И.П. Савельева, А.В. Полетаев




АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра всеобщей истории

 

Л.Р. ХУТ

 

 

РОЛЕВЫЕ ИГРЫПО НОВОЙ ИСТОРИИ

 

Методическое пособие для студентов исторического факультета

 

 

МАЙКОП


Печатается по решению кафедры всеобщей истории и редакционно-

издательского Совета Адыгейского государственного университета

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

доктор исторических наук, профессор Е.Ф. КРИНКО;

Кандидат исторических наук, профессор С.П. МАРКОВА

 

ХУТ Л.Р. Ролевые игры по новой истории: методическое пособие для студентов исторического факультета. - 2-е изд., перераб. и доп. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2007.

 

Данное методическое пособие представляет собой обобщение 20-летнего опыта работы автора по использованию игровых приемов в системе вузовского образования. Оно содержит разработки семи ролевых игр по новой истории, отражающих ключевые события и процессы в жизни стран Запада в рамках рассматриваемого периода всемирной истории.

Рекомендовано студентам, обучающимся по специальности «история», и учителям истории средних школ.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

В В Е Д Е Н И Е 4

РОЛЕВАЯ ИГРА №1. Политическая борьба в США в конце

XVIII - начале XIX вв. Федералисты и антифедералисты.

А. Гамильтон Т. Джефферсон 8

 

РОЛЕВАЯ ИГРА №2. Суд над Робеспьером 33

 

РОЛЕВАЯ ИГРА №3. PEACE. NO WAR! Мирная конференция

Севера и Юга США (апрель 1861 г.) 90

 

 

РОЛЕВАЯ ИГРА №4. Объединение Италии: исторические аль-

Тернативы 104

 

РОЛЕВАЯ ИГРА №5. Бисмарковская Германия в идеологичес-

Ком пространстве индустриального общества: выбор

Пути развития 109

 

РОЛЕВАЯ ИГРА №6. Мир или война: конференция держав

- участниц Тройственного Союза и Антанты (1914 г.) 120

 

РОЛЕВАЯ ИГРА №7. Женщина в культурном пространстве

Индустриальной цивилизации (конец XVIII - начало XX вв.) 126


 

 

В В Е Д Е Н И Е

Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет.

Ф. Шиллер

Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти все абстрактные понятия: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьёзность. Игру - нельзя…Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит, мы более чем просто разумные существа, ибо игра есть занятие внеразумное.

Й. Хейзинга

Конечно, историк играет не только, точнее, не просто с временем. Он играет с историческими субъектами: героями и армиями, царями и мельниками, партиями и толпами... Он играет столь самозабвенно, что дает советы умершим! И все эти вольности он может позволить себе благодаря игровому компоненту истории, открывающей возможности «иного бытия» в ином времени.

И.П. Савельева, А.В. Полетаев

 

Постижение истории, её смысла и назначения - основная цель и суть многотрудной профессии историка, образно названной М. Блоком «ремеслом историка»[1]. Любой творчески работающий преподаватель сознаёт, что на нём лежит огромная ответственность за «образ» преподаваемой им науки, ибо часто она ассоциируется с её носителем, и тот, кто «открывает дверь», «стоит у порога», может в равной степени и привить студентам вкус к серьёзным научным построениям, и возбудить неприязнь и отторжение.

Настоящее методическое пособие представляет собой попытку обобщения 20-летнего опыта работы автора по использованию игровых приёмов в процессе преподавания курса новой истории стран Европы и Америки на историческом факультете Адыгейского госуниверситета. Кажущееся парадоксальным сочетание понятий «вузовское образование» и «игра» («серьёзное» и «несерьёзное») является таковым лишь на первый взгляд. Игре принадлежала колоссальная роль на всех этапах становления и развития человека как существа разумного[2]. Об игре, как неотъемлемом компоненте человеческой культуры, писали в своё время Платон и Шиллер. Выдающийся мыслитель XX столетия Й. Хейзинга назвал одну изсамых известных своих работ «Homo ludens» («Человек играющий») и проанализировал в ней природу и значение игры как явления культуры[3].

К введению игрового элемента в процесс преподавания новой истории стран Европы и Америки - одной из базовых учебных дисциплин, изучаемых на исторических факультетах университетов и пединститутов, автора подвигли следующие обстоятельства:

- сложность данного периода всемирной истории, насыщенного разноуровневыми событиями социально-экономической, политической, культурной жизни, и вытекающие из этого трудности в процессе освоения студентами предлагаемого материала;

- наличие апробированного учителями - новаторами в системе школьного образования опыта использования нетрадиционных методик преподавания с хорошим конечным результатом[4];

- желание возродить разработанный ещё романтической историографией первой трети XIX в., особенно французской либеральной школой историков периода Реставрации (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье, А. Тьер), и блистательно ею использовавшийся метод постижения истории, основанный на «вживании», «вчувствовании» в эпоху, «сопереживании» ей;

- стремление активизировать самостоятельную работу студентов при освоении огромного массива источников, научных монографий и статей, справочной и художественной литературы по изучаемому периоду, ибо наиболее прочное и глубокое знание (эта аксиома известна практически любому обучающему и обучающемуся) - это знание, добытое, прежде всего, путем самостоятельных усилий и импульсов познания, идущих изнутри личности, а не навязываемое ей извне.

О том, насколько эффективен подобного рода подход к изучению учебной дисциплины, судить не автору. Но косвенным подтверждением его обоснованности и «права на жизнь» являются, во-первых, итоги ежегодно проводимых анкетирований студентов по методике преподавания новой истории, когда неизменно в качестве наиболее эффективных приемов обучения называются ролевые игры, и, во-вторых, уже имеющийся опыт перенесения данной практики выпускниками факультета в систему школьного образования.

Предлагаемый методический материал содержит разработки семи ролевых игр по новой истории:

¨ Ролевая игра №1. Политическая борьба в США в конце XVIII - начале XIX вв. Федералисты и антифедералисты.А. Гамильтон и Т. Джефферсон.

¨ Ролевая игра №2. Суд над Робеспьером.

¨ Ролевая игра №3. PEACE. NO WAR! Мирная конференция Севера и Юга США (апрель 1861 г.).

¨ Ролевая игра №4. Объединение Италии: исторические альтернативы.

¨ Ролевая игра №5. Бисмарковская Германия в идеологическом пространстве индустриального общества: выбор пути развития.

¨ Ролевая игра №6. Мир или война: конференция держав-участниц Тройственного союза и Антанты (1914 г.).

¨ Ролевая игра №7. Женщина в культурном пространстве индустриальной цивилизации (конец XVIII – начало XX вв.).

Каждая разработка включает перечень действующих лиц, примерный сценарий игры, список рекомендуемых источников и литературы, комментарии автора. Кроме того, ролевые игры №1,2,3,5,7 имеют приложения, представляющие собой избранные тексты, подготовленные и озвученные в разное время несколькими поколениями студентов АГУ – участников ролевых игр.

Наиболее популярной среди студентов является ролевая игра №2 «Суд над Робеспьером», наиболее дискуссионной – игра №7 «Женщина в культурном пространстве индустриальной цивилизации (конец XVIII – начало XX вв.)», наиболее сложной – игра №5 «Бисмарковская Германия в идеологическом пространстве индустриального общества: выбор пути развития».

Как правило, в течение учебного семестра проводится не более двух игр на каждую академическую группу. Если в первом семестре это игры №1,2, то во втором студенты имеют возможность выбрать по своему усмотрению две игры из оставшегося перечня (№№3-7), либо предложить идею новой игры.

Хотелось бы особо отметить, что, если методика проведения первых двух игр была в свое время разработана исключительно мною, то остальные пять родились в результате совместных творческих усилий преподавателя и студентов.

Пользуясь случаем, хочу высказать искреннюю благодарность за соавторство и соучастие в творчестве авторам идей ролевых игр №№3-7 Борису Куренову, Инне Мискарян, Ирине Бутенко, Александру Нагайцеву, Сусанне Кушховой, Сергею Вакуленко, Сергею Пархомову, Беслану Шукову, а также лучшим гамильтонам, джефферсонам, робеспьерам, линкольнам, бисмаркам, кавурам, гарибальди истфака АГУ 1987-2006 гг. Отдельное спасибо за помощь в подготовке данного издания Роману Остапенко.

 

 


 

РОЛЕВАЯ ИГРА №1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: