е задание по методике муз.литературы для Т 3 курса




Уважаемые теоретики! Даю вам задание на неделю с 31.03 по 7.04:

1. Прочитайте лекцию: Разбор произведений крупной формы на уроке муз.литературы в ДШИ.

2. Сделайте метод. разработку уроков для 1 года обучения: Программно-изобразительная музыка (2 урока). Избр.пьесы: Чайковский «Времена года», Мусоргский «Картинки с выставки»

3. Муз.исполнение: Григ «Пер Гюнт» (1 сюита – все 4 части, 2 сюита – Песня Сольвейг).

 

Лекция: Разбор музыкального произведения крупной формы (МПКФ).

К таким произведениям Ю.Холопов относит те произведения, которые соответствуют следующим критериям:

1) масштабность, т.е. объем произведения и его структура, которые не должны быть ниже простых форм;

2) тематизм, т.е. наличие не менее одной яркой структурно-оформленной темы;

3) количество частей – не менее одной.

Согласно этим критериям, к МПКФ, изучаемым в школе, можно отнести циклические инструментальные произведения: сонатно-симфонический цикл, концерт, трио, квартет, квинтет, сюиту.

Сочинениям крупной формы свойственно большее, по сравнению с другими произведениями, разнообразие содержания, большие масштабы развития музыкального материала. В связи с этим их прослушивание требует от ученика умения мысленно охватывать значительные построения и выявлять характерные особенности отдельных образов и тем.

Главное место в изучении сонатной формы отводится разбору сонатных аллегро Гайдна, Моцарта, Бетховена. Первый этап - это изучение структуры и динамического развития музыкальной формы.

При начальном ознакомлении с сонатным аллегро музыкально осмысливается её трёхчастная структура (экспозиция, разработка, реприза), разбираются образные характеристики партий (главной, побочной, заключительной), их контрастность, единство и интенсивность развития в образном строе всего произведения. Это касается жанра, интонаций, ритма, лада, всей фактуры произведения.

В основе сонатного аллегро лежит принцип контраста. Слух ученика должен быть направлен на частые смены характеров. Явление образной контрастности проявляется при сопоставлении главной и побочной партий, но вместе с тем они представляют музыкальное единство за счёт выразительных средств музыки. Определяются границы главной и побочной партий, находятся связующая и заключительная: их тональности, модуляции и отклонения.

В разработке анализируется музыкальный материал. Это могут быть главная, побочная или совершенно новая тема; определяются тональности, отклонения, модуляции. Внимание учащихся должно быть направлено на то, что и как развивается и что нового появилось в музыке. В некоторых разработках ученик может увидеть сходство с тематикой заключительной или главной партии, а иногда разработка строится на новом материале, что ведёт к новым ладотональным и фактурным преобразованиям.

Реприза сонатного аллегро в основном воспроизводит материал экспозиции при тонально изменённых побочной и заключительной партиях. Наличие основной тональности в этих партиях закрепляет в слуховом ощущении ученика цельность охвата формы. Но иногда в побочных партиях репризы происходят изменения в динамике, появляются новые динамические контрасты по сравнению с аналогичным эпизодом в экспозиции. В репризе определяются сходство и различия с экспозицией.

Все рассмотренные явления контрастности и единства тематического материала неразрывно связаны с развитием у ученика чувства целостности, сквозной линии в восприятии произведения. Решающее значение имеет здесь ощущение ритмически пульсирующей единицы. В сонатных аллегро венских классиков основная пульсация нередко прослушивается уже в самом начале произведения.

Изучение кантиленных частей сонат и симфоний, где выразительная мелодия соединяется с относительно несложным гармоническим фоном, связано с умением слышать в едином движении мелодическую линию в больших по протяжённости построениях. В кантиленных частях широкое мелодическое дыхание сочетается с целостной линией интонационного развития, с фактурным окружением мелодии.

При изучении финальных частей циклической сонатной формы используются приёмы разбора сонатных аллегро. Чаще всего последние части сонат венских классиков написаны в форме рондо, где главная тема (рефрен) чередуется с различного характера эпизодами. Тематизм рондо венских классиков носит преимущественно оживлённый песенно-танцевальный характер. Различный жанровый колорит темы и эпизодов позволяет ученику непосредственно воспринять форму как в целом, так и ее отдельные элементы.

Произведения крупной формы большие по объему и построены они по сложным законам. Композитор, создавая рондо, сонату, вариации всегда придерживается строгих правил построения. Самое простое средство придать потоку музыкальных звуков определенную форму - это повторение.

Если в музыке будет бесконечно повторяться одна и та же тема, то такое произведение быстро утомит слушателя. Также очень сложно воспринимать музыку, в которой появляются все новые и новые мелодии без какой-либо системы. Поэтому в музыкальных произведениях обычно чередуются уже знакомые музыкальные мысли с новыми. На этом принципе основано построение музыкальных произведений крупной формы: рондо, сонат, вариаций.

ВАРИАЦИИ.

Среди произведений крупной формы видное место занимают вариационные циклы. Если музыка много раз повторяется и не изменяется, то её слушать не очень интересно. Поэтому в музыкальном произведении часто применяется видоизмененное или варьированное повторение. На этом принципе складываются вариации.

Форма вариаций родилась в XVI веке. Вариации произошли от народной музыки. Можно представить, как народный умелец - музыкант играл на рожке, дудке или скрипке мелодию какой-нибудь песни, и каждый раз мотив этой песни повторялся, но звучал по-новому, обогащаясь новыми подголосками, интонациями: видоизменялся ритм, темп, отдельные обороты мелодии. Так появились вариации на песенные и плясовые темы.

В некоторых произведениях варьируется мелодия темы, в других она остается неизменной, и меняется лишь гармония и фактура. Нередко оба эти принципа совмещаются в одном и том же произведении. Ученик должен услышать, какой из двух принципов положен в основу сочинения и уметь находить в каждой вариации тему или её элементы. Это помогает глубже проникнуть в содержание музыки..

РОНДО.

Слово «рондо»— французское. В переводе на русский оно означает круг, хоровод. Название этой формы пришло из средневековой Франции. Там «рондами» называли хороводные песни. В песне есть запев и припев. Исполнялись они так: запев пел один из участников хоровода, а припев — все вместе. Но в отличие от простой песни, куплеты в этих хороводных песнях каждый раз пелись на новый мотив, а припев оставался неизменным. И вторым отличием от простой песни было то, что рондо начиналось не с запева, а с припева. Итак, форму рондо можно воспринимать в виде песни, которая начинается с припева. Этот припев (рефрен) повторяется неизменно, а куплеты (эпизоды) имеют разное мелодическое содержание. Припев (рефрен) объединяет рондо в единое целое.

СОНАТА.

Соната — наиболее сложное по форме произведение. Сонату можно сравнить с литературным романом или повестью. Подобно роману или повести, соната "населена" различными "героями" — музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт. Наибольшей напряженностью и остротой отличаются части сонаты, написанные в форме сонатного аллегро. Развитие музыки в этих частях можно сравнить с театральным действом.

В начале композитор знакомит нас с основными действующими лицами — музыкальными темами. Большей частью они бывают контрастными по характеру. Это завязка драмы (экспозиция). Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины. Это — разработка, наиболее конфликтный раздел. Темы героев показываются с неожиданных сторон. Они могут расчленяться на короткие мотивы, сталкиваются, переплетаются, видоизменяются, борются одна с другой. Конфликт достигает в разработке наивысшей точки. Такой конфликт требует разрядки, примирения. Их приносит реприза. Это итог всех действий. Звучат темы, с которыми мы встречались в экспозиции, но определенные герои вышли победителями в этой борьбе и приобрели, может быть, большее значение, поэтому реприза содержит повторение музыки экспозиции, но не дословное, а видоизмененное.

Очень важно установить новые черты в звучании главной и побочной партий, решить, какой образ приобрел большее значение, проанализировать все изменения, которые произошли в репризе по сравнению с экспозицией. Эти изменения затрагивают а первую очередь область тональных соотношений. Если в экспозиции главная и побочная партии тонально противопоставляются, то есть звучат в разных тональностях, то в репризе они обычно звучат в одной тональности (основной тональности произведения).

К трём основным разделам сонатного аллегро часто присоединяется четвертый, заключительный раздел — кода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем, ещё раз утверждается "победившая" тональность. Важнейшие две музыкальные темы - главная и побочная партия. Между главной и побочной расположена связующая, её значение — осуществлять переход от тональности главной к тональности побочной. Завершается экспозиция, а также реприза заключительной партией. Из самого названия этой партии следует её утвердительно-обобщающий характер. Связующая и заключительная партии могут обладать новыми собственными темами. Но нередко они строятся на материале двух важнейших тем — главной и побочной партий.

Классический сонатный цикл сложился во второй половине XVIII века. Сонаты писали многие композиторы, начиная с Корелли (XVII век) и до наших дней. Зародившись в творчестве И.С.Баха и его сыновей, Д.Скарлатти, сонатная форма окончательно откристаллизовалась в сочинениях Й.Гайдна, В.Моцарта. Своё наивысшее выражение сонатная форма нашла в произведениях Бетховена.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: