Краткие анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы детей




 

Сердечно-сосудистая система ребенка интенсивно изме­няется после рождения (прекращается плацентарное кро­вообращение, начинается функционирование малого круга кровообращения). Происходит полное прекращение связи между левой и правой половинками сердца, и вследствие чего – разделение малого и большого круга кровообращения. В этот критический период проявля­ются врожденные пороки строения сердца и крупных со­судов. Сердце у новорожденного относительно велико, оно весит 20–25 г, что составляет 0,8% по отношению к общей массе тела. В течение первых двух лет жизни идет интенсивное нарастание массы сердечной мышцы, совершенствуется ее строение, сердце переходит из горизонтального в косое положение. Это обусловлено переходом ребенка в вертикальное положение, ростом легких и грудной клетки, опусканием диафрагмы и др. Форма сердца в грудном и раннем возрасте может быть овальная, конусообразная, шаровидная. После 6 лет сердце ребенка приобретает форму, свойственную взрослым людям, чаще всего – удлиненного овала.

На протяжении всего дошкольного детства сер­дечная мышца высоко-чувствительна к различным инфекционным и неинфекционным воздействиям, в связи, с чем нередко поражается при различных заболеваниях. Но пораженная сердечная мышца у детей вос­станавливается быстрее и полнее, чем у взрослых.

Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Отношение просвета артерии к просвету вен в детском возрасте составляет 1:1, тогда как у взрослых 1:2. из больших сосудов легочный ствол у детей в возрасте до 10 лет шире аорты, затем просвет их уравнивается, а в период полового созревания аорта превосходит легочный ствол по ширине.

Следовательно,сердечно-сосудистая система у детей характеризуется относительно большой массой сердца, большой шириной отверстий и более широким просветом сосудов, чем значительно облегчается кровообращение.

Пульс ребенка тем чаще, чем моложе ребенок. Это обусловлено превалирующим влиянием симпатической иннервации, в то время как сердечные ветви блуждающего нерва развиты значительно слабее. С возрастом происходит постепенное нарастание роли блуждающего нерва в регуляции сердечной деятельности и это выражается в замедлении пульса у детей.

Пульс ребенка в сравнении со старшими детьми и взрослыми:

· у новорожденных доношенных – 120–140 ударов в 1 мин;

· у новорожденных недоношенных – 140–160 ударов в 1 мин;

· к году – 110–120 ударов в 1 мин;

· к 5 годам – 100 ударов в 1 мин;

· к 7 годам – 90 ударов в 1 мин;

· к 12–13 годам 80–70 ударов в 1 мин;

· у подростков и взрослых – 60–90 ударов в 1 мин.

Учащение пульса свыше называется тахикардией, урежение – брадикардией.

Артериальное дав­ление у детей ниже, чем у взрослых. Объясняется это большой шириной просвета сосудистой системы, большой податливостью сосудистых стенок и меньшей нагнетательной способностью сердца. У новорожденного максимальное давление составляет в среднем 70–74 мм рт. ст. и к году жизни оно становится равным 80–85 мм рт. ст. Артериальное давление у детей также отличается большой лабильностью. При горизонтальном положении ребенка, особенно во сне, оно понижается, физическая нагрузка и психические переживания вызывают его резкое повышение. Кровообращение у новорожденных совершается почти вдвое быстрее, чем у взрослого один кругооборот крови происходит у новорожденных за 12 секунд; у ребенка 3 лет – за 15 секунд; у взрослого – за 22 секунды.

Нередко у детей всех воз­растов выслушиваются функциональные шумы в сердце – так называют шумы, не связанные с повреждением мышцы и кла­панов сердца. Они связаны с различными причинами: с индивидуальными особенностями строения сердца и сосудов, с нару­шениями вегетативной регуляции, с малокровием и др.

Состояние сердца и сосудов во многом зависит от общего состояния ребенка, его физического и эмоционального тонуса. Рациональный режим жизни, физическое воспитание и закали­вание способствуют укреплению сердечной мышцы, нормализу­ют тонус сосудов. Предупреждение инфекционных заболеваний, нередко влекущих за собой осложнения со стороны сердца, слу­жит профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний.

 

4. Роль подвижных игр и физических упражнений в раз­витии и укреплении сердечно-сосудистой системы

За последнее время, наряду со многими отрицательными демогра­фическими явлениями (сокращение рождаемости, повышение смертности, снижение продолжительности жизни), обнаруживается рост проявлений физиологической незрелости (Аршавский И.А.). Ребенок рождается доношенным, с нормальным весом и длиной тела, но в функциональном отношении недостаточно зрелым. Это проявляется в его пониженной двигательной активности мышечной слабости (гипотонии), быстрой утомляемости, сни­жении устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), ростом заболеваемости сердечно-сосудистой системы,неустойчивыми эмоциональными реакция­ми, слабым типом нервной системы.

Плохая работа сердечно-сосудистой системы приводит к недостаточному снабжению организма кислородом, в результате ухудшается деятельность нервной системы, нарушаются обменные процессы, а, следовательно, снижается общий тонус организма, появляется ожирение и присоединяются другие заболевания.

Результатом физиологической незрелости являются недостаточное развитие физических качеств и навыков, ожирение, развитие близорукости, искривления позвоночника, плоскостопие, детский травматизм. Эти явления наклады­вают свой отпечаток на всю последующую жизнь человека. Они приводят к задержке полового развития (инфантилизму) в подрост­ковом периоде, к снижению физической и умственной работоспо­собности.

Борьба с проявлениями физиологической незрелости не может сводиться к фармаковоздействиям, психологическим или педагогическим мероприятиям. Основное необходимое средство противосто­яния этому явлению – повышение двигательной активности. Это путь к долголетию и здоровому образу жизни в любом возрасте.

Физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки – в настоящее время эти понятия все больше сближаются. Значение мускульной работы для человека охарактеризовал русский физиолог И.М.Сеченов. В своей книге “Рефлексы головного мозга” он писал: смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактором является мышечное движение. Действительно, самые разнообразные факторы социальной и биологической жизни реализуются через двигательную активность.

В результате использования физических упражнений совершенствуются все звенья нервной системы – зрение, слух, пространственная ориентация и другие, образно говоря, человек, лучше видит, больше слышит, и тоньше чувствует пространство.

Выполнение физических упражнений несет два последствия для организма человека: 1) специфический эффект, т.е. адаптация к данным физическим нагрузкам, 2) дополнительный, неспецифический эффект – повышение устойчивости к разнообразным неблагоприятным факторам внешней среды.

Оптимальный объем физической нагрузки по количеству часов в неделю составляется для 6–8 лет – 13–14 ч. Подвижность детей дошкольного и младшего школьного возраста очень высока. Число шагов, проходимых в день дошкольниками в зимний период, состав­ляет в возрасте:

3–4 лет – 11,2 (девочки) и 11,9 тыс. шагов (мальчики),

5 лет, соответственно, – 12 и 13,5 тыс. шагов,

6–7 лет – 13,6 и 15,0 тыс. шагов,

8 лет – 16,2 и 18,1 (до 22–24 тыс. шагов).

Однако этот уровень подвижности не всегда реализуется. В детских садах и, особенно, в школах дети и подростки испытывают значительный дефицит двигательной активности, что приводит к росту заболеваний, ожирению, плоскостопию и другим отклонениям в состоянии здоровья.

Исключительная роль принадлежит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм всегда присущи элементы здорового соперничества, интересного соревнования. Игровые соревнования предусматривают общие действия детей, взаимовыручку, поддержку, организованность, дисциплину, изобретательство, соблюдение интересов коллектива. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то более поздний она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания в жизни ребенка. С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и прежде всего скорость и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки.

Подвижные игры закрепляют сформированные умения и навыки, стимулируют подвижность, активность детей, развивают способность к сотрудничеству со взрослыми и детьми; создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умение согласовывать свои движения с движениями других играющих детей. Наиболее эффективна организация подвижных игр на свежем воздухе.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию интереса к движениям, совершенствованию физических показателей и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата.

Задачи физического развития и физического воспитания по охране и совершенствованию здоровья детей на весь период пребывания детей в дошкольном учреждении:

1. Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками.

2. Укреплять здоровье детей.

3. Формировать правильную осанку у каждого ребенка.

4. Формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности.

5. Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность.

6. Тренировать у детей сердечно-сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм.

7. Создавать условия в группе для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний.

5. Нарушения сер­дечно-сосудистой деятельности у детей, причины, симптомы и предупреж­дение

Наиболее распространенными заболеваниями сердца в ран­нем возрасте являются его врожденные пороки и миокардиты. У более старших детей существенное место среди них занимает ревматизм, нередко также приводящий к порокам сердца.

Врожденные пороки сердца формируются на ранних этапах развития эмбриона (на 2–8 неделе беременности) и зависят от анатомических нарушений строения сердца, крупных сосудов и клапанного аппарата сердца. Выявление врожденных пороков сердца обычно происходит сразу после рождения, небольшая часть из них самопроизвольно компен­сируется в первые недели или месяцы жизни.

Причины: экзогенные воздействия на органогенез преимущественно в первом триместре беременности (краснуха, алкоголизм матери, применение некоторых лекарственных средств, воздействие ионизирующего излучения и др.).

Симптомы весьма многооб­разны и определяются особенностями порока, степенью ком­пенсации и возникающими осложнениями. Чаще всего дети отличаются маленьким ростом, физической слабостью, нередко у них развивается бледность кожных покровов или их синюшность (цианоз). Хроническая кислородная недостаточность приводит к изменению ногтевых фаланг в виде барабанных палочек.

Обычно после 2–3 лет жизни наступает значитель­ное улучшение в состоянии и развитии больного ребенка. Наступает фаза относительной компенсации. В этот период улучшаются физическое развитие и двигательная активность больного ребенка, жалобы на недомогание уменьшаются или отсутствуют, несмотря на тяжелый недуг. Однако превыше­ние компенсаторных возможностей организма чрезмерными нагрузками приводит к развитию болезненных изменений в сердечной мышце и внутренних органах.

Профилактика: устранение возможных этиологических факторов.

Во многих случаях дети с врожденными пороками сердца подлежат оперативному лечению, которое нередко дает хорошие результаты. Однако и после операции ребенок будет дол­гие годы, а часто и пожизненно нуждаться в щадящем режи­ме, врачебном наблюдении и пристальном внимании взрос­лых к его состоянию.

Миокардит – воспаление сердечной мышцы – чаще всего раз­вивается при инфекционных заболеваниях.

Причины: поражение мышцы сердца (чаще всего вирусами), воздействие токсинов (при дифтерии), патологи­ческие иммунные реакции (при ревматизме).

Симптомы могут быть бурными:одышка, сердцебиение, боль в грудной клетке, повышение температуры (или повторное повы­шение на фоне текущего заболевания); но могут быть и малоза­метными:вялость, бледность кожи, «тени» под глазами, синева вокруг рта, избегание физической активности, одышка при на­грузке, «необъяснимые» повышения температуры.

Профилактика: своевременное лечение инфекционных заболеваний.

Без своевременного и полноценного лечения миокардит приводит к существенным изменениям в сердечной мышце. Поэтому при малейшем подозрении на вовлечение в болезненный процесс сердечной мышцы ребенок обязательно должен быть ос­мотрен врачом. После излечения в стационарных условиях необходимо наблюдение кардиологом (ревматоло­гом) по месту жительства, целесообразно санаторное и сана­торно-курортное лечение в течение длительного времени.

Ревматизм – хроническое заболевание с преимущественным поражением сердца и сосудов и частым поражением суставов.

Причины. Возбудителем ревматизма является стрептококк. Установлено, что для возникновения болезни имеет значение не только нали­чие у ребенка стрептококка, но и особого состояния, повышен­ной чувствительности (аллергии) по отношению к микробу. Та­кая чувствительность к стрептококку, как правило, является врожденной и передается по наследству, нарушая определен­ные звенья клеточного и гуморального иммунитета.

После болезней, вызванных стрептококком: скарлатины, ангины, хронического тонзиллита, отита, фарингита – в течение 10–14 дней у детей, предрасположен­ных к ревматизму, идет активная выработка антител, кото­рые начинают повреждать соединительную ткань организма, составляющую основу любого органа. Переохлаждение и пе­реутомление способствуют развитию заболевания.

Симптомы. Ревматизм развивается постепенно и вначале не дает ка­ких-либо ярких и характерных симптомов. Ребенок становится вялым, у него снижается аппетит, возникают головные боли, боли в области живота, повышенная утомляемость, температура может повышаться, но незначительно (37–37,5 °С). Состояние ребенка то несколько улучшается, то ухудшается, однако даже при видимом здоровье болезнь не прекращается, а медленно и незаметно продолжает развиваться, поражая в первую очередь сердечную мышцу (миокардит), а иногда и клапанный аппарат. Повреждение клапанов сердца приво­дит к формированию порока сердца, проявления которого зависят от того, какие клапаны и в какой степени подверг­лись изменениям. Ревматизм обладает тенденцией к рецидивам, и его повторные атаки усугубляют имеющиеся сердеч­ные изменения, приводя ребенка к инвалидности.

Когда при ревматизме возникает воспаление суставов, бо­лезнь принимает более выраженный характер. Состояние ре­бенка резко ухудшается, температура повышается до 38–39 °С, появляются сильные боли в суставах, они краснеют, припуха­ют, становятся горячими на ощупь. Чаще поражаются круп­ные суставы – коленные, локтевые, плечевые, реже – мел­кие суставы кистей рук, позвоночника и т. д. Опухание и болезненность суставов носят летучий характер: они проходят в одних, зато появляются в других.

Ревматизм может начаться в виде ревматической лихорадки: через 10–14дней после перенесенной стрептококковой инфекции внезапно повышается температура до 38–39 °С, появляется слабость, одышка, ноющие боли в области сердца, нарушения сердечного ритма.

Форма ревматизма, при которой поражается нервная сис­тема, получила название малой хореи. Проявляется эта фор­ма вначале легкими, а затем нарастающими подергиваниями пальцев рук, мышц лица и тела. Почерк ребенка при этом становится нечетким, речь невнятной, походка разболтанной, ему становится трудно выполнять точные движения, непро­извольные подергивания мышц лица производят впечатле­ние гримасничанья. Подобные явления нарастают постепен­но, родители, педагоги и воспитатели часто не догадываются о болезни, принимая поведение ребенка за шалость, делают ему замечания, наказывают, чем еще более ухудшают его состояние. Постепенно беспорядочные движения усиливают­ся, общее состояние ухудшается. Болезнь может затянуться на несколько месяцев. Успех в ее лечении сильно зависит от срока выявления и полноценности проведенного лечения.

И при суставной, и при нервной формах ревматизма болезнь, прежде всего, поражает сердце ребенка, поэтому ему следует обеспечить необходимые для выздоровления физиче­ский и психический покой, правильные условия жизни и регулярное лечение в специализированном лечебном заведении. После перенесенного острого периода болезни ребенка желательно поместить в санаторий или санаторные ясли, сад, где проводятся специальные мероприятия, направленные на укрепление его здоровья и предупреждение рецидивов.

Основой профилактики являются по­вышение сопротивляемости организма к стрептококковой инфекции и своевременная борьба с ней: улучшение жилищных условий, рациональное питание, санация очагов хронической инфекции (гайморит, синусит, тонзил­лит и др.), правильное лечение стрептококковых инфекций.

Важная роль в предупреждении ревматизма у детей при­надлежит педагогам, воспитателям, медицинскому персона­лу детских учреждений. Внимательное наблюдение за пове­дением и самочувствием детей, а также проводимые не менее двух раз в год медицинские осмотры позволяют вовремя вы­явить у детей начальные проявления ревматизма.

Обморок – легкая форма сосудистой недостаточности, обусловленная гипоксией головного мозга.

Этиология: переутомление, страх, бо­ль, отрицательные эмоции, резкая перемена поло­жения тела, длительное стояние, неполноценное питание, длительное пребывание в душном помещении, интоксикации и инфекционные заболевания и др.

Симптомы. Обмороку предшествуют слабость, тошнота, шум в ушах, головокружение, онемение конечностей, потемнение в глазах, зевание, потоотделение. Бессознательное состоя­ние чаще всего наступает в вертикальном положении больного. Он медленно опускается на землю, лицо бледнеет, зрачки расширяются, кожный покров влажный. Пульс слабого наполнения, артериальное давление снижено, дыхание редкое, поверхностное. Потеря сознания обычно продолжается до 30 секунд, иногда немного больше. В течение нескольких минут после обморока больной испытывает общую слабость, головокружение, разбитость, тревогу.

Первая помощь

1. Больного необходимо уложить на спину, придав нижним конечностям возвышенное положение.

2. Освободить от стесняющей одежды шею и грудь.

3. Обеспечить доступ свежего воздуха.

4. Опрыснуть лицо холодной водой, растирать и похлопывать кожу лица.

5. Дать вдохнуть наша­тырный спирт.

6. Вызвать врача.

Профилактика состоит в исключении этиологических факторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: