А как добиться истощения запасов?




Но почему происходит тот самый сбой в цепном рефлексе?

 

Несколько неверно считать, что первый навык, который формируется у ребенка - это поднятие и удержание головы. Первый навык - этофиксация взгляда в определенной точке в пространстве. В норме он формируется в первый месяц жизни, и никак не позже формирования навыка удержания головы. Представим, что этот навык не успел сформироваться, а цепная установочная реакция уже запустилась организмом (здесь очень точная программа запуска - в 1,5 месяца, не раньше, не позже). Ребенок еще не может фиксировать взгляд - значит, нет ощущения плоскостей пространства, то есть состояние невесомости. И здесь стоит вернуться немного назад - в невесомости организм перестает получать информацию от проприорецепторов, из-за этого отключается аутохтонная мускулатура, которая участвует в централизации тела и устойчивом положении в пространстве. (Космонавты, которые прилетают на Землю, побывав в космосе, первое время не могут уверенно ходить и стоять, более того, это опасно для их здоровья, потому что нет поддержки позвоночника аутохтонной мускулатурой). Возвращаемся к грудничкам. Без фиксации взгляда нет централизации тела. Любой навык в нашем организме формируется симметрично, то есть равномерно включается и развивается мускулатура справа и слева. При отсутствии централизации равномерности развития нет, мышцы включаются в работу несимметрично с обеих сторон. К тому же происходит реакция "зажатия" или фиксации в пространстве (как при прочтении мелкого шрифта при отсутствии фиксации взгляда мы пытаемся зафиксировать тело). Отсюда происходит включение не тех мышц. Так как эти мышцы обычно имеют какую-то другую функцию и не предназначены для этой, им приходится придавать больше усилий для компенсации. И вот отсюда уже появляется нарушение мышечного тонуса.

 

И еще немного физиологии человека.

 

Вдумайтесь в название - установочный цепной рефлекс. Важное слово - цепной. Это каскад реакций, следующий один за другим. После формирования навыка цепной рефлекс остается, он и обеспечивает включение в работу мышц. Цепочка начинается с головы - навык удержания головы, и заканчивается ногами - навык прямохождения. Упрощаем - реакция идет с головы и до ног. При формировании патологического цепного рефлекса он все равно будет сохранять начальные и конечные точки, только меняется путь (те мышцы, которые напрягаются).

 

Что мы имеем в результате?

 

Отсутствие фиксации взгляда - отсутствие централизации - нарушение формирования двигательного навыка - патологический цепной установочный рефлекс - патологическая поза.

 

Что же делать?

 

Главная цель всей реабилитации - формирование физиологического установочного цепного рефлекса, в дальнейшем с формированием правильных двигательных навыков по возрасту.

 

С чего начать?

 

С погашения патологического цепного рефлекса. Для начала необходимо истощить запасы медиаторов нервной системы. Что такое медиатор? Все реакции нервной системы протекают с использованием медиаторов, за счет их эти реакции и происходят. Чтобы запустить и поддерживать цепной рефлекс - нужны медиаторы. Они постоянно вырабатываются нервной системой, также есть и запасы медиаторов для каждого рефлекса. Истощив запасы медиаторов в этом рефлексе, он перестает работать - перестает поступать команда к напряжению тех мышц, которые находятся на том пути цепного рефлекса - происходит общее расслабление тела. После этого мы начинаем формировать физиологический цепной рефлекс. Так как это путь, то начнем мы с начала - с формирования физиологического установочного цепного рефлекса с головы на туловище.

 

Как это сделать?

 

И тут уже мы пойдем от обратного - мы будем ставить навык удержания головы сами, включая в работу те группы мышц, которые и должны участвовать. Делаем мы это упражнениями, которые пассивно накачивают те группы мышц, по факту просто выполняем этот навык своими руками. Те медиаторы, которые будут вырабатываться после истощения, пойдут на иннервацию тех групп мышц, которые мы будем стимулировать.

 

А как добиться истощения запасов?

 

Необходимо зафиксировать ребенка в такой позе, в которой будет растяжение каждой группы мышц, которые участвуют в патологическом рефлексе. В ответ на растяжение происходит рефлекторное повышение тонуса в мышце. На это усиление идет дополнительный расход медиаторов. Ребенок должен лежать симметрично в укладочном положении номер 1 (ребенок лежит на спине, валик под головой и под поясницей. Подбородок приведен к грудной клетке, руки под валиком ладонями вверх, ноги свисают и прижаты вниз). Но этого недостаточно. Что же необходимо сделать еще? Нужно оставить одну ногу в обычном положении, для того, чтобы бОльшая часть импульсации перенаправилась именно туда.

 

(Представьте себе сосуд, у него есть много ответвлений с отверстиями на всем протяжении, каждое из которых соответствует определенной группе мышц, включенных в патологический рефлекс. Растягивая каждую такую мышцу, мы закрываем в ней отверстие, тем самым перераспределяя поток патологической импульсации в сторону тем ответвлений, где отверстие не закрыто)

 

Весь усиленный поток хлынет в ту самую свободную ногу, так как там остается единственное "отверстие". И начинаем работать с этой ногой - интенсивная пассивная гимнастика - увеличиваем "давление в системе", тем самым ускоряя расход медиаторов. Истощив бОльшую часть медиаторов, остается небольшая часть их в тех ответвлениях, которые идут к растянутым мышцам, но с закрытыми "отверстиями". Затем прорабатываем все остальные ответвления, также изолированно, чтобы истощить запасы до конца.

 

Необходимо интенсивно работать, чтобы все медиаторы шли на установку физиологического рефлекса, и ничего не уходило в патологический!

 

Но тут сразу должен возникнуть вопрос - когда мы закончим занятие, медиаторы продолжат вырабатываться и пойдут снова по патологическому пути, так как сформировать за одно занятие весь путь нельзя. Мы потеряем большую часть эффекта. Как быть?

 

Чтобы этого избежать необходимо проводить стимуляцию тех мышц, которые участвуют в физиологическом навыке. Но как этого добиться? Тут приходит на помощь кинезиотейпинг. Наклеив на нужные группы мышц по всему физиологическому пути, мы заставим медиаторы расходоваться на воздействие рецепторов на коже с кинезиотейпом, и на поддержание тонуса нужных мышц. В дальнейшем, от занятия к занятию формировать навык удержания головы. После того, как он сформируется, формировать последующие навыки.

 

 

С предостережением.

 

После истощения запасов медиаторов идет компенсаторное увеличение выработки. Оно длится примерно 40 минут. Далее идет декомпенсация - резкое замедление выработки. По времени декомпенсация - примерно сутки, в это время - постепенный возврат к нормальной выработке.

 

Нельзя надолго оставлять ребенка в зафиксированном положении (более часа в день)! При растягивании мышцы, мы растягиваем, в том числе и фасцию, покрывающую мышцу, в которой находятся сосуды и нервы. Вследствие чего происходит нарушение питания данной области. При длительном нарушении питания возникает острая нехватка в кислороде у тканей, в том числе и мышцах, что приведет к выработке в них молочной кислоты (продукт расщепления гликогена, который участвует в анаэробном дыхании - при нехватке кислорода тканями нарушается выработка энергии, поэтому расходуется гликоген, который дает энергию без кислорода). При накоплении в больших количествах, она повреждает клетки. Это приводит к их гибели. Первая реакция организма на гибель клеток (некроз) - замещение соединительной тканью (как бы ограждает место смерти от здоровых тканей). При массивном некрозе формируются плотныеспайки, которые приводят к ограничению в подвижности тканей и мышц, что характеризуется в дальнейшем как укорочение мышцы - контрактура, которая дополнительно нарушает питание данной области, приводя к еще большей гипоксии и некрозу - так называемый "порочный круг".

 

Необходимо делать перерывы между курсами. Это обусловлено физиологией организма. Есть быстрая и медленная компенсация. Быстрая компенсация восстановления количества медиаторов - это как раз те 40 минут занятия и сутки декомпенсации. Медленная компенсация - это 10-15 занятий (строго индивидуально и подбирается во время занятий по тому, как замедляется прогресс в реабилитации) и месяц-полтора (зависит от количества занятий) дальнейшей декомпенсации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: