Позиция по вопросам учета, мониторинга и охраны родников




Инициаторы разработки предложений - АНЭО «Друзья Балтики» совместно с партнерами из АО «Северо-Западное ПГО» (Холдинг «Росгеология») в рамках проекта «Чистые родники – здоровая Балтика», поддержанного Фондом президентских грантов, а также участники круглого стола «Защита родников как водных объектов», который состоялся 5 апреля в Москве в Министерстве природных ресурсов.

Описание проблемы, на решение которой направлено предложение  
В Российской Федерации родники не входят в Государственный водный реестр и систему государственного мониторинга поверхностных и вод, кроме единичных случаев. Родники, являясь элементом водосборных бассейнов, формируют и питают реки, поддерживают водный режим озер и болот. Как показали общественные исследования в разных регионах России, многие родники уникальны по своим природным характеристикам и востребованы населением как источники питьевой воды на постоянной основе. В Ленинградской области АО «Северо-Западное ПГО» (холдинг «Росгеология») в рамках проекта «Родники Ленобласти» осуществляло мониторинг родников вод в 2017-2019 гг., была проверена вода 375 родников в 17 районах Ленинградской области. В 2018 году загрязнение было выявлено в 50% источников, в 2019 году – в 60% (СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.1175-02). В 2020 г. АНЭО «Друзья Балтики» совместно с АО «Северо-Западное ПГО» в рамках проекта «Чистые родники - чистые реки – здоровая Балтика – здоровые люди», поддержанного Фондом президентских грантов, продолжили исследование родников Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Вода лишь в 9 из 30 исследованных родников соответствует нормативам по 20 химическим показателям. При этом в части исследованных родников в 2020 году подтверждается наличие загрязнителей, в других родниках, наоборот, качество воды соответствует питьевой, хотя в предыдущих наблюдениях были выявлены превышения, например, по нитрат-ионам в 2-3 раза. Качество воды в родниках изменчиво в зависимости от сезонов года, наличия осадков, состава водовмещающих пород и высоко чувствительно к состоянию территории водосбора – любые загрязнения просачиваются в неглубоко залегающие подземные воды, которые питают родники. Различия в показателях качества воды в разное время указывают на необходимость регулярного мониторинга качества воды в родниках. По оценкам Роспотребнадзора Ленинградской области, около 40% сельского населения не обеспечены качественной питьевой воды. По опыту изучения проблемы АНЭО «Друзья Балтики» и партнеров, значительная часть сельского населения области, а также частично городского традиционно с разной степенью регулярности используют родниковую воду как основной источник питьевого водоснабжения. Пополнение грунтовых вод, питающих родники, происходит за счет атмосферных осадков, выпадающих на малые водосборы, и способствующих поступление загрязнений с поверхности. Поэтому среди вопросов охраны родников важно устанавливать водоохранные зоны родников с учетом границ малых водосборов. Cтатус родников в законодательстве В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 5 и ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ родники являются природными выходами подземных вод, относятся к поверхностным водным объектам и находятся в федеральной собственности. Пользование родником, выходящим на дневную поверхность, рассматривается как использование поверхностного водного объекта. Однако наличие каптажа определяет эксплуатируемый водный объект как подземный и его использование осуществляется в соответствии с законодательством РФ о недрах. Сведения о водных объектах включаются в государственный водный реестр для обеспечения комплексного использования водных объектов, их охраны, предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (п. 3 и п. 4 положения о ведении водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 253) Ведение водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов. Согласно пп. «в», «к» и «н» п. 12 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" в реестр вносятся сведения о поверхностных водных объектах, предоставляемые на безвозмездной основе Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), о подземных водных объектах предоставляемые на безвозмездной основе Федеральным агентством по недропользованию, органами местного самоуправления - о режимах особой охраны для водных объектов, о договорах водопользования и т.д. Согласно п. 8 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов № 219 от 10.04.2007 мониторинг проводится Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По п. 17 Положения, вышеуказанные ведомства взаимодействуют при осуществлении мониторинга с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в части использования сведений, получаемых при ведении социально-гигиенического мониторинга, об оценке качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также об оценке состояния водных объектов, используемых для рекреационных целей и содержащих природные лечебные ресурсы. Таким образом, включение родников в водный реестр, их мониторинг как водных объектов регламентирован законодательством. Однако на практике исполнение законодательства о родниках практически не происходит, только единичные родники включены в водный реестр и подвергаются государственному мониторингу и охране. Важно усиление взаимодействия Росгидромета, Роснедр, Роспотребнадзора и Росводресурсов по выявлению родников и передаче данных о родниках для внесения в Государственный водный реестр и дальнейшего мониторинга их состояния. На практике в зависимости от ситуации вопросы использования и мониторинга состояния родников решаются разными способами. В различных регионах России проблема мониторинга качества воды в родниках поднимается общественными организациями, есть примеры мониторинга и благоустройства социально значимых родников за счет бюджета местных администраций. В некоторых регионах, например, в Московской, Ульяновской области, выборочные родники охраняются как памятники природы. Многие родники являются Православными Святыми источниками, и они обустраиваются приходами РПЦ. В отсутствие централизованного водоснабжения родники могут рассматриваться как объекты водопользования и, на основании договоров водопользования или по инициативе заинтересованных сторон, ставиться на учёт в Государственный водный реестр, и тогда их статус определяется Водным кодексом РФ. Однако единичные попытки не позволяют решить проблему охраны родников на уровне государства, нет единого подхода к охране родников именно как водных объектов.  
Формулировка предложения (с указанием АДРЕСАТА: органа власти, которому адресовано предложение, например: Министерству транспорта РФ и т.д.)
1. Минприроды России рассмотреть вопрос разработки поправок в Водный кодекс РФ и подзаконные акты, предусматривающие определение статуса родников (особой) социальной значимости для регламентирования порядка выявления таких родников и мониторинга их состояния, определить критерии отнесения таких родников к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. 2. Федеральному агентству водных ресурсов разработать и реализовать программу по выявлению и инвентаризации родников социальной значимости, как резервных источников водоснабжения на случай чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с последствиями изменения климата. 3. Органам государственной исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления: • разработать и реализовать программы по инвентаризации, учёту и мониторингу состояния родников на своей территории и использованию их населением; • передавать в ФАВР сведения о родниках для внесения в Государственный водный реестр; • инициировать организацию водоохранных зон и зон санитарной охраны родников; • регулярно информировать население о качестве родниковых вод, причинах и рисках несоответствия качества родниковых вод требованиях законодательства; • содействовать общественным организациям, включая информационную и методическую поддержку, в исследовании и принятии мер по охране родников и других водных объектов и восстановлению русел малых водотоков (рек и родников); • учитывая важное экологическое, историко-культурное, эстетическое, рекреационное значение, а также высокую ландшафтную ценность родников придавать им статус памятников природы, что позволит ввести на участках, занятых родниками, режимы особой охраны и использования в соответствии с действующим федеральным законодательством. 4. Роспотребнадзору и его территориальным отделениямрасширить региональные реестры водоисточников и перечни источников нецентрализованного водоснабжения, подверженных лабораторному контролю, родниками высокой социальной значимости. Социальную значимость рекомендуется определять на уровне субъектов региональными нормативными актами в соответствии с данными по использованию родников населением от местных администраций. На основании заявок местных администраций некоторые особо значимые родники рекомендуется проверять по расширенному набору показателей для источников централизованного водоснабжения. Информацию о результатах проверок публиковать открыто в ежегодных отчетах Роспотребнадзора и на каналах ведомства, доводить до сведения местных администраций для дальнейшего информирования населения администрациями.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: