных знаний, умений, навыков и компетенций обеспечивается различными видами контроля.

В плане учебного процесса отражаются следующие формы контроля качества освоения обучающимися образовательных программ ТиПО:

1) промежуточная аттестация;

2) итоговая аттестация.

В целях контроля за освоением обучающимися образовательных программ ТиПО организации ТиПО осуществляют текущий контроль успеваемости и проводят промежуточную аттестацию обучающихся.

Организации образования самостоятельны в выборе форм, порядка и периодичности осуществления текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся.

Контрольные работы и зачеты проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение дисциплины, в том числе интегрированной в модули – в сроки, отведенные на промежуточную или итоговую аттестацию.

Количество экзаменов и контрольных работ определяется исходя из требований к уровню знаний, умений и компетенций, которыми необходимо обладать обучающимся.

Для ВСУЗов по всем дисциплинам предусматривается проведение промежуточной аттестации, основной формой которой является экзамен.

Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам, в том числе интегрированным в модули, предусматривает проведение экзаменов по: языку, литературе, истории Казахстана, математике и выбору организации ТиПО.

По полному завершению освоения образовательной программы ТиПО проводится итоговая аттестация.

В типовых учебных планах и программах итоговая аттестация обучающихся предусматривается по завершению каждого уровня квалификации.

Для обучающихся, освоивших рабочую квалификацию и не продолжающих обучение проводится итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена. В случае освоения полной программы квалификационный экзамен для уровня квалифицированных рабочих кадров проводится в рамках промежуточной аттестации, объем учебного времени итоговой аттестации отводится на профессиональную практику.

Квалификационные экзамены проводятся на производственных площадках, в лабораториях, мастерских или учебных центрах, оснащенных необходимым оборудованием по каждой квалификации.

Для специальностей сферы искусства и культуры предусмотрено выполнение творческих заданий.

Для ВСУЗов итоговая аттестация включает сдачу комплексного экзамена по специальным дисциплинам и сдачу экзамена по дисциплине физическая подготовка.

Итоговая аттестация для лиц с особыми образовательными потребностями проводится в форме выполнения практической работы по производственному обучению с пояснениями выполняемых действий.

Форма итоговой аттестации обучающихся определяется организацией ТиПО.

При проведении лабораторных работ, практических занятий, в том числе по физическому воспитанию и занятий по отдельным общепрофессиональным и специальным дисциплинам, производственного обучения в мастерских (на учебных полигонах и в учебных хозяйствах), перечень которых определяется в соответствии с учебным планом, учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 13 человек, для медицинских и фармацевтических организаций образования по клиническим дисциплинам учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 8 человек.

20. Организация ТиПО осуществляет образовательную деятельность в соответствии с полученной лицензией и на протяжении всего периода времени ее действительности соблюдает квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности, и перечня документов, подтверждающие соответствие им, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2015 года № 391 (зарегистрирован в Реестре нормативных правовых актов под № 11716).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: