КЛЮЧИ ЗАДАНИЯМ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ




По теме «ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ»

1. «человек умелый» 2. «людей прямоходящих» 3. Ява 4. мезолита 5. микролиты 6. мезолита 7. лука и стрел 8. родовая 9. энеолит 10. пиктографией 11. чоппинг 12. 100;13 тыс. лет назад 13. фигурки женщин 14. кроманьонцем 15. верхнего палеолита 16. неолита 17. энеолита 18. бронзу 19. Ачинска 20. бронзы 21. Центрального Казахстана 22. бронзы 23. андроновская культура 24. европеоидный 25. андроновцев 26. скотоводство 27. бегазы-дандыбаевская 28. жрецами 29. колесниц 30. двугорбого верблюда 31. бык 32. скотоводства 33. ювелирные изделия 34. скот 35. «человек разумный» 36. тотемизм 37. делать орудия труда 38. «человека разумного» 39. могильников 40. «эпохой глиняных горшков» 41. рода занятий 42. 2800-900 43. Урала, Енисея 44. Костанайской, Челябинской 45. Аркаим 46. скотоводство 47. вспомогательную роль. 48. частная 49. родовой коллективной 50. А.Маргулана 51. бронзы 52. лошадей и овец 53. дальним передвижениям и тебенёвке 54. производительного хозяйства 55. месторождений медных руд 56. Центральный Казахстан. 57. скорченном

 


РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В КАЗАХСТАНЕ

Эпоха открытия и использования железа для племён, населявших Казахстан, началась в 8-6 веках до н.э. Эпоха раннего железа на территории Казахстана продлилась с 8 века до н.э. до 3 века до н.э. Эпоха позднего железа на территории Казахстана охватывает период с 3 века до н.э. до 6 века н.э. Каменные орудия труда были окончательно вытеснены из употребления в результате внедрения орудий из железа.

САКИ

На территории Казахстана племена стали объединяться в союзы племен в эпоху железа. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в первом тысячелетии до н.э.

Сведения о саках содержатся на клинописных наскальных надписях персидских царей. Персидские источники первого тысячелетия до н.э. называли жителей степи саками. Слово «сак» по сведениям персов означало «великие мужи», а иногда «туры с резвыми конями». Саки были европеоидами, однако в их внешнем облике появляются уже монголоидные черты.

Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения греко-римских авторов. Древних саков в своих трудах описывали Геродот и Страбон. Греческие источники первого тысячелетия до н.э. называли жителей Степи «азиатскими скифами». Геродот называл саков массагетами. В древнегреческих источниках встречается ещё одно название кочевников – дай (даи).

Племена саков-тиграхауда расселялись на территории Семиречья и в горах Тянь-Шаня. Племена саков-парадарайя расселялись на территории Приаралья и низовьях Сырдарьи, южнее их расселялись саки-хаомаварга.

Таблица 2.

наименования групп сакских племен места расселения
1. Парадарайя – саки, что за морем Северное Причерноморье, Приаралье, Северный, Центральный Казахстан, нижнее течение Сырдарьи и Амударьи
2. Тиграхауда – саки, носящие остроконечные шапки Среднее течение Сырдарьи, подножье Тянь-Шаня, Жетысу
3. Хаумаварга – саки, готовящие напиток хаома в долине реки Мургаб

 

Общественное устройство саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения: воины, жрецы, общинники (скотоводы и земледельцы). Основную массу населения сакского общества составляли общинники-скотоводы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания.

Интересные сведения про сакских женщин оставил древнегреческий писатель Ктесий. Женщины в сакском обществе находились в почётном положении. Источники свидетельствуют, что правителями саков часто были женщины. Наиболее известна царица Томирис, она управляла саками в VI в. до н.э.

Источники сообщают о войнах саков за независимость в VI в. до н.э. с персами. В 530 году до н.э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала сакская царица Томирис.

В 519 году до н.э. поход против саков предпринял Дарий I. Борьбу саков против персов возглавил вождь Скунха, но потерпел поражение. В войне с персидским царём Дарием I совершил подвиг сакский пастух Ширак. Подвиг Ширака описал древнегреческий историк Полиэн. По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были поставлять персам своих воинов. Сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н.э. Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Египтом и Грецией. В IV веке до н.э. поход против саков предпринял Александр Македонский (в восточных источниках – Ескендир Зулкарнай). Путь на восток греко-македонским войскам преградили сакские племена под руководством Спитамена. Древнегреческий историк Арриан сообщает, что греки «бежали на небольшой остров на реке, где скифы и всадники Спитамена окружили их и перестреляли». Таким образом, сакские племена преградили греко-македонцам путь на Восток.

«Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике – Иссыкском кургане, расположенном в 50 км к востоку от Алматы, на равнине у подножия гор Алатау (всего здесь обнаружено более 40 курганов). Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более четырёх тысяч. С VIII века до н.э. в искусстве племён, населявших территорию Казахстана, Сибири, Урала, Волги формируется так называемый «звериный стиль». Украшения и изделия, найденные в сакских курганах, относятся к «звериному стилю». «Звериный стиль является отражением традиции тотемизма, согласно которому каждый человек имеет предком какого-либо зверя (в учебнике ошибка: анимизм, что означает веру в существование душ и духов). Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов, амулетов, тумаров. О том, что сакам была известна письменность, свидетельствует надпись, нанесенная на серебряную чашу, которую нашли в Иссыкском кургане. В крупном сакском городище Чирик-рабат, который находится в 300 км от города Кызылорда, археологами найдены железные доспехи сакского воина. В центре города находилась крепость – цитадель. Городища Чирик-Рабат и Бабиш-Молда являются памятниками сакского периода.

Саки занимались кочевым скотоводством. Кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий. Переносное жилище кочевников Казахстана – юрта. Древнейший праздник, который отмечали ещё 3000 лет назад, и дошел до наших дней – Наурыз.

УЙСУНИ

В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Уйсунам был характерен европеоидный антропологический тип. Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду III в. до н.э. – IV в. н.э.

Название «усунь» (уй сун) со II. в. до н.э. встречается, в китайских письменных источниках. Письменные сведения об уйсунях оставил древний историк Сыма Цянь. Источники свидетельствуют, что правитель государства уйсуней именуется гуньмо, что усунские племена имели государственное устройство, а столица государства уйсуней город Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля. Указывается, что уйсуны занимались кочевым скотоводством, были не только кочевниками, но и земледельцами. Орудия земледелия: каменные кетмени, бронзовые серпы, зернотерки из камня. Жилища изготавливали из камня и саманного кирпича.

Среди украшений, созданных древними уйсунскими мастерами, особый интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье. В уйсунском обществе в домашнем хозяйстве использовались рабы.

КАНГЮИ

Кангюи жили в III в. до н.э. – V в. н.э. В III в. до н.э. государство Кангюй занимало территорию бассейна Сырдарьи и предгорья Каратау. На юге соседями кангюев были Китай и уйсуны. Жизнь и быт кочевников III-II вв. до н.э. на территории Казахстана в своих «Исторических записках» описал Сыма Цянь. В другом китайском историческом источнике «Цянь Ханьшу» имеются сведения о времени возникновения государства кангюев, о его границах, других важных моментах их истории. Природные условия юга Казахстана были благоприятны для земледелия, скотоводства, ремесел, охоты, торговли. Жители вели оседлый образ жизни. В государстве кангюев существовала письменность. Китайские послы утверждали, что во дворце правителя кангюев имелись писаные своды законов. Памятники письменности кангюев не сохранились.

Источники пишут, что государство Кангюй возглавлял великий хан, и власть его передавалась по наследству от отца к сыну. Каждое из пяти владений государства управлялось малым ханом, родами и племенами руководили вожди. Китайские хроники также сообщают, что в государстве кангюев существовали две резиденции правителей – летняя и зимняя. Учёные предполагают, что столица государства называлась Битянь и находилась на реке Талас вблизи от современного города Туркестана (по другим источникам – возле современного Тараза).

Удобное географическое положение государства Кангюй позволяло им контролировать самый оживленный участок Великого Шелкового пути, о развитии здесь международной торговли говорят найденные многочисленные монеты. 1300 монет III-IV вв. н.э., обнаруженные в основном в Присырдарьинском регионе, принадлежали кангюям. На монетах изображены правитель и тамга. Центром городской культуры кангюев, судя по расположению и размерам, было городище Кок-Мардан. Учёные считают, что предвестниками городской культуры раннего средневековья являются поселения, возникшие в эпоху кангюев. Китайские источники сообщают, что в эпоху расцвета кангюев сарматы и аланы оказались зависимыми от них.

По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борьбе против Китая.

ГУННЫ

Эпоха гуннов охватывает период IV в. до н.э. – III в.н.э. По китайским источникам, слово «хунну» или «сюнну» т.е. «гунн» происходит от названия реки Орхонт, находящейся в современной Монголии.

Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления Модэ, который объединил кочевые племена гуннов в III в. до н.э. По мнению учёного-востоковеда Л.Гумилёва, «держава хунну» во главе с Моде возникла в 209 г. до н.э.

По китайским источникам, правитель гуннских племён носил титул шаньюй. Вторыми лицами в государстве после шаньюя являлись темники (туменбасы) из числа близких родственников, возглавлявшие 24 рода. У каждого темника имелось по 10 000 вооруженных всадников. Государство строилось по военному принципу и делилось на три крыла, а все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду. Важные вопросы решались на совете старейшин рода. В гуннском обществе существовало социальное неравенство. Существовала собственная система законов и правил поведения. За тяжкие преступления и предательство наказывали смертной казнью.

На 300 лет растянулась война гуннов с Китаем. В III в. до н.э. для защиты от гуннов Китайское государство начало строить Великую китайскую стену.

Наибольшего усиления гунны достигли во время объединения в государство во II-I вв. до н.э., при правлении шаньюя Моде. Проведенные им военные реформы превратили государство гуннов в сильнейшее государство Евразии. На юге гунны покорили племена дунху. В 55 году до н.э. гуннское государство разделилось на южных и северных гуннов, в результате чего южные гунны потеряли независимость и попали под власть династии Хань. Северные гунны, чтобы сохранить независимость, в конце I в. до н.э. двинулись на запад во главе с шаньюем Чжи-Чжи. Так племена гуннов положили начало движению народов на запад, названному в истории Евразии эпохой Великого переселения народов. Начало второй волны массового передвижения гуннских племён с востока на запад относится к I в. н.э. и растянулось до IV в. н.э.

Прибыв на территорию Казахстана во главе с шаньюем Чжи-Чжи, гунны заключили мирный договор и военный союз с кангюями. С проникновением гуннов у племён, населявших территорию Казахстана, впервые появляются монголоидные черты. До их прихода у племён Казахстана антропологический тип был европеоидный.

Во главе с Аттилой гунны покорили многие европейские страны. В конце IV в. они совершили походы в Закавказье, Месопотамию. В 395 г. подошли к Константинополю, столице Восточной Римской империи и восточно-римский император обязался платить гуннам дань золотом. В 437 г. гунны совершили поход вглубь Европы, и на территории современной Франции разгромили Бургундское королевство. В 445 г. Аттила объединил разрозненные племена гуннов на территории Румынии и Венгрии, превратив завоеванные земли в могущественное государство. Во время его правления у гуннов сложился военно-демократический строй. Были захвачены свыше 70 городов Греции, римские крепости на Дунае, Паннония и Мезия. В 451 г. в Галлии (территория современной Франции) произошла Каталаунская битва. В 452 г. гунны вторглись в Италию и подошли к Риму. Римская империя переживала кризис и не могла сдерживать натиск кочевников. Походы гуннов во главе с Аттилой способствовали освобождению Европы от Римской империи и распаду рабовладельческого строя. В 453 г. Аттила неожиданно умер. После его смерти гуннские родовые союзы распались. Римский летописец Прииск написал бесценный для истории труд о великом гунне Аттиле. Знаменитый итальянский композитор Джузеппе Верди написал оперу «Аттила». Имеются художественные произведения на немецком, французском и итальянском языках, посвященные Аттиле.

Секрет побед гуннов заключался в военном превосходстве. Основу гуннского войска составляла конница. Гунны имели стенобитные машины, камнеметную технику. Были также подвижные крепостные сооружения, на которых стояли лучники. Основной вид хозяйственной деятельности гуннов – кочевое скотоводство. Они выращивали все виды скота. Часть гуннов вела оседлый образ жизни и занимались земледелием. Гунны в основном жили в юртах. На высоком уровне развития находились ремесла. Ювелиры племён уйсуней и гуннов достигли совершенства в изготовлении золотых украшений, которые относятся к «полихромному стилю». Напаивание на изделия золотых шариков – зернь; напаивание узоров в виде длинных витых проволочек – скань; инкрустация – украшение изделий цветными камушками.

САРМАТЫ

Термин «сарматы» встречается в трудах древних авторов с III в. до н.э.

В VIII в. до н.э. – V в. н.э. объединенные племенные союзы сарматов занимали долины рек Жайык (Урал), Илек, Эмба на территории Западного Казахстана. С VIII в. до н.э. предков сарматов называли савроматы. Савроматы были родственны даям, массагетам и исседонам. На Арало-Каспии, а также южнее жили племена дахов (даи, даги). На берегах Каспия жили племена каспиев. В те времена Каспийское море называлось Гирканским морем, поэтому каспиев называли также гиркане. Во II в. до н.э. сарматы, постепенно захватывая земли в междуречье Волги и Жайыка, дошли до Северного Причерноморья.

О сарматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки: Диодор, Плиний Старший, Полибий. Геродот отмечает, что сарматы говорили на языке, схожем с языком скифов. Савромато-сарматские племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Они установили отношения с соседним Боспорским царством, совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ, в Парфию.

В хозяйстве сарматских племён, живших в междуречье Волги и Жайыка, основным видом хозяйственной деятельности было кочевое скотоводство, но важное место занимало и земледелие. Широкое распространение имела верховая охота.

В сарматском обществе в период военной демократии вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. Общественная роль сарматской женщины была выше, чем в некоторых кочевых племенах, населявших Казахстан в эпоху железа. Женщины были равны в правах с мужчинами.

При раскопках археологических памятников Устюрта – Байте, Терен – наряду с погребениями людей были найдены молитвенные места, где совершались жертвоприношения, групповые молитвы. В могильнике Бесоба обнаружен курган с захоронением двух женщин-жриц. Одним из хорошо изученных памятников савроматов является могильник Сынтас, здесь захоронены сразу три савроматских воина. При раскопках памятника позднесарматского периода Аралтобе (ныне Жылыойский район Атырауской области) были раскопаны 3 кургана. Найдены вооружение вождя, украшения, а также часть ритуального посоха жреца.

Усилением засушливости климата в этом регионе в I в. до н.э. – I в. н.э. учёные объясняют резкое уменьшение численности сарматов, что и вынудило их присоединиться к гуннам. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в I тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был населён племенами дахов (даев, дагов) и саков-массагетов. В 248-247 гг. до н.э. Арсак (Аршак), выходец из дайского племени апарн, завоевал большую часть Парфии (территория современного Ирана) и соседние районы Гиркании. Здесь он основал династию Аршакидов. По некоторым современным гипотезам, древние даи являются предками адаев – одного из племен Младшего жуза казахов (полуостров Мангистау). Несомненно, что даи, как и сако-массагеты, участвовали в этногенезе казахского народа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: