Промежуточные переменные




(независимая переменная)S ~~К (зависимая переменная)

$~0~К.

0 — промежуточные переменные — ненаблюдаемые и предполагаемые факторы организма, фактически являющиеся детерминантой поведения. Т.к. промежуточные переменные не подлежат объективному наблюдению, то для психологии они не имеют никакого значения, пока не будут связаны с экспериментальными (независимыми) или поведенческими (зависимыми) переменными.

Пример: промежуточная переменная — голод, который невозможно увидеть. Но, голод можно увязать с экспериментальными переменными (время, на протяжении которого организм не получал пищи) и с поведенческими (количество и скорость поглощения пищи). Т.о., ненаблюдаемый фактор, голод может стать доступным для измерения, для экспериментальных манипуляций.

 

 

Теория научения

 

! е о 11!!!! и!! у ~! е!!!'!!!
Толменом были по-новому оценены два главных закона «классического

бихевиоризма», сформулированные Торндайком.

1) Закон упражнения

Смысл упражнения, по Толмену, состоит не просто в удовлетворении потребности, а в образовании определённых познавательных структур. Крыса научается находить в лабиринте путь к пище благодаря тому, что у неё складывается познавательная (когнитивная) картаэтого пути, а не простая сумма двигательных навыков.

Эксперимент: лабиринт крестообразной формы.

1 группа крыс всегда находила пищу на одном и том же месте, даже если им при различных точках входа в лабиринт приходилось поворачивать то налево, то направо. Моторные реакции отличались, но пища оставалась на месте.

2 группа крыс должны были повторять всегда одни и те же движения, но пища всякий раз находилась в другом месте. Заучивались моторные реакции.

Результаты показали, что крысы 1 группы, которые изучали местность, ориентировались гораздо лучше, чем крысы 2 группы, заучившие реакции.

2) Закон эффекта

Ввёл понятие о латентном научении это научение, которое не поддаётся наблюдению в то время, когда оно происходит.

Эксперимент: лабиринт. 1 группа крыс регулярно получала пищу. 2 группа в течение многоих проб не находила в кормушке пищи и получала её лишь через 10 дней. Однако, кривая научения 2 группы показывала, что и в период, когда отсутствовало подкрепление, животное всё же научалось: обследовало лабиринт, строило «когнитивную карту». Как только получало подкрепление, сразу же делало меньше ошибок.

Т.о., закон эффекта не универсален: хотя подкрепление и является регулятором поведения, само по себе, без участия познавательных моментов оно недостаточно для формирования адекватных реакций.

 

Кларк Леонард Халл (1884-1952)

Подход к исследованию поведения должен быть как можно более объективным, количественным, законы поведения должны выражаться математическим языком.

Халл описал 4 метода психологии. Три уже известных: простое наблюдение, систематически контролируемое наблюдение, эксперимент. Четвёртый метод — ги потегико-дедуктивный — включает установление аксиом, на основании которых дедуктивным путем выводится заключение (гипотеза), которое подвергается экспериментальной проверке. Если гипотеза не подтверждается результатами эксперимента, она должна быть пересмотрена, если подтверждается, то она может быть включена в число научных понятий.

Согласно Халлу, основанием для мотивациии поведения являются потребности организма, возникающие при отклонении от оптимальных биологических условий. Халл использует термин побуждение.

Побуждение придаёт энергию поведению, но не направляют его, целенаправленность поведению придают стимулы окружающей среды.

Два вида побуждений: первичные и вторичные.

Первичные побуждения возникают на основе физических нужд: потребности в пище, воде, воздухе, половых сношениях, термической регуляции, дефекации, мочеиспускании, избавлении от боли.

Вторичные побуждения появляются в результате научения и относятся к стимулам окружающей среды.

Пример: прикосновение к горячей плите и получение ожога. Ожог порождает первичное побуждение — избавиться от боли. Другой стимул окружающей среды, связанный с первичным побуждением, — вид плиты, который в следующий раз приведёт к отдёргиванию руки. Т.о., вид плиты — это тот стимул, который приводит к заученному вторичному побуждению избавиться от страха.

 

Теория научения

Халл сосредоточен на принципе подкрепления (закон эффекта Торндайка). Закон о первичном подкреплении, т.е. о снижении первичной потребности. Главный принцип научения — там, где реакция на некоторый стимул ведёт к ослаблению, снижению потребности — сила ассоциации между стимулом и реакцией возрастает.

Связь между стимулом и реакцией усиливается при многократных повторениях подкрепления. Халл назвал силу связи стимула и реакции силой привычки.

Научение не может произойти при отсутствии подкрепления, снижающего побуждение. Благодаря акценту на подкреплении, теория научения Халла получила название теории снижения потребностей (в противовес теории когнитивной Толмена).

Б.Ф. С к и н нер (1904-1990).

Скиннер вводит понятие «оперантное поведение».

Опернтное поведение возникает без воздействия каких-либо наблюдаемых стимулов, воздействует на среду.

Респондентное поведение - ответная реакция на стимул, не воздействует на окружающую среду (собаки Павлова).

Скиннер работал с крысами, голубями, с людьми.

Скиннер считал, что оперантное поведение характерно для повседневной жизни. Сформулировал закон приобретения — сила оперантного поведения возрастает, если поведение сопровождается подкрепляющим стимулом (Скиннер укладывает дочь спать).

В реальной жизни подкрепление не всегда последовательно, непрерывно, однако поведение сохраняется, даже если оно редкое и случайное.

Исследование схем подкрепления, т.е. условий, при которых сочетаются различные виды подкреплений. Скиннер овский ящик (крыса нажимает на рычаг — получает пищу).

1 схеме – каждая реакция подкрепляется.

2 схема – подкрепление с фиксированным интервалом (напр., 1 раз в мин.)

3 схема — подкрепление с фиксированной частотой (за определённое

количество реакций).

 


Результаты:


— чем короче интервал между подкреплениями„тем чаще животное проявляет обусловленную реакцию, и наоборот.

- частота подкрепления оказывает влияние на угасание условной реакции. Условная реакция угасает с большей скоростью, если имело место непрерывное подкрепление, которое затем было резко прекращено, чем к том случае, когда подкрепление выдавалось интервалом;

— животные, получающие подкрепление по 3 схеме, реагируют намного интенсивнее, чем по 2 схеме;

3 схема успешно работает тогда, когда требуемый уровень обусловленной реакции не слишком высок.

На практике широкое применение нашёл, предложенный Скиннером, принцип модификации поведения.

Модификация поведения — использование положительного подкрепления для контроля или модификации поведения личности или группы. Она применяется, как методика для изменения ненормального, нежелательного поведения. Подкрепление, при этом, полагается только за желательное и удовлетворительное поведение, нежелательное поведение игнорируется (ребёнок, закатывающий истерики).

Модификация поведения используется в психиатрических клиниках, на фабриках, в школах, исправительных заведениях. Например:

- на производстве — для снижения числа прогулов или злоупотребления больничными листами;

- в психиатрических клиниках — за хорошее поведение пациенты получали подкрепление в виде значков, которые можно было обменивать на к-л блага.

 

Итак, несмотря на механистическую природу системы оперантного
бихевиоризма, Скиннер, по сути, был гуманистом, т.к. основной его целью
являлось улучшение жизни отдельных людей и общества в целом.

 

Социальный бихевиоризм

В это время психологи, считавшие себя приверженцами бихевиоризма,
стали подвергать сомнению отрицание бихевиоризмом психических и
когнитивных процессов и сформировали новое направление: социальное
научение или социально-бихевиоральный подход. Это ознаменовало начало
третьего этапа в развитии бихевиоризма.

Альберт Бандура (1925-)

Социальная когнитивная теория Бандуры — менее экстремальная форма бихевиоризма, чем бихевиоризм Скиннера. Общий подход Бандуры б ихевиористический (базируется на наблюдении за поведением людей в процессе их взаимодействия, не использует интроспекцию, приверженец принципа модификации поведения).

Но, Бандура подчёркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Человек сознательно воспринимает положительное подкрепление, он предвидит его получение в случае соответствующего поведения.

Бандура доказывает, что человеку навсегда требуется подкрепление, более того, он может освоить практически все виды поведения без непосредственного подкрепления.

Косвенное подкрепление — введённое Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдений за поведением других людей и за последствиями этого поведения, а не на основе лично полученного подкрепления.

Бандура установил, что мы склонны моделировать поведение успешных людей того же пола, примерно того же возраста, занимающих высокое положение в обществе. Различные типы поведения служат образцом для

 

подражания в разной степени: более простые чаще, чем сложные, агрессивное и враждебное поведение имитируется с большей готовностью, особенно детьми.

Бандура провёл исследование понятия «эффективность личности».

Эффективность личности — чувство самоуважения, самооценки и компетентности личности при решении жизненных проблем.

Люди с высокой личной эффективностью рассматривают больше вариантов карьеры, чаще добиваются успеха, получают более высокие оценки при обучении, ставят перед собой более высокие цели и обладают лучшим физическим и душевным здоровьем, чем люди с низкой личной эффективностью. Мужчины действуют с более высокой эффективностью, чем женщины. И у мужчин, и у женщин личная эффективность достигает максимального уровня в середине жизни и постепенно снижается после 60-ти.

Модификация поведения

При модификации поведения используется моделирование: испытуемые наблюдают за моделью в таких ситуациях, которые кажутся им пугающими. Например, дети, которые боятся собак, наблюдают, как ребёнок такого же возраста подходит к собаке и начинает играть с ней (косвенное научение).

Этот метод показал свою эффективность при избавлении от различных фобий — страхов перед змеями, замкнутыми или открытыми пространствами, высотой. В целом подход Бандуры является объективным, пригоден для применения в лабораторных условиях, соответствует интеллектуальному духу времени.

Джулиан Роттер (1916 -)

Роттер был первым, кто применил термин «теория социального научения». Роттер полагает, что человек, обладающий сознанием, способен влиять на те переживания, которые воздействуют на нашу жизнь.

При анализе человеческого поведения Роттер отмечает следующее:

мы располагаем субъективными предположениями относительно результата нашего поведения в терминах количества и качества подкрепления, которое может за этим поведение последовать;

 

мы примерно оцениваем вероятность того, что поведение определённого рода приведёт к получению определённого подкрепления,и на основании этих оценок корректируем своё поведение;

мы приписываем различным подкреплениям различные степени важности и оцениваем их относительную «стоимость» в различных ситуациях;

— поскольку мы функционируем в различных психологических средах, которые являются уникальными для нас как для индивидов, то очевидно. Что одни и те же подкрепления могут оказывать на рзных людей различное воздействие.

Эти переживания, предположения и будут определять, какое влияние окажут на нас внешние факторы.

Теория социального научения Роттера имеет дело также с нашими представлениями об источниках подкрепления. Это отражено в понятии «локус контроля».

Внутренний локус контроля — вера в то, что подкрепление зависит от собственного поведения.

Внешний локус контроля — вера в то, что подкрепление зависит от внешних сил.

Концепция локуса контроля — одна из самых широко изучаемых концепций в психологии и других социальных науках.

Заключение

 


Уотсон, Скиннер — радикальные бихевиористы; Халл, Толмен, Бандура,
Роттер — методологические бихевиористы, которые совершенно изменили
природу бихевиоризма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: