ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по учебной дисциплине «Организация строительного производства» предназначена для использования в УО «Кричевский государственный профессиональный агротехнический колледж» при организации обучения по квалификации: «Техник-строитель».
Обучение осуществляется на основе общего среднего образования с одновременным получением среднего специального образования. Срок получения средне-специального образования – 2 года. Количество часов по тематическому плану – 84, из них 24 - практические работы, 30-курсовое проектирование. В процессе изучения предмета предусмотрено проведение 1 ОКР после изучения темы № 5
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знатьна уровне представления:
нормативную и законодательную базу в области организации строительства;
организационные формы ведения строительства;
состав и порядок организации работ, предшествующих строительству;
знать на уровне понимания:
принципы технического нормирования;
порядок организации строительных бригад и звеньев;
основы поточной организации строительных работ;
порядок организационно-технической подготовки строительного производства;
состав и назначение строительных генеральных планов и календарных планов;
функции органов надзора и контроля за строительством;
порядок сдачи объекта в эксплуатацию;
должны уметь:
разрабатывать строительные генеральные планы строящихся объектов, рассчитывать необходимые ресурсы;
составлять календарные планы строительства объектов;
комплектовать звенья, бригады, производить расстановку рабочих в соответствии с их квалификацией и производственной необходимостью;
анализировать результаты деятельности строительно-монтажной бригады.
Практических работы проводятся при изучении тем № 3,4,5,6.
Изучение дисциплины базируется на знаниях учащихся полученных в результате изучения дисциплин «Строительные материалы и изделия», «Геодезия», «Строительные машины и оборудование», «Гражданские и промышленные здания», «Технология строительного производства», «Охрана труда», «Нормирование труда и сметы», «Экономика строительства», «Инженерные сети и оборудование», «Основы электротехники и электроснабжение», «Охрана окружающей среды и энергосбережение».
По всем темам программы сформулированы цели изучения и прогнозирования результаты их достижения с учетом уровня усвоения содержания изучаемого материала.
Приведенный в программе тематический план является рекомендательным. Цикловая (предметная) комиссия учреждения образования может вносить обоснованные изменения в содержание программного материала и в распределение учебных часов по темам в пределах общего бюджета времени на изучение дисциплины. Все изменения должны утверждаться заместителем руководителя учреждения образования по учебной работе.
Содержание учебной программы учреждения образования, реализующего образовательные программы средне-специального образования, по учебному предмету корректируется по мере необходимости (изменения в содержании и характере труда).
Примерный тематический план
Тема | Количество часов | |
Всего | В том числе на практические работы | |
Введение | ||
1.Строительный комплекс Республики Беларусь 2.Организационно-техническая подготовка строительного | ||
производства | ||
3.Основы поточной организации строительного производства | ||
4.Календарные планы строительства 5.Планирование строительного производства на основе сете | ||
сетевых графиков | ||
Обязательная контрольная работа | ||
6.Строительный генеральный план 7.Организация контроля за строительством. Сдача объекта в | ||
эксплуатацию | ||
Курсовое проектирование | ||
Итого |
Цели изучения темы | Содержание темы | Результат | |||
Введение | |||||
Ознакомить с целями, задачами и предметом дисциплины, с основными понятиями в области строительства | Цели, задачи и предмет дисциплины «Организации строительного производства». Ее связь с другими учебными дисциплинами, значение в системе подготовки специалиста среднего звена. Основные понятия в области строительства. | Высказывает общее суждения о целях, задачах и предмете дисциплины, об основных понятиях в области строительства. | |||
Тема1.Строительный комплекс Республики Беларусь | |||||
Сформировать понятие о строительном комплексе Республики Беларусь, его структуре и составе. | Структура строительного комплекса, его состав. Роль научно-исследовательских институтов, строительной индустрии, строительных предприятий, государственной вневедомственной экспертизы, государственного надзора в повышении качества строительных работ и развитии научно-технического прогресса в строительстве. | Описывает структуру и состав строительного комплекса, объясняет роль его организаций в строительном производстве | |||
Тема 2.Организационно-техническая подготовка строительного производства | |||||
Сформировать понятие об организационно-технической подготовке строительного производства, о технологическом проектировании. | Цели и задачи организационно-технической подготовки строительства. Этапы организационно-технической подготовки строительства: общая подготовка, подготовка строительных организаций, подготовка строительного объекта, подготовка к строительно- монтажным работам. Документация на подготовку к строительному производству, её виды и назначение. Проект организации строительства (ПОС), его состав и порядок разработки. Проект производства работ (ППР), его состав и порядок разработки. Тендер, его значение в рыночных условиях. | Излагает цели и задачи, освещает этапы подготовки строительного производства. Описывает документацию на подготовку к строительному производству. | |||
Тема 3.Основы поточной организации строительного производства | |||||
Дать знания о поточной организации строительного производства, видах строительных потоков, их параметрах и периодах, графическом построении строительных потоков, анализе технико-экономических показателей. | Сущность и разновидность строительных потоков по структуре и характеру развития в пространстве. Параметры строительного потока: число отдельных процессов или число бригад, участвующих в потоке; число захваток, шаг потока; продолжительность работы на одной захватке; продолжительность работ на первой захватке; общая продолжительность работ по потоку в целом. Обозначение параметров. Графическое изображение строительных потоков. Периоды строительного потока: развёртывание потока, установившийся поток, сворачивание потока. | Классифицирует строительные потоки, объясняет параметры и периоды организации строительных потоков. Излагает правила графического построения строительного потока, объясняет особенности организации строительных потоков и их технико-экономических показателей. | |||
Особенности организации объектных и комплексных потоков. Технико-экономическая эффективность поточной организации строительного производства. | |||||
Выработать умение рассчитывать и строить линейный график строительного потока. | Практическая работа №1 Расчёт и построение линейных графиков строительного потока. | Выполняет расчёт и построение линейного графика строительного потока. | |||
Тема 4.Календарные планы строительства | |||||
Сформировать понятие о назначении и составе календарных планов, о порядке разработки объектного календарного плана, построения графиков неравномерного движения рабочих, работы основных машин и механизмов, поставки и расхода строительных материалов и конструкций, о расчёте технико-экономических показателей. | Назначение, состав линейных календарных планов строительства. Исходные данные для линейных календарных планов и порядок их разработки. Организационно-технологические этапы разработки объектного календарного плана: определение состава и расчёт объёмов работ, выбор рациональных методов выполнения работ, определение затрат труда и машинного времени, рационального состава бригад, сменности и продолжительности выполнения работ. Построение графиков неравномерного движения рабочих, работы строительных машин и механизмов, поставки и расхода материалов и конструкций. Особенности календарного планирования при монтаже здания с транспортных средств. Технико-экономические показатели календарного плана. Требования охраны труда. | Поясняет назначение описывает состав календарного плана, излагает исходные данные для его разработки. Освещает методику разработки расчетной и графической части календарного плана, построения графиков неравномерного движения рабочих, работы строительных машин и механизмов, поставки и расхода материалов и конструкций, порядок расчёта технико-экономических показателей. | |||
Сформировать умение разрабатывать расчётную часть календарного плана. | Практическая работа №2 Разработка расчётной части календарного плана | Разрабатывает расчётную часть календарного плана. | |||
Сформировать умение разрабатывать графическую часть календарного плана, рассчитывать технико- экономические показатели. | Практическая работа №3 Разработка графической части календарного плана и расчёт технико-экономических показателей. | Разрабатывает графическую часть календарного плана, рассчитывает технико- экономические показатели. | |||
Сформировать умение строить графики неравномерного движения рабочих, работы строительных машин и механизмов, поставки и расхода материалов и конструкций. | Практическая работа №4 Построение графиков неравномерного движения рабочих кадров по объекту, работы основных машин и механизмов, поступления и расхода материалов, изделий и конструкций. | Строит графики неравномерного движения рабочих, работы строительных машин и механизмов, поставки и расхода материалов и конструкций. | |||
Тема 5.Планирование строительного производства на основе сетевых графиков | |||||
Сформировать понятие о планировании строительного производства на основе сетевых графиков, об элементах, принципах построения, временных параметрах, видах сетевых графиков, расчёте сетевого графика графическим методом, о корректировке сетевых графиков, технико-экономических показателях. | Сущность и назначение планирования на основе сетевых графиков. Основные элементы сетевых графиков. Принципы построения сетевых графиков. Временные параметры, их расчёт. Виды сетевых графиков. Графический метод расчёта сетевых графиков. Корректировка сетевых графиков. Технико-экономические показатели сетевого графика. | Раскрывает сущность, поясняет назначение планирования на основе сетевых графиков. Описывает принципы построения, временные параметры, виды сетевых графиков. Объясняет порядок расчета сетевого графика графическим методом, его корректировки, расчета технико-экономических показателей. | |||
Сформировать умение рассчитывать сетевой график графическим методом по всем параметрам. | Практическая работа №5 Расчёт сетевого графика графическим методом | Рассчитывает сетевой график графическим методом по всем параметрам. | |||
Обязательная контрольная работа | |||||
Дать знания о назначении и видах строительных генеральных планов, оих содержании, принципах и последовательности разработки, о порядке расчёта их технико-экономических показателей. | Тема 6.Строительный генеральный план Назначение и виды строительных генеральных планов. Исходные данные для проектирования. Содержание объектного строительного генерального плана, принципы его проектирования. Последовательность проектирования: размещение машин и механизмов, определение опасных зон, размещение временных зданий и сооружений, временных дорог с обеспечением безопасности движения на строительной площадке, организация складского хозяйства. Проектирование временного водо- и электроснабжения строительной площадки. Взаимосвязь решений объектного календарного плана с организацией строительной площадки. Расчёт технико-экономических показателей строительного генерального плана. Меры по охране труда, пожарной безопасности и охране окружающей среды. | Поясняет назначение, описывает виды, излагает содержание строительных генеральных планов, принципы и последовательность их разработки, объясняет порядок расчёта технико-экономических показателей | |||
Сформировать умение разрабатывать строительный генеральный план при возведении объекта башенным или самоходным стреловым краном. | Практическая работа № 6 Разработка строительного генерального плана при возведении объекта самоходным стреловым и башенным краном. | Разрабатывает строительный генеральный план при возведении объекта башенным или самоходным стреловым краном: выбирает направление движения монтажного крана, определяет опасную зону его работы, места складирования строительных конструкций,размещения бытовых помещений,временных дорог,временных инженерных сетей, рассчитывает технико-экономические показатели. | |||
Сформировать умение расчёта площади временных бытовых зданий и сооружений, площади для открытого складирования строительных материалов и конструкций. | Практическая работа № 7 Расчёт площади временных бытовых зданий и сооружений, площади для складирования строительных конструкций. | Рассчитывает площадь временных бытовых зданий и сооружений, площадь для складирования строительных материалов и конструкций. | |||
Сформировать умение рассчитывать потребность во временном водо- и электроснабжении строительной площадки. | Практическая работа № 8 Расчёт потребности во временном водо- и электроснабжении строительной площадки. | Выполняет расчет потребности во временном водо- и электроснабжении строительной площадки. | |||
Дать понятие о функциях органов контроля за строительством, в порядке сдачи в эксплуатацию законченных строительством объектов. | Тема 7.Организация контроля за строительством. Сдача объекта в эксплуатацию Органы контроля за качеством строительства, их права и обязанности. Сдача в эксплуатацию законченного строительством объекта. Государственная приёмочная комиссия, её состав и задачи. | Описывает органы контроля за качеством строительства, излагает их права и обязанности. Объясняет порядок сдачи в эксплуатацию законченных строительством объектов. | |||
КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Целью выполнения курсового проекта по дисциплине «Организация строительного производства» является углубление и систематизация теоретических знаний, формирование умений по проектированию и расчету технологической документации, входящей в проект производства работ по возведению объекта. Исходными данными для проектирования и расчета служат данные, разработанные в курсовых проектах по дисциплинам «Гражданские и промышленные здания», «Технология строительного производства», «Нормирования труда и сметы».
Примерные темы курсовых проектов:
ü Организация строительства при возведении железобетонного каркасного одноэтажного промышленного здания;
ü Организация строительства при возведении железобетонного каркасного многоэтажного гражданского здания;
ü Организация строительства при возведении кирпичного здания;
Курсовой проект состоит из пояснительной записки и графической части.
Пояснительная записка содержит три раздела:
Первый раздел «Объектный календарный план» включает рсчет объемов работ по утвержденной номенклатуре, определение трудовых затрат и машинного времени по объекту, описание выбранных методов производства работ, расчёт потребности в транспортных средствах и материальных ресурсах.
Во втором разделе «Строительный генеральный план объекта» рассчитываются площади бытовых зданий, площади для складирования строительных материалов и конструкций, расчёт потребности во временном водо- и электроснабжении строительной площадки.
Третий раздел-описание разработанных мер по безопасности труда на строительной площадке;
В конце пояснительной записки приводиться список использованной литературы. Ориентировочный объём пояснительной записки - 40 страниц.
Графическая часть курсового проекта состоит из двух листов. На первом листе (формат А1) размещаются график неравномерности движения рабочих, график строительных машин и механизмов, график поступления и расхода строительных материалов и конструкций, таблица технико-экономических показателей. На другом листе (формат Al, А2масштаб 1: 200, 1: 500) должны быть представлены графическое изображение строительного генерального плана, условные обозначения, экспликация, схема монтажного крана и эпюра его грузоподъемности, элементы складирования строительных конструкций и таблица технико-экономических показателей.
На строительном генеральном плане вычерчиваются:
строящееся, существующее или сносимое здание;
места установки или направление движения строительных и грузоподъемных машин;
границы монтажных и опасных зон, зоны расположения постоянных и временных дорог;
площадка для мойки колес автотранспорта;
площадка для временного складирования строительных конструкций и материалов;
места расположения временных бытовых зданий, места отдыха рабочих на открытом воздухе;
трассы временных инженерных сетей, постоянных инженерных сетей и места расположения оборудования для подключения временных инженерных сетей;
ограждение строительной площадки с указанием въезда и выезда.
Примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся
Отметка в баллах | Показатели оценки |
(один) | Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, понятий в области строительства и т. д.); наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с помощью преподавателя. |
(два) | Различение объектов изучения программного материала, предъявленных в готовом виде (календарных планов объектов, сетевых графиков, строительных генеральных планов и т. д.); осуществление соответствующих практических действий (расчёт объемов работ, трудовых затрат, определение продолжительности работ и т.д.); наличие существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя. |
(три) | Воспроизведение части программного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление состава проекта производства работ, способов организаций строительства, этапов подготовки строительства и т.д.); осуществление умственных и практических действий по образцу (построение графика выполнения строительно-монтажных работ последовательным и параллельным способами и т.д.); наличие отдельных существенных ошибок. |
(четыре) | Воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с элементами объяснения поточного метода производства работ, порядка построения графика строительного потока, расчета его основных параметров и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (разработка расчетной части календарного плана и т.д.); наличие единичных существенных ошибок. |
(пять) | Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание последовательности разработки календарного плана, строительного генерального плана и т.д.); применение знаний и умений в знакомой ситуациипо образцу (расчёт площади временных бытовых зданий, временного водоснабжения и т.д.); наличие несущественных ошибок. |
6 (шесть) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение технологической последовательности разработки календарного плана, строительного генерального плана, порядка расчета сетевых графиков, графического их построения, обоснование выбора методов строительного производства и т.д.; выполнение заданий по образцу, на основе предписаний по расчету календарного плана, построения графиков движения рабочих, работы строительных машин и механизмов, расчет площади и временных бытовых зданий и сооружений и т. д.); наличие несущественных ошибок. |
(семь) | Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение последовательности разработки документации по организации строительства, порядка расчета технико-экономических показателей календарного плана, раскрытие сущности сетевого планирования строительного производства, обоснование зависимости организации строительной площадки от решений объектного календарного плана, формулирование выводов и т. д.; недостаточно самостоятельное выполнение заданий по определению опасной зоны работы крана, места складирования строительных материалов и т. д.); наличие единичных несущественных ошибок. |
(восемь) | Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение последовательности разработки документации по организации строительства, порядка расчета сетевых графиков, их построения, расчета технико-экономических показателей календарного плана, расрытие сущности сетевого планирования строительного производства, обоснование зависимости организации строительной площадки от решений объектного календарного плана, формулирование выводов и т. д.; самостоятельное выполнение заданий по определению опасной зоны работы крана, места складирования строительных материалов и т. д.); наличие единичных несущественных ошибок. |
(девять) | Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение знаний при разработке проектных решений по планированию строительства, организации строительной площадки и т.д., выдвижение предположений и гипотез о путях снижения энергопотребления и затрат на строительство временных зданий и т. д.; наличие действий и операций творческого характера по разработке календарного плана и строительного генерального плана и т. д.) |
(десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию процесса разработки строительных генеральных планов уникальных объектов, конструктивному решению, выполнение творческих работ и заданий по разработке новых методов производства строительных работ, по выбору машин с оптимальной производительностью и т.д.). |
Примечание. При отсутствии результатов учебной деятельности обучающихся в учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования, выставляется «О» (ноль)баллов.
ЛИТЕРАТУРА
Данилов, Н.Н. Технология и организация строительного производства: учеб.для техникумов / Н.Н.Данилов, С.Н.Булгаков, М.П.Зимин.1988.
Кирнев, А.Д. Организация строительного производства: Курсовое и дипломное проектирование: учеб.пособие / А.Д. Кирнев. Ростов н/Д, 2006.
Соколов. Г.К. Технология и организация строительства / Г.К. Соколов. М., 2002.
Стаценко, А.С. Технология и организация строительного производства / А.С. Стаценко, А.И, Тамкович, Минск, 2000.
Трушкевич, А.И. Организация проектирования и строительства / А.И. Трушкевич. М.,2003.
Дополнительная
Гаевой, А.Ф. Курсовое и дипломное проектирование / А.Ф. Гаевой, С.А. Усик. Л., 1987.
Белецкий, Б.Ф. Строительные машины и оборудование / Б.Ф. Белецкий. Ростов н/Д,2002.