Основные свойства внимания




Внимание характеризуется различными качественными проявления­ми. Эти проявления внимания называются качествами, или свойства­ми, внимания. Различные качества внимания связаны друг с другом. Внимание характеризуется сложной функциональной структурой, об­разованной взаимосвязями его основных свойств.

Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первич­ным относятся: объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, ко вторичным — колебание и переключение внимания. Рассмотрим их подробнее.

Объем внимания — это количество объектов (или их элементов), которые воспринимаются одновременно (в один момент) с достаточной ясностью и отчетливостью, т.е. охватываются вниманием одновременно в ограниченном промежутке времени. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет выполняемая деятельность. Большое значение увеличение объема внимания имеет при обучении скорочтению. При этом увеличение объема внимания достигается за счет укрупнения ин­формационных единиц: от чтения по слогам — к словарному чтению, от беглого чтения слов — к чтению фразами, от чтения фразами — к чте­нию абзацев «по диагонали», к просмотру листа текста «по диагонали».

Для измерения объема внимания используют специальные приемы и тесты. С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от 4 до 7 объектов одновременно. Однако объем внимания — величина индивидуально-меняющаяся.

Для увеличения объема внимания необходимо использование специ­альных упражнений. Основное условие для расширения объема внимания — наличие навыков и умений систематизации, объединения, но смыслу, группировки воспринимаемого материала.

Устойчивость внимания проявляется в способности поддерживать определенный уровень сосредоточенности настолько долго, насколько это необходимо для полного выполнения какой-либо деятельности, а также в способности сопротивляться помехам, отвлекающим обстоя­тельствам. Абсолютная устойчивость внимания невозможна. Так, вни­манию свойственны периодические колебания. Устойчивость — вре­менная характеристика внимания — это длительность удержания вни­мания к одному и тому же предмету или какой-либо деятельности. Устойчивость внимания сохраняется в активной разнообразной прак­тической деятельности с предметами, в активной умственной деятель­ности. Устойчивое внимание сохраняется в такой деятельности, кото­рая дает положительные результаты, особенно после преодоления труд­ностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.

Показателем устойчивости внимания является высокая продуктив­ность деятельности в течение относительно длительного времени. Ус­тойчивость внимания характеризуется длительностью его протекания и степенью концентрации во время его сохранения.

Устойчивость внимания определяется периферическими и централь­ными факторами. Экспериментальные исследования показали, что вни­мание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Пери­оды таких колебаний составляют обычно 2—3 секунды и доходят до 12 секунд.

Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы:

1) увеличение сложности объекта. Сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения;

2) активность личности;

3) эмоциональное состояние человека. Под влиянием сильных эмоциогенных раздражителей может возникнуть неустойчивость внимания, т.е. отклонение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты;

4) отношение к деятельности;

5) темп деятельности.

Для устойчивости внимания важно обеспе­чить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессе излишне иррадиируют, захватывают ненужные участки коры головного мозга, и затрудняется сосредоточение внимания и переключение его с одних элементов на другие.

Устойчивость внимания не означает его статичности. Устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например колебаниями (пунктуациями) внимания.

Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительной работы, которая рассматривается как стадии сосредоточения:

· первоначальное вхождение в работу;

· достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;

· снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.

Интенсивность внимания в процессе выполнения в той или иной деятельности может проявляться с разной силой. Во время любой рабо­ты у человека бывают моменты очень напряженного интенсивного вни­мания, но бывают и моменты ослабленного внимания. Так, в состоянии большого утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться на выполняемой деятельности, так как его нервная система очень утомлена предшествующей работой, что сопро­вождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения.

Концентрация внимания — это степень или интенсивность сосредо­точения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на ка­кой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объек­тах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Со­средоточенность — необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.

Сосредоточенное внимание отличается высокой степенью интенсивностью, что делает его необходимым условием успешности выполнения важных для человека видов деятельности. Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками. Это находит отражение в соответствующей позе, в мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции на слова, в торможении всех лишних движении. В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему, о сосредоточении на других задачах.

Переключение внимания — это перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой. Отмечают два вида переключения: перенос внимания с одной деятельности на другую (например, после прослушанной лекции студенты выполняют самостоятельную письменную работу) или движение внимания в русле одной деятельности (например, чтение книги и одновременное составление в уме кратких тезисов прочитанного). Переключение внимания — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую и связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Возможные причины переключения внимания:

1. Переход обусловлен требованиями деятельности.

2. Необходимость включения в новую деятельность.

3. В целях отдыха.

Переключение бывает:

1. полное (завершенное);

2. неполное (незавершенное) — в том случае, когда человек перешел на другую деятельность, а от первой еще не отвлечен и частично ею поглощен.

Легкость и успешность переключения внимания зависит следующих условий:

1. Отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью.

2. Завершенности предшествующей деятельности либо ее незавершенности.

3. Отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот).

4. Индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы человека, индивидуального опыта и др.).

5. От значимости цели деятельности для человека, ее ясности, чет­кости.

Наряду с переключением внимания выделяются отвлечения — не­произвольное перемещение внимания с основной деятельности на объек­ты, не имеющие значения для ее успешного выполнения. Переключае­мость внимания относится к числу хорошо тренируемых качеств.

Распределение внимания — это рассредоточение его в одно и то же время на несколько объектов. Это возможно только в том случае, если самое важное находится в центре внимания, а менее существенное — на периферии. Например, не составляет труда следить за актерской игрой на сцене, воспринимать текст, произносимый актерами при одновре­менном применении спецэффектов. Но гораздо труднее при написании текста одновременно контролировать смысл, грамотность, композици­онное построение и оформление рукописи.

Распределение внимания — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновре­менно, то есть это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является необходимым усло­вием успешного выполнения многих сложных видов деятельности, по самой своей структуре требующих одновременного выполнения разно­родных операций.

Распределение внимание — это такое свойство внимания, которое обеспечивает возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (нескольких действий). Возможность распределения внимания зависит от следую­щих условий:

- трудность представляет совмещение двух умственных деятельностей;

- легче выполнять одну двигательную и одну умственную деятель­ность;

- для успешного выполнения одновременно двух видов деятельнос­ти необходимо один вид деятельности довести до автоматизма.

Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному вниманию формируется в процессе овладения деятельностью, она мо­жет быть развита в процессе практической деятельности, путем упраж­нений и накопления соответствующих навыков.

Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которое оно обращается. Колебание внимания отличается от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодически повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Выражаются колебания внимания в том, что в определенны момент оно переходит с одного объекта к другому, с тем, чтобы через некоторый промежуток времени вновь вернуться к первому. Периодичность колебания внимания хорошо известна в опытах с двойственно изображением.

Нарушения внимания

Под нарушениями внимания понимают «патологические изменении направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражении мозга в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители».

Причины нарушений могут быть «внешними» и «внутренними. «Внешними» причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения с окружающими.

Виды нарушений внимания:

1. отвлекаемость;

2. рассеянность;

3. подвижность (чрезмерная);

4. инертность;

5. сужение объема внимания, при котором человек может одновременно воспринимать только небольшое число объектов;

6. неустойчивость внимания (наблюдается при нарушении концентрации внимания);

7. большое снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Отвлекаемость (отвлечение) внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот мо­мент какой-либо деятельностью.

Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дей­ствия, которыми в данный момент занят человек. Внутренняя отвлека­емость объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.

Возможные причины отвлечения внимания:

1. неполная нагрузка;

2. недостаточная сформированность волевых качеств;

3. сформированная привычка быть невнимательным. Привычная невнимательность связана с отсутствием серьезных интересов, в повер­хностном отношении к предметам и явлениям;

4. повышенная утомляемость;

5. плохое текущее самочувствие;

6. наличие некомпенсированной психотравмы;

7. монотонная, неинтересная деятельность;

8. быстрый или слишком медленный темп деятельности;

9. наличие резких посторонних раздражителей.

Рассеянность внимания — это неспособность человека сосредото­читься на чем-либо определенном в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» вни­мание. Рассеянность может выступать: а) как неспособность к сосре­доточению; б) как чрезмерная концентрация на одном объекте дея­тельности.

Таким образом, рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлин­ная. Мнимая рассеянность — это невнимание человека непосредственно к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайне сосредоточен­ностью на каком-то одном предмете, явлении или переживании.

Выделяют:

1. «ученую рассеянность»,

2. «старческую рассеянность».

Так называемая «ученая рассеянность» — это проявление очень вы­сокой сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объе­мом. «В состоянии профессорской рассеянности контролируемый и эмо­ционально нейтральный ход мыслей логически упорядочен и строго направлен на достижение идеальной и отдаленной цели или на поиск решения сложной задачи. Примеры профессорской рассеянности обыч­но находят в жизнеописаниях великих философов, изобретателей и уче­ных».

К расстройствам внимания, получившим название старческой рассеянности, относят его плохую переключаемость в сочетании с недоста­точно активной концентрацией. Здесь, в отличие от ученой рассеяннос­ти, внимание человека как бы «залипает» на одном предмете, деятельности или теме размышления, но при этом, в отличие от рассеянности профессорской, его степень невелика, и потому такое сосредоточен неэффективно.

Сходное явление рассеянности наблюдается в состояниях депрессии и тревоги, когда мышление человека долго и непрерывно занято одними и теми же повторяющимися и бесплодными мыслями и образами.

Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания как следствие болезни, переутомления.

Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание. Причин подлинно рассеянного внимания много:

1. общее расстройство нервной системы (неврастения);

2. ухудшение состояния соматического здоровья;

3. физическое и умственное утомление и переутомление;

4. наличие тяжелых переживаний, психотравм;

5. эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);

6. нарушение режима труда и отдыха;

7. нарушение правильного дыхания.

Подвижность внимания — постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности каждой.

Инертность внимания — малая подвижность внимания, патологи­ческая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Вопросы для самопроверки и обсуждения:

1. Может ли внимание быть одновременно произвольным и непроизвольным?

2. Можно ли тренировать внимание?

3. Может ли у человека отсутствовать внимание?

4. Чрезмерная подвижность внимания оказывает позитивное или не­гативное влияние на деятельность человека?

5. Могут ли быть прекращены колебания внимания? Если да — при каких условиях? Если нет — то почему?

6. Сколько объектов в среднем составляют объем внимания человека?

7. Какое свойство внимания участвует в обеспечении длительной интенсивной деятельности?

8. Может ли одновременно проявляться несколько свойств внимания?

9. Какие бывают виды рассеянности?

10. При выполнении одновременно нескольких дел какое свойство внимания обеспечивает их продуктивность — распределение или пере­ключение?

Решите задачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: