Профессиональное общение специалиста




План лекции

1.Сущность профессионального общения. Функции профессионально общения.

2.Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Общение как восприятие людьми друг друга.

3.Деловое общение, особенности и общая характеристика

4.Вербальное и невербальное общение

5.Стили общения и этапы его реализации

Список литературы:

 

Общение понимается как процесс взаимодействия людей, идеальной целью которого служит принятие друг друга как безусловной ценности, а прагматическими задачами - обмен информацией, чувствами, действиями, образцами поведения на основе взаимного интереса и душевного расположения между участниками. Таким образом, общение можно рассматривать как фактор, оптимизирующий любой процесс и тем самым позволяющий качественно решать всевозможные социальные, профессиональные образовательные задачи.

Профессиональное общение - это социально-значимая совместная деятельность на основе профессиональных компетенций, предполагающая согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.

Опираясь на приведенное определение общения, нетрудно обозначить основные функции, которые оно выполняет в реальном поведении человека. К ним относятся контактная, информационная, побудительная, координирующая, социально-перцептивная, презентативная, интерактивная, аффективная и корректирующая.

Контактная функция заключается в готовности к взаимодействию, передаче и приему информации, поддержанию этой готовности на уровне, необходимом для полноценного общения. Информационная функция состоит в обмене участников этого процесса различной информацией. Как правило, побудительная функция связана со стимулированием активности партнеров различными средствами, а координирующая - помогает согласовывать действия, приводить в порядок нарушившееся равновесие. Тонкое и глубокое восприятие людьми друг друга в рамках не только их социальных, но и межличностных ролей, обеспечивающее взаимопонимание и активное взаимодействие партнеров, отражает социально-перцептивную функцию. Грамотное предъявление себя партнеру, самовыражение с помощью доступных в данной ситуации средств характерно для презентативной функции общения. Обмен идеями, действиями, образцами поведения в процессе контакта представляет интерактивную функцию. Аффективная функция общения связана с проявлением при взаимодействии людей эмоций, поддержанием их в выбранной тональности. И, наконец, корректирующая функция в любом, а особенно педагогическом процессе едва ли не самая главная, поскольку способствует изменению поведения, личностных смыслов, мотивов и ценностных ориентаций партнера по взаимодействию.

Основные механизмы познания другого человека в процессе общения способны повлиять на развитие субъектов взаимодействия:

идентификация (от лат. identifico -отождествление, уподобление) - способ понимания человека через уподобление себя ему, попытка поставить себя на его место;

эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, прочувствования; эмоциональный отклик на проблемы другого человека;

рефлексия (от лат. reflexio -обращение назад) - это знание того, как партнер по общению понимает меня.

Способы воздействия на партнера:

Заражение. Бессознательная, невольная подверженность человека определенным психическим состояниям. Проявляется через психический настрой, определенное эмоциональное состояние. Чем выше уровень развития личности, тем слабее механизм «заражения».

Внушение. Неаргументированное воздействие на человека. Передача информации осуществляется с учетом ее некритического восприятия. Внушение не нуждается в доказательствах и логике. Явление сопротивления внушению называется контрсуггестией.

Убеждение. Интеллектуальное воздействие на сознание человека через логически обоснованную информацию, обращение к его критическим суждениям.

Подражание. Это воспроизведение человеком черт и образцов демонстрируемого поведения. Основой для подражания может быть человек или выработанные нормы поведения.

Знакомство с разными уровнями общения (А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, А.А. Леонтьев и др.) позволит увидеть их разнообразие, определить наиболее приемлемые варианты для профессиональной сферы и найти «противоядие» для неценных уровней общения.

Примитивный уровень общения вряд ли способен реализовать ценностные подходы к личности коммуникантов в процессе самого взаимодействия, поскольку человек в условиях этого варианта - предмет, нужный или мешающий, которым можно либо овладеть, либо оттолкнуть в случае ненадобности. Этот уровень требует овладения искусством поставить на место «примитивного» партнера. Манипулятивный уровень по своим приемам близок к примитивному и демонстрирует приемы манипулирования субъектом общения на пути к непременному выигрышу, психологическому или материальному. Манипулятивное общение - общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Решение большого количества профессиональных задач часто предполагает и реализуется именно через это общение. Не слишком продуктивен и стандартизированный уровень общения, поскольку это формальное взаимодействие, «контакт масок» «тигра», «зайца», «клоуна» и т.п.

Ритуальный уровень общения отличается тем, что партнер является необходимым атрибутом реализации ритуала и знает правила игры. Главное - подкрепление связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений, повышение самооценки и самоуважения. К сожалению, в ритуальном общении партнер лишь необходимый атрибут и его индивидуальные особенности несущественны. При наличии множества ритуалов имеет значение компетентность относительно конкретного ритуала в процессе выполнении роли: социальной, профессиональной, межличностной. Более высокую ступень коммуникации демонстрирует конвенциональный уровень, отражающий полноценное человеческое общение. В нем - знание правил взаимодействия, понимание, забота о партнере, готовность встать на его место. Конвенциональный уровень требует высокой коммуникативной культуры и способствует разрешению разнообразных межличностных проблем.

Представляется ценным игровой уровень общения, в котором сочетаются тонкость содержания, богатство оттенков взаимодействия. В процессе такого общения его участники как бы «отражаются друг в друге», «играют друг в друга». Явно подчеркивается ценность возникших человеческих отношений, что особенно необходимо в образовательной системе. Как правило, диалог, взаимный интерес, сотрудничество отличают деловой уровень коммуникации. Ценность этого варианта заключается в опоре на важнейшие ценности: заботу, взаимное понимание, помощь, истину и т.п., создающие возможности для полноценного глубокого взаимодействия.

Самый высокий уровень человеческого общения - духовный. На этом уровне субъект общения является носителем духовного начала и происходит постижение подлинных ценностей. Уникальны отношения личности, поскольку свобода самовыражения не имеет границ. Вероятно, во многом духовное общение по своему внутреннему наполнению совпадает с общением гуманистическим. Гуманистическое общение - это личностное общение, удовлетворяющее потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Глубина общения ведет к совместному изменению представлений партнеров, к пониманию высокой ценности личности. Естественно, что гуманистический уровень общения напрямую зависит от индивидуальности, ее внутреннего потенциала. При этом партнер воспринимается целостно, а взаимодействие строится на доверии общающихся. Это исповедальное общение.

Общение как обмен информацией. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Отметим специфические особенности обмена информациипри коммуникации между двумя людьми. Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации.

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры: предвзятости и беспричинной негативной установки; отрицательной установки, введенной в ваш опыт кем-то из людей; «боязни» контакта с человеком; «ожидания непонимания»; «неверных стереотипов» и др.

Общение как взаимодействие предполагает,что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы выполнять совместную деятельность на основе сотрудничества.

Служебные контакты строятся на партнерских началах, исходят из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором профессионального процесса.

Общение как восприятие людьми друг друга. Восприятие и понимание другого человека в общении имеет принципиальное значение в коммуникации. Особую роль играет первое впечатление. Оно в основном складывается на фоне двух источников информации: одежда человека, его имидж; манера поведения человека (как ходит, сидит, разговаривает, куда смотрит и т.п.).

В общении должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса, которое может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

Деловое общение, особенности и общая характеристика. Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Спецификой является регламент - подчинение установленным ограничениям, определенным национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Деловое общениевключено в совместную, продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Общение всегда включено в практическую деятельность (индивидуальную или групповую). Между деятельностью и общением существуют различия: результатом деятельности является создание материального или идеального продукта (формулировка цели, мысли, высказывания), а итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга; деятельность является формой активности, развивающей человека интеллектуально, а общение - видом активности, формирующей и развивающей его как личность.

Цель делового общения – организация и оптимизация определенного вила совместной деятельности. Для ее реализации необходимо ориентироваться на принципы делового общения:

-создание условий для выявления творческого потенциала и профессиональных компетенций личности;

-полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценки его деловых качеств.

С точки зрения средств, выполняющих основную коммуникативную нагрузку, общение подразделяется на вербальное (главным средством является слово, речь) и невербальное (осуществляемое преимущественно через мимику, жесты, пантомимику и т.п.).

Вербальное общение осуществляется с помощью слов. Речь человека точно и беспристрастно фиксирует интеллектуальные соображения человека, служит средством передачи однозначно трактуемых сообщений, координирует совместную деятельность, помогает осмыслить душевные переживания человека и т.п.

Важнейшей среди систем невербального поведения человека является оптическая система, которая связана со зрительно воспринимаемыми физическими данными человека и движениями лица, рук и ног, всего тела. Совокупность визуальных проявлений человека, т.е. язык его тела, обозначается термином кинесика. Среди ученых нет единого мнения относительно составляющих кинесики. Чаще всего в нее включают три группы явлений: физиогномику (строение лица, туловища, конечностей и т.д.); движения глаз, лица, конечностей (взгляд, мимика, жесты); движение, размещение тела в пространстве (пантомимика: поза, походка, пластика).

Значительную роль в общении выполняет мимика, т.е. изменения лица, вызываемые психоэмоциональным состоянием человека. Поэтому по лицу, как по раскрытой странице книги, можно узнать многое. Существует даже специальная наука физиогномика, исследующая возможности отражения внутреннего мира человека в чертах его лица и формах тела, имеющая тысячелетнюю историю.

В акустическом аспекте поведения представлены просодическая и экстралингвистическая позиции. Просодику составляют интонационные стороны звучащей речи: сила и интенсивность, высота, тембр голоса, а экстралингвистику - звуковые вкрапления в речь в виде плача, кашля, смеха, неартикулированной голосоподачи и т.п. Понятно, что умение свободно распоряжаться этими средствами обеспечивают дополнительные возможности влияния на человека.

Такесика представляет тактильно-кинестезическую сферу поведения личности. Она включает в себя различные формы и способы физического контакта, который проявляется в рукопожатии, поцелуе, поглаживании, похлопывании.

Ольфакторная системаобщения связана с учетом в процессе взаимодействия естественных и искусственных запахов. Сегодня уже научно доказано, что запахи на бессознательном уровне обеспечивают влечение людей друг к другу.

Проксемика как явление невербального поведения отражает пространственно-временную организацию общения, а именно расположение партнеров относительно друг друга и длительность контакта. В разных культурах приняты различные пространственные ограничения на взаимодействие людей при определенном характере отношений.

Невербальная система деятельности - это совокупность предписаний, которые, воплощаясь в специфических умениях, обеспечивают установление контактов между партнерами, регулируют взаимоотношения между ними, передают ценностные приоритеты и тем самым повышают результативность профессионального процесса.

Стили общения и этапы его реализации. Рассматривая особенности общения, необходимо отметить еще одну его важнейшую особенность - возможность протекания в различных стилях, задаваемых прежде всего лидером/ руководителем. В зависимости от общего отношения между людьми, выделяются три стиля управления общением: демократический, авторитарный, и либеральный. В соответствии с эмоциональной доминантой, представленной в реальном акте, например, педагогического общения, оно может дифференцироваться на ряд специфических стилей: общение как дружеское расположение, общение - дистанция, общение - устрашение, общение - заигрывание и др.

В общении важны также специфические роли (позиции), которые человек может занимать в ходе взаимодействия. Например, Н.П. Ершов считает возможным выделить такие коммуникативные позиции, как “пристройка сверху” (давление на партнера), “пристройка рядом” (сотрудничество в общении), “пристройка снизу” (приспособление к собеседнику). Общение может протекать как “открытый” или “закрытый” процесс, что также определяется позицией лидера/руководителя. При “открытой позиции” личность, демонстрируя личный опыт, строит свои отношения с партнерами на доверии и уважении их как достойных партнеров по общению. “Закрытой позиции” свойственно намеренное игнорирование человеком любых проявлений теплых личных отношений, использование безучастной, подчеркнуто отстраненной манеры поведения. Довольно часто в популярной литературе отдельные коммуникативные роли получают условное название: “Монблан” (намеренное возвышение над другим человеком); “Китайская стена” (специально “сооружает” и “охраняет” барьер между собой и другим); “Локатор” (избирательно реагирует на человека); “Робот” (действует по программе, не учитывая динамики в содержании и форме общения).

Обладая процессуальным характером, общение имеет ряд последовательно осуществляемых этапов. По К.С. Станиславскому, в нем достаточно отчетливо выделяется пять этапов, позволяющих детально разработать коммуникативную систему:

Ориентирование в окружающих условиях.

Привлечение к себе внимания с помощью разнообразных средств, возможно и нестандартных.

“Зондирование души объекта” и подготовка партнера к общению, выбор оптимального момента для начала общения.

Передача информации с помощью глаз, голоса, интонации и других выразительных средств и стимулирование точного восприятия передаваемого.

Реакция объекта и обмен интеллектуальной, эмоциональной и волевой информацией.

Эффективная реализация указанных этапов зависит от уровня сформированности у личности ряда специфических умений общения, главными из которых являются следующие:

умение “видеть и слышать” партнера (быть внимательным к поведению, словам, жестам, внешнему облику);

умение понимать его (“читать” его мысли и чувства);

умение вести себя (семантически и стилистически грамотно строить речь, использовать невербальные средства действия).

Стили общения

Индивидуальность человека в отношениях с другими людьми определяет его стиль общения, под которым принято понимать систему принципов, норм, методов, приемов взаимодействия и поведения индивида. Наиболее ярко стиль общения проявляется в деловой и профессиональной сфере, в отношениях между деловыми партнерами или между руководителем и подчиненным. Именно поэтому проблема стиля лучше исследована в сфере лидерства - руководства.

Известной является классификация К. Левина, который выделил три стиля лидерства (руководства):

авторитарный (жесткие способы управления, определение всей стратегии деятельности группы, прекращение инициативы и обсуждения принимаемых решений, единоличное принятие решения и т. п.);

демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы);

либеральный (отказ от управления, устранение от руководства).

Согласно указанных стилей лидерства - руководства описываются и стили общения.

Согласно авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных. При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным). При этом лидер (руководитель) не любит, чтобы директивы подлежали обсуждению: их, по его мнению, принадлежит неоспоримо выполнять.

За лидером остается также в роли прерогативы контроль и оценка эффективности деятельности. У руководителей (лидеров) с таким стилем общения, как правило, наблюдается завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, склонность к стереотипам в общении, черно-белое восприятие подчиненных и их действий. Люди с авторитарным стилем взаимодействия имеют догматические мышления, при котором только один ответ правильный (в основном это - мнение руководителя), а все другие ошибочные. Итак, дискутировать с таким человеком, обсуждать принятые ею решения - это пустая трата времени, ведь инициатива других таким человеком не поощряется.

Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.

Все это способствует тому, что каждый из участников общения добровольно берет на себя ответственность за выполнение задания и осознает его значимость в достижении общей цели. При этом участники обсуждения проблемы, в условиях демократического стиля взаимодействия, - это не только исполнители чужих решений, а люди, которые имеют свои ценности и интересы, проявляют собственную инициативу. Именно поэтому названный стиль способствует росту инициативности собеседников, количества творческих нестандартных решений, улучшению морально-психологического климата в группе.

Таким образом, если для авторитарного стиля общения свойственным является выделение своего «Я», то лидер-демократ учитывает во взаимодействии с другими их индивидуально-психологические свойства, изучает их потребности, интересы, причины спада или рост активности на работе, определяет средства воздействия и т.д., т.е. актуализирует «Мы» в налаживании социальных и деловых контактов.

При либеральном стиле общения характерной чертой является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером. Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения.

Руководитель с либеральным стилем общения характеризуется во взаимодействии с другими перекладыванием производственных функций на их плечи, неумением в процессе делового взаимодействия влиять на ее результат, старается избежать любых инноваций. О человеке либерале, можно сказать, что он в общении «плывет по течению», часто уговаривает своего собеседника. В конце концов, при либеральном стиле взаимодействия, типичной становится ситуация, когда активные и творчески сориентированые сотрудники начинают использовать рабочее место и время для деятельности, не связанной с общим делом.

Для описания указанных стилей используются и другие названия:

директивный (командно-административный, авторитарный, при котором человек во взаимодействии с другими является сторонником единоначалия, подчинения их собственной воли, своим приказам, правилам, инструкциям);

коллегиальный (демократический, за которого человек учитывает в общении самостоятельность, инициативность, активность других, доверяет им);

либеральный (при котором человек практически не управляет ситуацией общения, не проявляет коммуникативных способностей, потворствует прочим, проблему если и обсуждает, то формально);

Как видим, у каждого человека складываются определенные стереотипы взаимодействия с другими, которые и определяют ее стиль общения.

Известно ряд исследований, в которых указывается на определенную связь между стилем общения, типом поведения человека, его отношением к деятельности и социокультурными особенностями взаимодействия:

· стиль отражает устоявшиеся способы деятельности определенного типа человека, он тесно связан с психологическими особенностями его мышления, принятия решений, проявления коммуникативных свойств и т.п.;

· стиль общения не является врожденным качеством, а формируется в процессе взаимодействия и изменяется, поэтому его можно корректировать и развивать;

· описание и классификация стилей общения в определенной степени воспроизводят содержание характеристики деловой сферы: специфика поставленных задач, отношений и т.д.;

· социально-экономические, политические, социально-психологические и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения;

· стиль общения обусловлен культурными ценностями ближайшей среды, его традициями, устоявшимся нормам поведения и т.д.

Относительно последней особенности, то здесь речь идет о связи стиля общения с национальной культурой. Практика межличностного взаимодействия показывает, что стили общения, которые являются эффективными в одной культуре, могут не срабатывать в другой. Особенно это касается деловой сферы. Поэтому при установлении деловых контактов следует учитывать тот факт, что деловые люди, воспитанные в разных национальных традициях и условиях, придерживаются и разных мнений относительно поведения и налаживания социальных контактов.

Стиль общения имеет как объективную, так и субъективную основу. С одной стороны, он зависит от моральных норм, социокультурных, социально-экономических и политических факторов, сложившейся системы отношений, а с другой, - от личностных особенностей человека.

В сфере управления на сегодня действует несколько подходов к анализу стилей руководства, а отсюда - и стилей общения, связанных с определенным соотношением субъективного и объективного в процессе установления деловых контактов.

Относительно первого подхода, то он опирается преимущественно на структуру личностно-деловых качеств руководителя. То есть каждый руководитель представляет собой индивидуальность в том смысле, что имеет неповторимое сочетание проявления отдельных структурных компонентов личностно-деловых качеств.

В соответствии с данным подходом созданы две классификации: на основе первой выделяют структуры «руководитель - политический лидер», «специалист», «организатор», «наставник», «товарищ», которые в идеальной системе управления гармонично сочетаются, а на основе второго - в процессе управления применяются авторитарный, коллегиальный и либеральный стили руководства.

Нужного эффекта можно достичь в том случае, если руководитель умеет применять стиль, адекватный ситуации. Что касается второго подхода, то он опирается на объективные факторы в управлении, в связи с чем различают деловой, компанейский и кабинетный стили.

В зависимости от направленности личности стили общения делятся на: исполнительный (ориентация человека на официальную субординацию и межличностные контакты) и инициативный (ориентация человека на дело и на себя).

Когда собеседник стремится достичь успеха в общении и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным. Если в разговоре человек сохраняет эмоциональную дистанцию, независимость в общении, ее стиль характеризуют как отчужденный.

Выделяют также альтруистические (желание помогать другим), манипулнтивные (достижения собственных целей), миссионерские (осторожное воздействие на другого) стили общения.

В условиях, когда партнер по общению проявляет внимание к другому партнеру, его стиль считают внимательным. Внимательный стиль общения может иметь следующие признаки: высказывания благодарности другому в тактичный форме, проявление внимания к личностных проблем собеседника, умение выслушать партнера и посочувствовать ему, готовность прийти на помощь и т.д.

В современной деловой сфере общения получил распространение так называемый трансформационный стиль. Деловые люди, исповедующие этот стиль, обращаются к высоким идеалам и моральным ценностям собеседников, стимулируя их изменять предварительные цели, потребности и старание.

Способы общения и поведение деловых людей строятся таким образом, чтобы продемонстрировать свою уверенность в разговоре, быть примером для подчиненных, вдохновить их на достижение поставленных целей. В целом стиль общения обычно остается постоянным при определенных ситуациях, но если меняются обстоятельства, то возможны адаптация, переход до другого стиля или комбинации стилей.

Большинство людей имеют доминирующий стиль, а также один или несколько запасных, которые проявляются тогда, когда невозможно применить основной. Вместе с тем ни один из названных здесь стилей общения не является универсальным. В одних случаях эффективным может быть альтруизм, консультирование или манипулирование, при иных обстоятельствах - делегирование, отчуждение или авторитаризм.

Типы общения

Для характеристики особенностей общения в социальной психологии используют также понятие «тип общения ».

Известными и описанными в научной литературе являются следующие типы:

менторский тип общения, который основывается на принципе строгого подчинения одного собеседника другому, ориентированный на поучение, инструктаж. В наше время обновления и демократизации общественной жизни, гуманизации отношений для участников взаимодействия особенно неприемлемым становится такой тип общения, ведь он подавляет активность одного из собеседников, становится причиной негативного отношения друг к другу, приводит к ухудшению морально-психологического характера отношений;

«информативный» тип общения, направленный на передачу определенной информации. «Информативный » тип общения в современном коммуникативном процессе не является достаточно эффективным, ведь простая ретрансляция информации приводит к пассивности его восприятия, не создает условий для обмена мнениями, самостоятельного поиска путей решения проблем на основе научной методологии;

«вдохновленное» общение считается настоящим показателем высокой культуры контактов. Этот тип общения, характерный для демократического стиля взаимодействия, отличается активным участием каждого из участников коммуникативного процесса, умением партнеров проявлять требовательность одновременно со справедливостью, умением поддерживать разговор, слушать оппонента и т.д. Именно поэтому принципами такого типа общения является, взаимозаменяемость, взаимопомощь, сотрудничество и диалог;

«конфронтационный» тип общения, который сейчас становится дидактически необходимым, поскольку располагает к дискуссии, диалога с оппонентами. Одновременно только человек способен выражать и закреплять словами и жестами содержание своих чувств и мыслей, называть ими различные явления и предметы. Благодаря этому он создает определенное коммуникативное пространство, в котором объединяются, сосуществуют его внутренний, духовный мир и мир внешний, объективный.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: