Культура межэтнических отношений




Ш.А. Музенитов

КУЛЬТУРА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ

(программа специального курса

и методические рекомендации)

 

 

Ставрополь, 2008

УДК 376.74

ББК 74.65

М 89

Научный редактор:

Багдасарова А.Б.-к.-фил.наук,доцент СГУ

 

 

Рецензенты:

Шабалдас А.Е.-д-р.пед.наук, профессор ИДНК

Майборода Э.Т.- канд.-фил. наук, доцент СГУ

 

Музенитов Ш.А.

М 89 «Культура межэтнических отношений». Центр образования, развития, сближения и единения молодежи в системе школа-вуз.-Ставрополь: ИДНК, 2008.- 42 с.

 

Настоящие методические рекомендации предназначены для учащихся образовательных учреждений в системе школа-вуз.

Приводится программа с пояснительной запиской и тематическим планированием специального курса: «Культура межэтнических отношений».

Методические рекомендации будут полезны для изучения школьникам и студентам. В брошюре освещены проблемы, касающиеся культуры межэтнических отношений. Настоящие материалы могут быть использованы на уроках обществознания, на внеклассных занятиях, для изучения этнической культуры народов в полиэтничном регионе через классные часы, в течении учебного года.

Приведены лаконичные по форме, но глубокие по содержанию высказывания, пословицы и поговорки народов мира, которые станут незаменимыми помощниками в общении со школьниками, украсят вашу речь, придадут вашим словам особую глубину и значение.

 

УДК 376.74

ББК 74.65

 

© Музенитов Ш.А., 2008

Культура межэтнических отношений

(специальный курс)

 

«Чтобы строить достойные межличностные

и межэтнические отношения надо знать,

понимать и изучать культуру друг друга».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Российская Федерация представляет сложную этническую структуру, состоящую из более 180 этносов и этнических групп. В стране невозможно найти ни одной общеобразовательной школы или вуза, в которых бы не учились дети разных национальностей.

Выпускники общеобразовательных школ, придя на производство или продолжая образование в вузе, приступают к профессиональной и учебной деятельности, которые определяются не только выполнением своих обязанностей, но и взаимодействием с членами коллектива, социальным окружением и образом их жизни. Поэтому молодежь, обучающаяся в полиэтничном регионе, должна достойно представлять свой народ в процессе обучения и будущей трудовой деятельности и для этого необходимо овладеть элементарной культурой в межличностных и межэтнических отношениях. Освоение, понимание и принятие менталитета рядом проживающих народов – важное требование времени.

В процессе успешной организации трудовой деятельности на рынке труда важная роль должна быть отведена установлению деловых, партнёрских, достойных межличностных отношений в деле сотрудничества на основе взаимного уважения и понимания национальных особенностей и традиционных ценностей: воспитания, образования, культурных, политических и религиозных взглядов.

Вначале сразу же отметим уникальное и справедливое высказывание основоположника теории развития человеческого общества К.Маркса: «…на определенной ступени жизни дети воспитывают своих родителей». Развивая эту мысль, мы невольно приходим к такому, на первый взгляд кажущемуся простым, выводу, что на определенном этапе учебного и производственного процесса ученик воспитывает своего учителя, студент – преподавателя, коллектив – руководителя.

Большинство людей думают, что воспитание – это односторонний процесс переливания «душевной жидкости» из одного сосуда в другой. Подобный односторонний подход к постоянно важной проблеме воспитания личности был бы вовсе не полным. Воспитывая в дошкольниках, учениках, подчиненных чувство доброты и отзывчивости, мы сами становимся добрее и отзывчивее, а воспитывая трудолюбие и ответственность перед самим собой и перед обществом, мы воспитываем эти качества и в себе. Развивая в учениках, студентах святую любовь к науке, познанию, или такие важные чувства, как целеустремленность, самокритичность, умение довести начатое дело до конца, каждый раз мы воспитываем эти качества и в себе.

С другой стороны, если мы грубы, безответственны, то все это зачастую невольно передается нашим детям. Примеров из жизни, подтверждающих сказанное, можно привести много, они требуют глубокого научного исследования. Во всех жизненных ситуациях, естественно, следует вдумчиво и с особой осторожностью относиться к вопросам воспитания, совершенствования личности, чтобы в дальнейшем можно было увидеть человека в человеке.

Необходимо еще в школе, в старших классах дать учащимся такие сведения, которыми, в силу обратной связи, они могли бы воздействовать на мировоззрение своих родителей (например, при выборе профессии, при устраивании семейного быта и т.д.). Выработать и воспитать у выпускников такие качества, чтобы они могли в будущей трудовой деятельности, попав в коллектив, определенным образом влиять на него, научить их строить правильные отношения с окружающими. Естественно все эти личностные качества (и хорошие и плохие), привитые в юности родителями, школой, обществом в целом, включая улицу, фиксируются в сознании, и невольно передается последующему поколению. В этой связи не позволительно вести себя произвольно, как вздумается или самотеком. И если всему этому подрастающее поколение учили в родительском доме, в школе, да и в обществе в целом глубоко убежден, что люди задумывались бы над своими поступками, проделанными ими в той или иной сфере жизненного пространства. Известная пословица «Береги честь смолоду» должна быть всегда компасом в деле воспитания подрастающего поколения. И это достаточно серьезный фактор.

Нам хорошо известны примеры, когда родители обидчивы от природы – дети обидчивые, родители излишне словоохотливы – дети такие же, базирующиеся на образе жизни родителей.

Дети же в свою очередь не могут противостоять личностным качествам своих отцов, хотя им о них все было известно, а стали последователями образа жизни собственных родителей. Сказанное происходит, как бы не осознано, рефлексивно, самотеком. Нужно оперативное вмешательство со стороны педагогов, соответствующее воспитание, чтобы предотвратить негативные явления. В школе, где этот вопрос, по моему глубокому убеждению, должен быть центральным, говорится лишь поверхностно.

Следует отметить, что национальные особенности и традиционные ценности у различных народов проявляются по-разному и чтобы строить правильные отношения, мы должны знать культуру и традиции друг друга всесторонне, как внутри, так и внешне. И если бы эти вопросы на должном уровне изучались еще в школе, то наверняка каждый бы задумался, прежде чем совершить тот или иной поступок в собственной жизни.

Вполне понятно, что для трудных подростков и взрослых на перевоспитание нужно потратить время, которого так не хватает у взрослых. Однако сегодняшняя жизнь, как в зеркале, показывает, к чему приводит такое невнимание.

«Воспитание должно активнее воздействовать на развитие ребенка, стимулируя развитие того положительного, что дано природой, и устраняя дефекты, которые могут быть переданы по законам наследственности и которые должны быть устранены воспитанием (Г.С. Прозоров. Наследственность и воспитание. М., 1960, С.29).

Вот почему необходимо всегда помнить: воспитывая – задумывайся, задумываясь – воспитывай. Естественно на данном этапе развития нашего общества, следует особо обратить внимание на развитие в детях таких качеств, как ответственность, благородство, порядочность, деловитость, честность и т.д.

Эффект от работы будет значительным, если не только бороться с недостатками, но и развивать положительные качества: уважение к родителям, от которых унаследованы трудолюбие, доброта, честность, умение дружить и так далее. Следует пробуждать у учащихся желание узнать о жизни своих предков: чем они занимались (очень часто это отражается – в фамилиях), где жили, каких традиций придерживались. Возможно, таким путем можно помочь молодому человеку выявить склонности к какому-либо занятию, ремеслу, искусству. Ведь довольно часто это тоже передается по наследству.

Наши учащиеся находятся в том возрасте, когда с ними следует говорить о браке, о создании семьи. Воспитатель должен помочь ребятам избавиться от определенных недостатков или развить какие-то достоинства еще и потому, что характер каждого человека, несомненно, влияет на его семейную жизнь, на взаимоотношения между супругами, на то, какими они воспитывают своих детей. Убеждены, что одной их важнейших причин многочисленных разводов является нежелание или неумение супругов изменить или, во всяком случае, смягчить недостатки своего характера, хотя эти качества в собственных родителях они отчетливо видят и, как правило, осуждают. Иногда даже причину развода так и указывают – несходство характеров. За этим стоит бессилие или нежелание, неумение преодолеть свои недостатки. В праве ли учитель безучастно стоять в стороне?

В художественных фильмах, показанных на экранах страны, имеется богатейший материал, который учитель может использовать для осмысленного воздействия на воспитуемого, стимулируя в нем все положительное, что дано природой и, устраняя дефекты характера, которые передаются по законам образа жизни.

В силу специфики нашего политэтничного региона и происхождения конфликтных ситуаций среди многонациональной молодежи, проживающей на Северном Кавказе, усложнилась проблема взаимопонимания между молодыми людьми, что в первую очередь, может указывать на недостаточное установление правильных межличностных и межэтнических отношений, для чего надо знать, понимать и основательно изучать культуру и традиции друг друга.

Так как в стране происходят конфликтные ситуации, ущемление интересов, социальных прав, спокойной жизни одних народов за счет других, то необходимо безотлагательное вмешательство, чтобы выправить положение. Возникает вопрос: с чего начинать полноценное воспитание личности, хотя бы подрастающего поколения с учетом реальной ситуации. Для этого вспомним слова, произнесенные Демокритом в свое время: «На человека можно воздействовать системой специальных упражнений для изменения собственных позиций…».

Структурная схема может быть обозначена на основе вызывания чувства понимания, ответственности, порядочности, обязательности, терпимости, хладнокровия, анализа, прогнозирования, решительности, уважения. То есть все то, что нужно в жизни каждому из нас, а также в межличностных и межэтнических отношениях.

Для ответа на поставленный вопрос нами проведено исследование на тему «Этнопсихологические основы становления и воспитания личности с учетом национального характера и традиционных ценностей». Это довольно сложная социально-педагогическая проблема, решение которой крайне необходимо обществу и в основу которой заложен педагогический опыт А.В.Авксентьева, В.А.Авксентьева, А.К.Музенитова. Исследование начал с того, что изучил и выявил национальные особенности и традиционные ценности практически всех народов, проживающих в Российской Федерации и в особенности Северного Кавказа. Итогом исследовательской работы является разработанный объем и содержание программы специального курса, получивший название «Культура межэтнических отношений школьников и студентов» (36 часов) и соответствующие рекомендации к изучению.

Вообще говоря, об особенностях культуры и традиций всех народов надо глубже и шире их изучать и внедрять в практику воспитания, чтобы общество могло развиваться и совершенствоваться в дальнейшем, если же умалчивать об этом, значит, тормозить их развитие. От этого и зависит установление правильных, достойных, общественных, межэтнических и межличностных отношений.

В целом проведенное исследование в этом направлении переросло в целую теорию, получившую название: «Теория педагогического воздействия, вызова и реализации резервных способностей учащихся», основу которой составили: высказывания, пословицы и поговорки народов мира, стратегии педагогического воздействия, учебно-познавательные фильмы, спектакли, клятва о достойном поведении в обществе. И изданы в виде методических рекомендаций под названием «Некоторые проблемы медицинского, экономического и наследственного воспитания и образования на базе Центра как новой формы образовательного учреждения».

В вопросах воспитания подрастающего поколения, следует быть очень осторожным и аккуратным, а также обладать большим педагогическим искусством и обладать одним необходимым условием: быть любимым и уважаемым учащейся молодежью. Только в этом случае ученик всегда простит, если преподаватель «вышел» за пределы дозволенного.

Хотелось бы подрастающее поколение, а также всех родителей, учителей, преподавателей, руководителей всех уровней обратить внимание на следующий факт, который в лаконичной форме можно представить в виде следующего высказывания: «Жизнь и природа не прощает и сурово наказывает тех, кто однажды встал на подлый, коварный путь и широко одаривает каждого, кто делает добро окружающему». Это глубоко религиозное, православное учение и подтверждается его проявление на основе наблюдений, и человечество это давно заметило.

Если же в основу воспитания подрастающего поколения принять некоторые аспекты выше приведенного тезиса, то каждый бы задумался над совершением того или иного правонарушения по отношению к окружающим.

Ниже приведем программу, обозначим цели, задачи, ожидаемые результаты и тематическое планирование специального курса «Культура межэтнических отношений школьников и студентов».

ЦЕЛИ:

1. Формировать у учащихся знания об этногенезе народов Российской Федерации и Северного Кавказа, изучать положительный опыт межэтнических отношений в регионе.

2. Развивать интерес у учащихся к изучению национальных особенностей, традиций, культуры, языка народов Российской Федерации и Северного Кавказа, сотрудничеству при проведении культурно-массовых мероприятий и межнационального общения.

ЗАДАЧИ:

1.Дать учащимся комплекс знаний об историко-цивилизационном развитии народов Российской Федерации и Северного Кавказа.

2. Обучить школьников и студентов национальным традициям народов Российской Федерации и Северном Кавказе.

3. Развивать у школьников и студентов организаторские способности, деловые, партнерские и личностные качества для установления позитивных межличностных и межэтнических взаимоотношений.

4. Подготовка школьников и студентов к социализации в полиэтничном регионе.

5. Осуществлять патриотическое, гражданское, воспитание школьников и студентов.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

1. Сформировать у учащихся знания, умения, навыки культуры межличностного и межэтнического отношений.

2. Познакомить учащихся с нормами о достойном поведении в полиэтничном регионе, о недопустимости разжигания национальной розни и других негативных явлений.

3.Привить учащимся навыки толерантного отношения к феномену поликультурности и поликонфесиональности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: