Катехизические епархиальные ведомства.




 

и) Формирование понятий святости и греха, добра и зла.

Воцерковление невозможно без воспитания в человеке знания о святости, грехе, добре и зле. Современная светская образовательная система и общество прививают человеку релятивистское мировоззрение, базирующееся на отвержении любых авторитетов в эпоху постмодернизма. Проявления совести как компонента духовности всячески нивелируются вседозволенностью и спекуляциями на тему прав и свобод человека.

 

Мир создан по законам его Творца, а "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть" (Прем. 1.13-15). Закон, по которому сотворен мир, есть закон любви Божьей: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3. 16), "Бог есть любовь" (1 Ин. 4. 16). Согласно христианскому миропониманию, грех является беззаконием и неправдой (1 Ин. 3. 4, 5. 17), то есть нарушением Закона Божия, закона любви, закона совершенного, закона свободы от зла и греха (Иак. 1. 25, 2. 12).

 

"Мы знаем, что мы от Бога и что мир лежит во зле" (1 Ин. 5. 19) – суть христианского отношения к греховному миру. Господь препоручает мир, лежащий во зле, христианам: "Я уже не в мире, но они в мире. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир" (Ин. 17. 11, 15, 18).

 

Невозможно вовсе оградить катехуменов от действия мира, их надо готовить ко встрече с ним, к христианской стойкости перед его соблазнами. Потому катехизация не может превращаться в свод запретов и запугивание негативными мировыми процессами, а должна оставаться верной призыву Бога к святости (Мф. 5. 48, 1 Пет. 1. 15-16).

 

к) Инкультурация христианства.

 

От катехизации в немалой степени зависит прививание Евангелия в недра культуры. Катехизация должна знать культуру, ее ценности и богатства – таким образом, она сможет привести людей разных культур к познанию Истины. Это послужит благовестию и в то же время обогатит саму катехизацию через извлечение из культурных традиций неповторимых проявлений человеческой жизни и образа мышления.

 

Но в то же время необходимо помнить, что Евангелие не может измениться при встрече с культурой. Если забывать об этом, то можно прийти к "упразднению креста Христова" (ср. 1 Кор. 1. 17).

 

л) Воспитание правильного отношения к инославию.

 

Многообразие - одна из ключевых характеристик современного мира. Катехизация должна помогать христианам ориентироваться в религиозном многообразии. Христианину нечего опасаться этого плюрализма: Духом Святым, твердый в вере, по слову апостола Павла (Кол 1. 23), он стойко держится в ней. Христианство неотделимо от подлинной открытости в свидетельстве и миссионерстве, что предполагает и даже требует четкой и ясной самоидентичности.

 

Полнота откровенных истин и средств спасения, установленных Христом, присутствует в Православной Церкви. Свидетельство об этой полноте вполне совместимо с искренним уважением к инославию.

 

Катехизация должна помочь новообращенным христианам осознать себя крещеными, верующими, членами Церкви, а также почувствовать важность диалога, проходящего в духе взаимного уважения и настоящей верности истине. Этот аспект катехизации поможет лучше узнать братьев-христиан. Взаимное познание поможет также неправославным лучше понять и оценить православное христианство.

 

Катехизация, таким образом, подготавливает будущих христиан к жизни в современном мультирелигиозном мире при сохранении своей православно-христианской идентичности и уважении к вере других.

 

В деле катехизации необходимо так же помнить о том, что "важным направлением развития отношений с инославием является совместная работа в сфере служения обществу. Там, где это не приходит в противоречие с вероучением и духовной практикой, следует развивать совместные программы религиозного образования и катехизации". (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).

 

м) Каноничность.

Будучи обусловлена каноническими нормами подготовки ко крещению, катехизация в своих основополагающих принципах и направлениях должна подчиняться каноническому строю Церкви. В этом смысле, необходимость катехизации в Церкви во все времена есть непреходящая каноническая норма церковной жизни, обусловленная догматическим пониманием Церкви как Церкви апостольской, призванной по слову Христа Спасителя и апостолов учить и проповедовать и наставлять.

 

Канонические нормы Церкви, предлагаемые новообращенным в период катехизации, должны быть предсталены не формально, ригористично и непререкаемо, но сообразуясь с условиями жизни современного человека, откликнувшегося на призыв Церкви к покаянию.

 

"Каноны облекают догматическое учение в форму норм, которым должна следовать церковная жизнь, чтобы соответствовать догматическому учению. Каноны являются своего рода интерпретацией догматов в определенный момент исторического бытия Церкви. Они являются образцом, правилом, формой жизни церковного общества. Они выражают истину о порядке церковной жизни, но выражают ее не в абсолютной форме, а применительно к историческому бытию. Различие между догматами и канонами лежит не в источнике их происхождения, а в том, что каноны суть приложение догматических истин к историческому бытию Церкви.

 

Утверждая высокий авторитет и неприкосновенность канонического корпуса для ревизии, мы не можем одновременно настаивать на том, что все нормы права, заключенные в канонах, действуют или должны действовать в любое время и в любом месте по своему буквальному смыслу.

 

С одной стороны, во всяком каноне можно, обнаружить укорененность в неизменном догматическом учении Церкви, а с другой - каноническая норма всегда актуальна и, следовательно, обусловлена исторически конкретной ситуацией, связана с обстоятельствами церковной жизни, которые имели место в момент издания правила и которые впоследствии могли измениться. Таким образом, в идее всякого канона содержится неизменный, догматически обусловленный момент, но в своем конкретном и буквальном смысле канон отражает и преходящие обстоятельства церковной жизни.

 

Путеводной же нитью в церковном правотворчестве могут быть только каноны, прочитываемые и интерпретируемые не буквально, но с учетом всех обстоятельств времени их издания и настоящего времени с его иной спецификой, читаемые не по букве, но в духе, которым руководствовались Отцы, всегда действовавшие по примеру Того, Кто, по слову Пророка, “трости надломленной не переломит и льна курящагося не угасит” (Ис. 42, 3)." (Доклад председателя синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви Митрополита Минского и Слуцкого Филарета – Патриаршего Экзарха всея Беларуси на юбилейном архиерейском соборе Русской Православной Церкви.)

 

2.4. Педагогические аспекты катехизации.

Воздействие на человека с целью его воспитания и возрастания есть педагогика. Существует педагогика веры, на которой и основывается катехизация. Как и всякая подлинная педагогика, она коренится в Божественной педагогике, педагогике Промысла Божия, педагогике Любви, как по сути, так по формам и методам. В педагогике веры могут и должны применяться основы общей педагогики.

 

Необходимо помнить о фундаментальной особенности веры: когда речь заходит о педагогике веры, подразумевается не передача человеческого учения, хотя бы даже самого возвышенного, а Откровения Божия. Любой педагогический метод полезен при катехизации настолько, насколько он помогает передаче веры и искусству воспитания в ней, если же он приводит к чему-то противоположному, то не имеет никакой ценности.

 

Катехизация требует постоянного углубления ее понятий и педагогических основ путем поиска подходящего для нее языка, путем использования новых способов для успешного воспитания в вере. Важно, чтобы Церковь сегодня, также как в другие периоды своей истории, проявляла мудрость, смелость и евангельскую верность в поисках и применении новых путей и принципов в катехизическом обучении.

 

а) Личностность.

Личность не растворяется в Церкви, но Церковью охраняется. Человек, вступая в Церковь, получает возможность раскрыть себя как личность во всей полноте. Каждый призван служить Христу и Церкви тем даром, который получил от Бога (1 Пет. 4. 10), и в том служении, к которому призван (1 Кор. 7. 20).

 

Каждый человек индивидуален, уникальны и обстоятельства его жизни, что необходимо учитывать в катехизации. Воцерковление может быть построено только на основании искренних, доверительных и диалогичных отношений с людьми. Мы должны учиться видеть человека, доверять ему и понимать, что происходит в нем.

 

б) Диалогичность, любовь и смирение.

 

"Свидетельство не может быть монологом – оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только "отверстые уши", но и "расширенное сердце" (2 Кор. 6.11)" (Деяния Юбилейного Архиерейского Собора).

 

Без любви и смирения со стороны священника и катехизатора воцерковление новообращенного христианина невозможно. Любить - это значит стараться увидеть Божественный замысел о человеке. Смирение выражается в понимании, что истинным Педагогом является Господь, мы же не должны мешать Ему. Человек никогда не может быть нам до конца открыт и понят. Мы не можем им руководить: мы - соработники Богу (1 Кор. 3. 9) и должны дать Ему возможность действовать. Наше педагогическое усердие должно иметь четкие границы и отступать перед таинственным Промыслом Божиим.

 

в) Добровольность, ответственность, своевременность.

 

Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю. Катехизация может быть только откликом на свободное произволение человека к воцерковлению. Использования в катехизическом процессе любых средств и технологий, нарушающих свободу человека, недопустимо.

 

Отваживаясь на необходимое участие в жизни того или иного человека, осуществляющие катехизацию не должны забывать о своей ответственности за него. Сколь бы ни был велик соблазн воспитать себе подобных, не должно поддаваться ему.

 

Необходимо учитывать возрастные особенности, социальный статус, религиозную мотивацию, уровень светского образования, психологические особенности, а так же нравственное и культурное развитие человека. Христианское воспитание должно опережать информационно-рационалистическое наполнение ума.

 

Вопрос своевременности, а значит и плодотворности тех или иных этапов воцерковления – ждущая своего изучения и развития область катехизации.

 

г) Компетентность.

 

Катехизатору необходимо четко понимать смысл, цели своего служения, область и глубину своей компетенции – осознавать, что он не есть носитель полноты истины и может ошибаться, признавать свободу тех, к кому обращена проповедь.

 

Катехизатор должен обладать православно-христианским мировоззрением и иметь личный опыт духовной жизни. Важно также понимать смысл церковной традиции, осознавать реальную историческую церковную действительность и не отрицать острые моменты таковой. Кроме того, человеку, отвечающему за воцерковление новообращенных христиан, желательно обладать навыками общения и необходимыми знаниями в области педагогики, психологии и других гуманитарных дисциплин.

 

Непременной обязанностью каждого христианина и особенно тех, кто содействует воцерковлению людей, должно быть стремление реализовывать проповедуемое своей жизнью. "Будьте образцом … в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4:12), - увещает апостол пастырей и проповедников-катехизаторов.

 

д) Стремление к плодотворности. Последовательность. Системность.

Для организации катехизации совершенно необходимо адекватное соотнесение цели и задач воцерковления с возможностями, силами и ресурсами как новообращенного христианина, так и всей церковной общины, священства и катехизаторов.

 

Катехизация должна проводиться на том языке, который свойственен конкретному человеку или группе людей, и в то же время постепенно вводить человека в область категорий мышления Церкви и приобщать к библейскому мировоззрению. "Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования, следует активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой" (Определение Архиерейского Собора 2004 года. О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви).

 

Выбор форм катехизации должен определяться не столько традициями, сколько плодотворностью по отношению к конкретным случаям и людям, стремящимся войти в Церковь в данное время. Необходима адаптация традиционных форм христианской проповеди к современной действительности. Служение Христа дает нам понимание того, что катехизическое наставление может и должно принимать различные формы в зависимости от того, к кому оно обращено.

 

Воцерковление – процесс поэтапный, требующий комплексного, системного подхода. Из этого становится понятным, что катехизация не может основываться на частной инициативе без должного соработничества и поддержки со стороны всей полноты Церкви.

 

Помимо возрастной педагогики и психологии, применяемых в катехизации, ее поддержкой и стимулом станут различные социологические исследования, мониторинги общественного мнения, отслеживание результативности катехизического процесса.

 

е) Современность.

Самый ценный дар, какой Церковь может дать сегодняшнему растерянному и снедаемому тревогой миру - это формирование в нем христиан, сильных духом и добрыми делами и смиренно радующихся своей вере.

 

Катехизация не может строиться на желании абстрагироваться от тех проблем, с которыми сталкиваются наши современники на данном этапе жизни. Желание отрешиться от реальных насущных проблем, показать идеализированную картину человеческой жизни, отсутствие готовности вникнуть в сложные, а иногда и трагические обстоятельства жизни превращает христианство в утопию, лишает христиан трезвенного и смиренного отношения к объективным трудностям жизни.

 

Поэтому в новых для Церкви исторических условиях христианская проповедь призвана давать евангельский ответ на вызовы современности. Система катехизации не должна строиться только на достоянии прошлого. Не стоит руководствоваться принципом, что все новое только хорошо или только плохо. Нельзя отвергать возможность творчества, необходимо на опыте убеждаться в эффективности избранного пути и творческого осмысления. В современных условиях катехизация должна быть тесно связана с развитием новых технологий и средств массовой информации. Церковь всячески поощряет попытки создать новые формы передачи евангельских истин. Следует приветствовать каждую положительную инициативу, предпринимаемую в этой области, и поддерживать тех, кто выступает первооткрывателями в сфере катехизации.

 

3. О практической реализации катехизации.

 

3.1. Обзор аудиторий.

Апостол Иоанн делает различие в акцентах проповеди христианства разным возрастным категориям людей: "Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого" (1 Ин. 2. 12-14).

 

При организации катехизации важно различать аудитории, к которым она обращена. Не имея возможности разобрать этот вопрос подробно, мы обратим внимание на некоторые их специфические черты и на соответствующие им особенные задачи катехизации.

 

Младшие дети.

 

Периодом, достойным внимания, являются те годы, когда маленький ребенок вводится в церковную жизнь через опыт семьи, тем самым получая от родителей первые элементы катехизации.

 

Катехизация, именно как воспитание в вере, на этом этапе – дело принципиальной важности, требующее любви и уважения к ребенку, который имеет право на то, чтобы ему не только просто и правдиво была представлена христианская вера, но и на то, чтобы приобщиться именно к доступному ему опыту христианской жизни. Последующая ответственность за плоды Таинств Крещения и Евхаристии, к которым приобщается ребенок, начинает формироваться именно в этом возрасте и зависит прежде всего от семьи ребенка и участия в его жизни восприемников.

 

Старшие дети. Подростки.

 

В период взросления и социализации ребенка катехизация призвана упорядоченно и регулярно вводить его в жизнь Церкви, непосредственно готовить к участию в церковных Таинствах и к осознанному личному участию в церковной жизни. На этом этапе появляется необходимость целостной, направленной на формирование в будущем способности всегда быть готовым "дать ответ" о своем уповании (1 Пет. 3. 15). Катехизация в этом возрасте в соответствующей форме должна раскрыть принципиальные основы веры и основы нравственного учения Церкви, а также создать основу для христианской мотивации.

 

Катехизация должна принимать во внимание характерные особенности переходного периода. В период подросткового возраста очень насущно приобщить детей к Евангелию, которое способно ответить на принципиальные вопросы этого периода - жизнь и смерть, дружба, самоотдача, доверие и любовь, - все это может представлять основу для истинного воспитания в вере.

 

Молодежь.

 

Вступая в период молодости, человек должен все чаще и осознаннее брать личную ответственность за свою жизнь и жизнь близких. Добро и зло, святость и грех, любовь и ненависть, жизнь и смерть будут все чаще сталкиваться как моральные категории, которые он должен принять или отвергнуть.

 

Катехизация молодежи особенно важна, ибо именно в молодости Евангелие может быть понято и принято таким образом, что придает смысл жизни и служит выработке таких качеств, как самоотречение, воздержанность, кротость, справедливость, увлеченность, примирение, которые непонятны секулярному обществу и позволяют распознать молодого человека среди его сверстников как христианина.

 

Взрослые.

 

Катехизация взрослых обращена к лицам, несущим полную ответственность перед законом и обществом и в полной мере участвующим в сложных социальных процессах. С точки зрения катехизации, зрелый возраст - это период полноценного осознания и принятия своей роли в Церкви и возможности своего служения (в том числе и на катехизическом поприще).

 

Люди с ограниченными возможностями.

Во все времена под особым попечением Церкви находились люди с ограниченными возможностями. О них ни в коем случае нельзя забывать и сегодня. Эти люди имеют такое же, как и все другие, право познать основы веры и приобщиться к жизни христианской общины.

 

3.2. Делатели. Распределение ролей и ответственности.

Катехизация - это единое служение, осуществляемое священниками, диаконами, монашествующими и мирянами во главе с епископом. В Церкви все в той или иной мере причастны к делу катехизации, и никто не может считаться освобожденным от обязанности ей содействовать. "Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Долг православных христиан — свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, "мы соработники у Бога" (1 Кор. 3.9)". (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).

 

В идеале вся христианская община должна чувствовать свою ответственность за это служение. Священники, монашествующие и миряне осуществляют катехизацию вместе, но делают это по-разному, каждый в соответствии со своим особым местом в Церкви. При замирании какой-либо из форм этого участия катехизация утрачивает богатство своего опыта, целостность и значимость.

 

Катехизическая деятельность не должна осуществляться только по чьей-либо частной инициативе и на личном энтузиазме. Она должна совершаться Церковью и от имени Церкви в лице уполномоченных лиц. Задача человека, ответственного за катехизацию, отличается от задач других членов Церкви (обеспечение Литургии, организация благотворительности, участие в какой-либо общественной деятельности и т.д.), хотя он, разумеется, должен действовать в сотрудничестве с ними.

 

Чтобы катехизическое служение в епархии было плодотворно, важно, чтобы оно опиралось на поддержку епархиальных и приходских структур, в том числе материальную и административную. Обязанность последних - осуществление таких важных функций, как обеспечение спроса на катехизацию, воспитание и профессиональная подготовка катехизаторов, подготовка пособий, организация и стратегическое планирование.

 

Пастыри, в силу своего положения, несут наибольшую ответственность за проведение, управление и надлежащую координацию катехизации.

 

Епископы.

Епископы являются в первую очередь проповедниками Благой Вести, старающимися привести новых учеников ко Христу, будучи в то же время архипастырями, наставниками, сообщающими вверенной им пастве веру, которую следует исповедовать и которой необходимо жить.

 

Епископы первые несут ответственность за катехизацию, они катехизаторы "по преимуществу". В истории Церкви очевидна преобладающая роль святителей, считавших катехизацию одной из основных задач своего служения, в связи с чем стал возможным расцвет института оглашения. Наиважнейшая задача епископов - быть гарантом осуществления катехизации. Именно епископ возбуждает и поддерживать в епархиях искренний катехизический энтузиазм.

 

Забота епископа о катехизации в епархии предполагает:

 

а) Учреждение и поддержку в епархиях эффективных катехизических структур.

 

б) Обеспечение деятельной и плодотворной катехизации в жизни приходов.

 

в) Обеспечение подготовки катехизаторов к служению в современном мире.

 

Катехизические епархиальные ведомства.

 

Епархиальные ведомства, ответственные за катехизацию (отделы или службы катехизации), призваны осуществлять управление и координацию катехизической деятельности в епархии.

 

К основным задачам катехизического ведомства можно отнести:

 

а) Анализ религиозной образованности христиан епархии. В результате анализа должно сложиться представление о реальных нуждах епархии в отношении катехизической деятельности.

 

б) Подготовка программы действий, в которой указывались бы четкие цели, направления и конкретные мероприятия.

 

в) Забота о материальном и административном обеспечении катехизации.

 

г) Организация обучения и подготовки катехизаторов.

 

д) Подготовка и обеспечение катехизической деятельности катехизисами, учебными и методическими пособиями.

 

е) Мониторинг и контроль катехизической деятельности в епархии.

 

ж) Сотрудничество с иными епархиальными ведомствами и структурами.

 

Важным видится тесное взаимодействие с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и объединяли свою деятельность по воцерковлению новообращенных христиан.

 

Общины.

 

"Только через связь с конкретной общиной осуществляется для каждого члена Церкви общение со всею Церковью" (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию). Приход - это Церковь, явленная в конкретной и ощутимой общине. Таким образом, прием в Церковь совершается местной Церковью и в местную Церковь, то есть местной общиной и в местную общину.

 

Сами оглашаемые и вся община в первые века христианства очень серьезно готовились к их вступлению в Церковь. Катехизация может проводиться всюду, однако приходская община, как занимающая особое место, должна остаться распространителем и вдохновителем катехизации, так как приход впоследствии становится местом, с которым христиане связаны реальной церковной жизнью. Приход должен остаться первостепенным местом катехизации.

 

Деятельная жизнь общины, в первую очередь катехизация, естественным образом вытекает из евхаристической жизни и должна быть направлена на сам приход. Только после этого она может быть распространяема вовне в миссионерском и социальном служении. Именно поэтому необходимо постоянно повышать значимость катехизации в общинной жизни, защищать ее от проникновения духа индивидуализма, закрытости, сепаратизма и сектантства в любых его проявлениях.

 

Ответственность за реализацию всех практических задач катехизации лежит прежде всего на церковной общине.

 

Катехизаторы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: