Введение
Актуальность проблемы для российского общества обусловлена тем, что в Российской Федерации признаны и конституционно закреплены личные права и свободы человека и гражданина, однако их реализация еще во многом далека от совершенства.
Цель работы – рассмотреть понятие и содержание правового статуса личности.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- раскрыть структуру виды и содержание правового статуса человека и гражданина;
- рассмотреть систему гарантий обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- проанализировать механизм защиты прав и свобод в РФ.
Объектом исследования является конституционно-правовое закрепление правового статуса человека и гражданина.
Предмет исследования: изучение и анализ правового статуса личности.
В работе исследовались работы таких отечественных юристов как: М.В. Баглай, Н.А. Боброва, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, В.Л. Карташкин, И.А. Кравец, В.О. Лучин, Г.В. Мальцев, П.И. Матузов, А.В. Мицкевич, Н.Ю. Хаманева, В.С. Шевцов, Б.С. Эбзеев и др.
Методологическую основу исследования составляет материалистический подход к проблемам диалектически развивающегося мира, включая общественные процессы, познание общественных явлений в их историческом развитии, противоречиях и системных взаимосвязях, с учетом соотношения общего и особенного.
Общая характеристика правового статуса личности
Понятие правового статуса личности
Современный процесс геополитических и демократических преобразований неминуемо ведет к первоочередной необходимости признания общечеловеческих ценностей, как основы общественного развития в XXI в., а также требует принципиальных изменений о теоретических представлениях правовой науки. Одним из важнейших среди них является не только признание, но и имплементация концепции правового государства, согласно которой граждане, их права и свободы признаются наивысшей ценностью.
Некоторые авторы, к структуре правового статуса личности относят правовой интерес. большинство ученых- теоретиков, составляющее первую группу, под правовым статусом понимают совокупность прав, свобод и обязанностей личности. Л.В. Воеводин в своем учебном пособии, посвященном юридическому статусу (положению) личности, в качестве его структурного элемента также не упоминает интересы (законные интересы) личности. Вторую группу представляют те авторы, которые, напротив, полагают, что законные интересы следует рассматривать в качестве элемента правового статуса. Здесь следует обратить внимание на позицию Н.М. Чистякова, В.Л. Кулапова и А.В. Малько. Еще ранее Н.В. Витрук считал, что структуру правового статуса, помимо прав, свобод и обязанностей, следует дополнить законными интересами граждан. Отметим, что зачастую категории прав и законных интересов приводятся учеными и законодателем как однопорядковые. Так, А.Е. Аврутин одну из глав своего учебного пособия назвал как «Юридические гарантии обеспечения законности и правопорядка, прав и законных интересов граждан». В ч. 2 ст. 36 Конституции РФ закрепляется, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среды и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». В ч. 3 ст. 55 Основного закона записано, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нрав понимают совокупность прав, свобод и обязанностей личности. Л.В. Воеводин в своем учебном пособии, посвященном юридическому статусу (положению) личности, в качестве его структурного элемента также не упоминает интересы (законные интересы) личности. Вторую группу представляют те авторы, которые, напротив, полагают, что законные интересы следует рассматривать в качестве элемента правового статуса. Здесь следует обратить внимание на позицию Н.М. Чистякова, В.Л. Кулапова и А.В. Малько. Еще ранее Н.В. Витрук считал, что структуру правового статуса, помимо прав, свобод и обязанностей, следует дополнить законными интересами граждан. Отметим, что зачастую категории прав и законных интересов приводятся учеными и законодателем как однопорядковые. Так, А.Е. Аврутин одну из глав своего учебного пособия назвал как «Юридические гарантии обеспечения законности и правопорядка, прав и законных интересов граждан». В ч. 2 ст. 36 Конституции РФ закрепляется, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среды и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». В ч. 3 ст. 55 Основного закона записано, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Думается, что третью группу ученых представляют те из них, которые по рассматриваемой проблеме занимают промежуточную позицию. В частности, М.Н. Марченко подчеркивает, что с понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности, т.е. юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Ученый считает, что в отличие от прав и свобод содержание законного интереса не определено конкретно законодателем, ибо это обусловлено тем, что правовые нормы не способны заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и, соответственно, не могут и не должны детально регламентировать непрерывно развивающиеся и возникающие впервые притязания человека на социальные блага.
Наконец, четвертая группа объединяет тех теоретиков, которые, обращаясь к характеристике законных интересов, выводят последние за рамки правового статуса. Например, С.Н. Кожевников убежден в том, что законные интересы – это, как и нормы права, предпосылка правового статуса, а не его элемент. Автор обращает внимание на то, что первые – это момент на пути формирования новых прав и свобод граждан; в содержание правового статуса законные интересы не входят, пока не будут опосредованы правом, т.е. не станут правовыми нормами. Еще более определенной по обсуждаемому вопросу является точка зрения Е.А. Лукашевой, которая считает, что законные интересы – это категории, выходящие за пределы правового статуса. По ее мнению, законные интересы, т.е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям, независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит «правовой защите со стороны государства». Интерес – это категория внеправовая, или «доправовая», и закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Е.А. Лукашева, резюмируя, пишет, что следует ограничить понятие правового статуса категориями прав, свобод и обязанностей.
На наш взгляд, законные интересы выходят за рамки правового статуса личности. Причем первые по отношению к правовому статусу личности занимают двоякое место. Во-первых, они предшествуют правовому статусу, имея в виду необходимость их учета законодателем, формирующем правовые предписания. Г.Н. Иконникова и В.П. Ляшенко, как представляется, обоснованно заметили следующее: «В связи с тем, что в политически организованном обществе право не может существовать вне государственного признания, понятие законный интерес приобретает субъективный характер. Государственное признание и законодательное санкционирование не могут обойти то, что является самым главным в жизнедеятельности людей – их интересы. Именно из-за столкновения интересов возникает обращение государства к понятию законный интерес, предоставляющему возможность для проведения политики своего укрепления и обращения к нему как к инструменту согласования интересов посредством права и юридических законов». Отмечая сходство интереса и позитивного права, тесную связанность друг с другом, в литературе замечается, что ни интересы, ни право не могут быть изолированы от экономических условий деятельности и сознания участников общественных отношений. Формирование позитивного права было предопределено потребностью создать стабильные условия деятельности и столкновение социальных интересов.
Само право детерминировано интересами общества. Во-вторых, законный интерес должен рассматриваться как компонент социально-правовой психологии правосознания, существующий наряду с волей, целью, мотивами деятельности, т. е. той группой компонентов механизма социально-правовой регуляции поведения, которые обусловлены объективными потребностями и служат связующим звеном между экономическими факторами и деятельностью личности. С.В. Михайлов определяет интерес «как потребность субъекта, имеющую общественный характер и проявляющуюся в деятельности по осознанию и реализации целей в общественных отношениях». В данном случае можно утверждать, что, во-первых, законный интерес определяет направленность субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений; во-вторых, права, свободы и обязанности как компоненты правового статуса личности выступают в качестве юридических средств удовлетворения соответствующих законных интересов. Умение пользоваться своими права и свободами, исполнять возложенные обязанности отражает социальную характеристику самой личности, а также ее активность. Через реализацию своих прав и свобод человек имеет возможность удовлетворить свои интересы в материальной и духовной сферах, воздействовать на государство и общественные институты.
Как известно, в юриспруденции уже описаны принципы правового государства, среди которых: непреложность и первоочередность свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность; справедливое распределение прав и обязанностей, а также взаимная ответственность между личностью и государством; наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением и реализацией законов. Указанные принципы должны гарантироваться системой мер экономического, политического, социального, правового, организационного характера, которые обеспечивают: полновластие народа, широкое развитие общественного самоуправления, подконтрольность, эффективность, подчиненность государства, его должностных лиц обществу; исключение возможности чрезмерной концентрации власти у одной из ветвей властей; реальную возможность для граждан и других субъектов права защищать личные права и законные интересы в судебном порядке; ответственность всех должностных лиц за свои действия в отношении граждан.
Рассматривая историю становления института прав и свобод человека, можно отметить логическую связь нормативных документов разных эпох, например, таких, как Великая Хартия вольностей (1215 г.), Петиция о правах (1789-1791 гг.), Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и др. Содержание указанных правовых актов раскрывает путь формирования юридических конструкций в сфере прав и свобод граждан: утверждение норм сначала в социально-ограниченном варианте, последовательное развитие, обогащение содержания, постепенное распространение на другие группы юридических норм, а тогда признание достижений развитых, цивилизованных стран в области прав граждан другими странами. В этом процессе постепенной универсализации положений о правовом равенстве людей существенную роль сыграли представления об общепризнанных и неотъемлемых правах человека, которые должны устанавливаться и гарантироваться публичной властью и ее законами.
В разные исторические периоды понятие и содержание прав и свобод человека и их гарантии не были одинаковыми. Обратимся к трактовкам этих понятий древними мыслителями. В античных государствах существовала теория равности людей от рождения, в соответствии с которой люди имеют одинаковые, обусловленные природой права, которые должны гарантироваться государством. Так, Платон размышлял о справедливом государстве, которое обязано построить свою деятельность так, чтобы все граждане были подчинены только нормам и принципам, вытекающим из идей блага и справедливости. Совершенным является такое государство, которое стремится к благу и справедливости. Государство признается гарантом человека и имеет обязанности перед ним, что приводит к обратной связи, когда и у гражданина появляются обязанности перед обществом, направленные на поддержку существования и развития государства.
Для современного российского общества характерными чертами следует считать, с одной стороны - изменчивость и адаптивность, а с другой -разобщенность и дифференцированность. Соционормативная система российского общества, как симбиоз социальных норм и правовых ограничений, значительно отличается в регионах России, что объективно обусловлено территориальными и социально-экономическими особенностями их развития. В этих условиях именно государство призвано выступать гарантом реализации основных конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивая максимальную сбалансированность своего воздействия в зависимости от потребностей каждого региона.
Юридические возможности личности в государстве определяются именно разграничением прав человека и прав гражданина. Совокупность
важнейших прав, свобод и обязанностей лица, которые требуют правового регулирования и соответствующей защиты со стороны государства, называют правовым статусом лица. Подчеркивая две составные части в формуле «права человека и права гражданина», можно отметить, что первые возникают из естественного права, а вторые – из позитивного. Права человека являются исходными, неотчуждаемыми, принадлежащими ему от рождения, а права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному политическому сообществу.
Термин «лицо» в этом контексте необходимо использовать как объединительное понятие «человек» и «гражданин» во взаимосвязи с правами и обязанностями. Это во многом определяется дуализмом правового статуса лица, выступающего в соответствующих сферах или как человек, или как гражданин. Лицо выступает как человек в сфере гражданского общества, и как гражданин - в сфере политической общности. Эта дуалистическая концепция, разделяющая индивидуума на человека и гражданина, воплощенная как в международно-правовых документах, так и в конституциях большинства стран.
Большинство отечественных ученых разделяют мнение о том, что ядром правового статуса личности являются права и обязанности, но есть и другой взгляд, согласно которому права и обязанности - это только главный элемент правового статуса. Относительно правового статуса лица, более расширенное понятие предоставляет Р.А. Фахматуллин, который трактует его как общие, основополагающие начала, с помощью которых в Конституции определяются основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также гарантии их осуществления, т.е. возможность иметь, владеть, пользоваться и распоряжаться экономическими, политическими, культурными и другими социальными ценностями, благами; пользоваться свободой действий и поведением в пределах Конституции и других законов.
Методологическое значение категории «статус лица» заключается в том, что она позволяет определить его права, свободы и обязанности в целостном и системном единстве и с точки зрения их взаимообусловленности. Реализация лицом определенных прав и свобод предполагает наличие у него ряда обязанностей, благодаря чему достигается компромисс, согласование интересов различных субъектов. Более того, считаем, что нормативной предпосылкой осуществления охраны и защиты прав и свобод личности является ее правовой статус. Он дает возможность целостно охарактеризовать права, свободы и обязанности человека с точки зрения их взаимообусловленности. Стремление развивать и укреплять демократическое, социальное, правовое государство невозможно без утверждения в общественном сознании и социальной практике неотъемлемых и неотчуждаемых как на уровне должностных лиц, так и самих граждан естественных прав и свобод человека. Это связано с тем, что для правового государства охрана и защита прав человека, обеспечение границ его свободы в обществе, недопущение нарушения пространства свободы, определенного правом, - это не просто ее органические политико-правовые функции, это ее главная цель, которой должны подчиняться все ее свойства, качества, характеристики. При этом согласны с С.А. Буткевичем в том, что данное направление деятельности приобретает особую значимость в условиях введения чрезвычайных правовых режимов.
Статья 17.1 Конституция РФ закрепляет, что права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Согласно этой норме-принципу и должна строиться современная государственная власть, а также определяться принципиально новые задачи и функции государства, его органов власти и должностных лиц. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность.
Понятия «правовой статус личности» и «правовое положение личности» являются тождественными, исходя из логической, лингвистической, социологической и юридической интерпретации данных категорий. Их разграничение отдельными авторами (Н. В. Витруком, В. А. Кучинским, Н. С. Малеиным и др.) выглядит искусственно, не имеет под собой абсолютно никакого теоретического, праксеологического и дидактического значения, на что совершенно верно указывают многие ученые-юристы (Н. И. Матузов, П. Г. Семенов, В. В. Оксамытный и др.).
В самом общем плане - это юридическое закрепление обще социального положения личности в правовой системе гражданского общества, которое обеспечивается мерами государственного и негосударственного воздействия.
К основным признакам юридического статуса личности относятся следующие.
1.Его фактическую основу составляет общесоциальное положение личности в том или ином гражданском обществе, которое обусловлено внутренними и внешними, постоянными и временными, экономическими и политическими, социальными и духовными, объективными и субъективными, позитивными и негативными обстоятельствами реальной жизни[1].
2.Это юридическое положение личности, по мнению подавляющего большинства авторов (Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, В. А. Кучинского, Л. А. Морозовой, Т. Н. Радько и др.), признается только государством. Тем самым недооценивается роль других институтов гражданского общества, поскольку отдельные элементы и даже юридические статусы личности могут также закреплять негосударственные организации как внутри страны (например, общественные объединения, органы местного самоуправления, политические партии, разнообразные корпоративные учреждения), так и международные организации (Международная организация труда, ЮНЕСКО, Европейский Суд по правам человека, Межамериканская Комиссия по правам человека).
4.Данный признак дополняет и конкретизирует предыдущий. Суть его заключается в том, что юридический статус личности закрепляется не только в нормативных правовых актах (конституциях, органических и текущих законах и подзаконных актах, других формально-юридических источниках права), о чем пишут многие отечественные ученые, но и в правоприменительных актах (когда, например, соответствующий компетентный орган устанавливает персональный статус инвалида или ветерана труда), актах официального юридического толкования.
5. Юридический статус личности является важнейшим элементом правовой системы любого общества. Этот существенный аспект проблемы впервые подробно обосновал профессор Н. И. Матузов. Следует также обратить внимание на то, что юридический статус личности представляет неотъемлемую часть правовой культуры индивидов, их коллективов и организаций, гражданского общества в целом.
6.Юридический статус - это динамичное явление и состояние личности. В процессе эволюции (революции и пр.) общества юридический статус личности может быть расширен либо ограничен (законодателем, судом, иным компетентным органом). Когда же речь идет об основных, как правило конституционных правах и свободах, то в данном случае действует достаточно жесткий режим их ограничения. Так, в ст. 19 Основного закона Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. установлено: «Поскольку согласно настоящему Основному закону какое-либо основное право может быть ограничено законом или на основании закона, такой закон должен носить общий характер, а не относиться только к отдельному случаю. Кроме того, в законе должно быть названо это основное право с указание статьи Основного закона» (п. 1). «Существо содержания основного права, - отмечается в п. 2 ст. 19, - ни в коем случае не может быть затронуто».
Подобное положение в п. 3 ст. 55 Конституции РФ сформулировано следующим образом: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». А в п. 1 ст. 56 Конституции РФ отмечено, что в «условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия» Юридический статус предполагает потенциальную возможность личности на активное и/или пассивное правовое поведение. Например, каждый российский гражданин имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ), право, которым он может воспользоваться, либо по каким-то причинам проигнорировать его реализацию. В то же время каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Данный императив предполагает возможность либо правомерного, либо неправомерного поведения и, естественно, наступления соответствующих юридических последствий[2].
6.В науке достаточно распространенным является вывод, согласно которому юридический статус личности обеспечивается мерами государственного воздействия (В. А. Кучинского, А. И. Лепешкина, В. И. Новоселова, В. А. Патюлина и др.). Это положение верно, но лишь отчасти. Дело в том, что кроме государственных гарантий юридического статуса, каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 38 Конституции Республики Армении). Любой человек может обратиться за защитой своего правового статуса в профсоюзы, общества защиты прав потребителей, адвокатские сообщества, правозащитные национальные и международные негосударственные организации. Современное состояние законности и правопорядка, например, в российском обществе, к сожалению, как раз и показывает, что суды, правоохранительные и другие государственные органы не способны достаточно надежно и эффективно защитить правовой статус личности, ее жизнь, собственность, семью, свободу и достоинство.
7.Юридический статус личности носит объективно-субъективный характер. С одной стороны, он обусловлен внутренними и внешними, экономическими и политическими, социальными и духовными обстоятельствами, а с другой - зависит от конкретных субъектов, устанавливающих данный статус, а именно: уровня их общей и правовой культуры, профессионализма, умения, навыков, мастерства, других физиологических и психологических факторов.
Иного мнения придерживается Л. Д. Воеводин. Он пишет, что объективность содержания правового положения личности заключается вне зависимости его от «воли и сознания отдельной личности и даже сколько-нибудь обширной группы людей». Думается, что какие-то контраргументы здесь излишни.
9. Личность, права и свободы, законные интересы и другие элементы ее юридического статуса должны являться высшей ценностью, обусловливающей развитие всех сфер жизнедеятельности гражданского общества, определяющей уровень его цивилизованности и прогрессивности. При этом нельзя забывать о конструктивных и диструктивных характеристиках отдельных людей, проявлениях их юридической антикультуры, которые не способствуют формированию зрелого гражданского общества. Но это уже другая сторона проблемы, которая требует самостоятельного и обстоятельного исследования[3].